...Прежде всего хочу поблагодарить принимающую сторону. Сегодня
Илья (Белоус) сказал достаточно много негатива про УрФУ, я наверное
мог бы сказать не меньше. Но не буду. Потому что, можно сказать, благодаря «мягкой силе» патриотического гражданского общества мы получили и
данное мероприятие, и я надеюсь, что действительно УрФУ поворачивается в патриотическую сторону. Но - перейдем к теме доклада.
Объект и метод
Название доклада звучит как «Война с историей как элемент мягкой войны против России». Сразу поясню - в некоторых школах
Война с историей выделяется как отдельный вид неклассической войны, в некоторых не выделяется. Я пользуюсь методологией МОФ «Экспериментальный творческий центр» (
Центр Кургиняна, движения
«Суть времени»). Мы предпочитаем этот термин вводить. Поясню почему.
Иногда
Война с историей рассматривается как вид
Информационно-психологической войны (например, говорится о «Психо-исторической войне»), но реально и по объекту воздействия, и часто по информационному сопровождению это вещи разные.
Война с историей - это вид неклассической войны, такое системное воздействие на общество, которое имеет своей целью уничтожение идентичности личности, общества, народа через слом его исторического самосознания.
То есть, если мы имеем дело с
Войной с историей - речь идет об атаке на идентичность, и прежде всего на историческое самосознание, которое является как бы «осью» идентичности. Объект воздействия в
Информационно-психологической войне - это общественное сознание в целом. Тем не менее,
Война с историей и
Информационно-психологическая война часто пересекаются, то есть она может нести в себе информационно-психологическую составляющую. А может не нести.
Февраль 2013, «Гарлем шейк» на памятнике воинам-интернационалистам в Краснотурьинске - YouTube
Например, «гарлем шейк» сам по себе - это инструмент
Информационно-психологической войны. Если тот же «гарлем-шейк» танцуют на памятнике воинам-интернационалистам,
как это было в Краснотурьинске, - это уже
Война с историей, которая ведется средствами
Информационно-психологической войны. А вот если тот же памятник «без шума» выносится за черту города, или «сгнивает» из-за отсутствия должного ухода - это тоже
Война с историей, но она проходит тихо, практически не отражаясь в информационном пространстве. При этом реальность - меняется, и уже потом, опосредованно, меняется общественное сознание.
Основные направления
Можно выделить следующие основные направления
Войны с историей на сегодняшний день в России:
Во-первых, это разного рода «альтернативная история»:
- чисто постмодернистские концепции, абсолютно оторванные от реальности. Самый яркий пример - «исторические» работы Фоменко;
- постмодернистско-архаические, в том числе псевдославянские неоязыческие концепции (родноверие, «рун-вера», «инглинги» и так далее). Негативное воздействие этих концепций мы можем видеть прямо сейчас на Украине, когда в том же батальоне «Азов» русские парни, националисты-язычники из России, вместе со своими украинскими «единоверцами» воюют против Донбасса;
- в принципе все сектантские концепции. Каждая секта имеет свое универсальное мировоззрение, своё видение истории, чаще всего несовместимое с историческим путем России, русской идентичностью;
- также в этом ряду можно вспомнить некогда популярное «ордынство», утверждающее преемственность русской государственности (а также письменности, культуры, и так далее) от Золотой Орды и многое другое.
Родноверы на «русском марше» в Люблино, 2014 год - «Артполитинфо»
Во-вторых, это часто смыкающееся с «альтернативно-историческими» сепаратистские концепции, базирующиеся на:
- формировании анти-русской идентичности больших и малых народов России;
- конструировании субэтносов самого русского народа (казаки, поморы, сибиряки) и историческом обосновании регионализма (соответственно - Казакия, Поморская республика, Сибирская республика, а также Уральская республика, Дальневосточная республика)
Данный вид
Войны с историей сложно рассматривать отдельно, в «чисто историческом» ключе, так как он тесно связан с широким фронтом
диффузной сепаратистской войны на территории России. А в случае Поволжья и Кавказа - является частью
мироустроительного процесса Большого Ближнего Востока и Средней Азии, акторы которого из состояния этнического национализма уже переведены в состояние «архаического интернационализма» в пан-тюркистском или халифатистском духе. Но тем не менее, и в этом случае, несмотря на довлеющее влияние религиозного, идеологического, геополитического, экономического факторов, формирование анти-русской идентичности, анти-русского исторического самосознания на территории играет крайне важную роль.
Татарстан, 2012 год. Автопробег «Хизб-ут-Тахрир» (запрещенная в России организация) - vk.com
И третий вид, или третье направление
Войны с историей, являющееся, на самом деле, генеральным - можно назвать искажением истории. Тут всё относительно понятно: есть некое базовое представление об историческом пути России, которое разделяется и государством, и народом. Представление о величии Отечественной истории, подвигах и трагедиях, героях и предателях и так далее. Определенная историософия, основанная на адекватной интерпретации исторических фактов. Чем нужно заниматься, чтобы сломать эту историософию, являющуюся, по большому счету, базой общественного договора в современной России? Нужно:
- Навязывать обществу ложные факты, касающиеся истории России или определенного периода истории;
- Навязывать ложную инерпретацию этих фактов.
Александр Солженицын - фотография «Аргументы и Факты»
Вот что такое солженицынские «40 миллионов уничтоженных советской властью»? Чистая ложь. Тем не менее, до сих пор и в учебниках истории, и в телепередачах на центральных каналах оперируют подобными «фактами» по отношению к красному террору, гражданской войне, сталинским репрессиям. Число жертв завышено в десятки раз - это до сих пор никого не смущает? Хотя признание такого масштаба жертв означает только одно: СССР был государством кровавого абсурда, советский строй был хуже самого бесчеловечного режима в истории человечества, руководство государства (победившего фашизм!), да и граждане этого государства - по чисто количественным показателям оказываются хуже фашистов… Чего стоит тогда Победа в Великой Отечественной, и все достижения советского народа за 70 лет?
Теперь несколько слов по поводу ложной интерпретации фактов. Простой пример: сравнение человеческих потерь нацистской Германии и СССР во Второй Мировой войне. Советские потери больше. Никто не хочет разбираться, с чем в реальности связаны потери, что чисто военные потери Рейха и Советского союза примерно равны, а превышение связано с гражданскими потерями - то есть, с действиями нацистов на оккупированных территориях. Вместо этого на основе факта превышения человеческих потерь начинают раскручиваться миф о том, что военное руководство СССР не умело воевать, немцев «закидали трупами», людей гнали воевать с палками вместо автоматов и так далее…
«С палками на пулеметы» - кадр из х/ф «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
Это всё - операции
Войны с историей, направленные подрыв идентичности русского народа, слом исторического самосознания. Именно это происходит, когда 70 лет истории народа объявляются «черной дырой» или когда атакуется главная скрепа российского общества - Победа в Великой Отечественной войне. Из людей, согласившихся на подобную версию собственной истории, потом можно «лепить» что угодно.
Способы воздействия
Далее - по способам воздействия на общество. Я выделил три основных «инструментальных» направления по их сопряженности с физической реальностью:
Первое - информационное: книги, учебники, фильмы, телепередачи, публикации на информационных ресурсах;
Второе - социальное, то есть выход данного информационного материала в общественное пространство: выставки, музеи, образовательные центры и программы, уличные мероприятия;
Третье - материальное, то есть деструктивное воздействие на историческое в физической реальности: изменение топонимов (переименование городов и улиц), демонтаж и установка памятников, символики.
Переименование улицы Ленина в Верхней Пышме - «Российская газета»
В России
Война с историей ведется мягкими средствами, поэтому я вывожу из рассмотрения государственно-репрессивный инструмент, в частности физические репрессии против живых носителей исторического самосознания народа, что мы видим на примере современной Украины или стран Прибалтики: законодательный запрет всей символики, связанной с Победой, репрессии против ветеранов ВОВ или «неугодных» историков. Хотя и для России проекты, подразумевающие задействование данного инструментария, существуют.
Болевые точки
Война с историей в современной России - это прежде всего война с советской историей: явление, которое уже получило название
десоветизации (по созвучию с денацификацией, проведенной в отношении немецкого народа после Второй Мировой). Главным проводником программы десоветизации в России уже несколько лет является «Совет по правам человека» при Президенте РФ, под руководством Михаила Федотова.
Михаил Федотов (в центре) - «Известия»
Возвращаясь к тому, что было сказано ранее - в данном случае война ведется именно с привлечением инструментария
информационно-психологической войны. Воздействие ведется на условные «болевые точки» общества - причем это могут быть как точки общенационального согласия (в случае Великой Отечественной), так и точки национального раздора (Гражданская война).
Главные «болевые точки» следующие:
- Убийство царской семьи и гражданская война в целом, так и не преодоленный конфликт красных и белых;
- Великая Отечественная война и всё, что с ней связано;
- Репрессии в СССР, в том числе репрессии против Церкви;
- Перестройка и 90-е годы.
Мощнейший пример воздействия мы видим прямо сейчас в Екатеринбурге. Я имею в виду циклопический Ельцин-центр, который открылся на прошлой неделе. Но - конкретные примеры далее.
Примеры воздействий
Давайте посмотрим на несколько явных примеров
Войны с историей, которая разворачивается в нашей стране.
Начнем с одного из самых болезненных вопросов для всей России и для нашего города в особенности. На фотографии - памятник Николаю II и царской семье в Екатеринбурге.
Екатеринбург, памятник Царской семье - «Русское Афонское общество»
Конечно, убийство царской семьи - это преступление. Насколько убийц оправдывает исторический момент, ситуация гражданской войны - вопрос другой. Роль личности самого Николая II в истории русской смуты начала ХХ века - вопрос третий. Николай II - это последний российский император, царская семья канонизирована Русской Православной Церковью, и в этом смысле увековечивание их памяти - оправдано. Но к сожалению для многих это не вопрос увековечивания памяти или создания положительного образа русского царя, а инструмент демонизации большевиков: Ленина, Свердлова, всей советской власти, всей советской истории.
Совсем недавно мы могли наблюдать масштабную кампанию всвязи с переименованием метро «Войковская» в Москве (которое, к счастью, не состоялось), во время которой просто
ушат грязи был вылит на Войкова, честного советского офицера, который верой и правдой служил Советской России и умер на защите государственных интересов… Убийца царя, убийца детей, лично добивал штыками, сжигал керосином, резал на куски… Всё оказалось
стопроцентной ложью, фальшивкой «мемуариста» Беседовского, но - показанной на главном государственном канале.
Как к этому можно относиться? Подобные фокусы должны быть удалены из медийного пространства России, тем более - с федеральных каналов. Потому что речь не о Войкове -
в тех же передачах говорится о «заказчиках кровавого убийства» - партии большевиков и лично Владимире Ленине.
Евгений Киселёв, «Вести недели» от 8 ноября 2015 - «Первый канал»
«Кровавый Ленин», «немецкий шпион», «террорист» и прочее… Извините, Ленин - создатель Советского государства. И мы все видели на Украине, что происходит, когда Ленина начинают демонизировать - происходит
«ленинопад», происходит террор, происходит гражданская война и смута. «Ленинопад» на Украине - это их кульминационная точка
Войны с историей (советской, русской и украинской), после которого страна окончательно покатилась в неофашистскую пропасть. Историческое сознание украинского народа сломлено, его место заняла постмодернистская архаика с вышиванками.
Кстати, характерно, что именно вокруг памятников Ленину и на Донбассе, и в Крыму, для защиты памятников объединялись антифашисты, в том числе православные, казаки - у которых к большевикам не меньше претензий, чем у «свидомых украинцев». Потому что на самом деле Ленин символизирует Советскую империю, Россию и русский мир. И вслед за сносом памятников Ленину был снос памятников героям Великой Отечественной, запрет Знамени Победы, отмена празднования 9 мая…
Ладно, Украина. Может быть, наши «антисоветчики» не так радикальны и хотят ограничиться только фигурой Ленина? Смотрите сами:
Краснознаменная группа, Екатеринбург - «Российская газета»
Это снова Екатеринбург. На фотографии - знаменитая
Краснознаменная группа, памятник за вклад Урала в Победу, один из символов города. Демонтирована в ночь с 25 на 26 января 2013 года, до сих пор не восстановлена - несмотря на общественный протест, требования ветеранских организаций. Это происходит в центре России.
Дальше - больше. Какие памятники ставятся вместо советских? Один из примеров:
20 октября 2011, открытие памятника Чехословацкому корпусу в Челябинске - «URA.RU»
Это
памятник «белочехам» в Челябинске. Надпись на памятнике: «чехословацким легионерам, павшим на пути к свободной родине». Под родиной здесь вряд ли имеется в виду Россия - хоть белая, хоть красная. Эти ребята точно за Россию не воевали. Тем не менее памятники им в России ставятся, прямо сейчас пытаются установить подобный памятник в Самаре.
Существует программа чешского военного ведомства, они намерены ставить памятники Чехословацкому корпусу по всему Транссибу. Везде, где «белочехи» резали, вешали, убивали русских людей. У меня у самого белочехи утопили двоюродного деда в Невьянской водонапорной башне. Я как должен к этому относиться? Я не понимаю, почему такие памятники должны появляться в России, а памятники большевикам - героям Гражданской войны - должны куда-то удаляться.
Или вот
памятник «Исход» в Новороссийске:
Новороссийск, памятник «Исход» - ИА «REGNUM»
Монумент установлен 12 апреля 2013 года, он посвящен «исходу войск Белой армии и поддержавшего их казачества из «красной» России».
Конечно, «белые», воевавшие в Гражданскую, имеют право на увековечивание памяти. И по словам создателей, памятник сделан «чтобы увековечить память погибших в годы Гражданской войны за свою Родину, неважно, „белую“ или „красную“»...
Новороссийск, памятник «Исход» - ИА «REGNUM»
Но! Что они поместили на постаменте памятника? Цитату из воспоминаний генерала Антона Туркула. Убежденного национал-социалиста, который после эмиграции служил в РОА, воевал против России во Второй Мировой войне. Это что, должно способствовать примирению «белых» и «красных»?
И если цитату Туркула на памятнике в Новороссийске можно посчитать недоразумением, - создатели памятника могли не знать о его жизни после белой армии, - то про следующего персонажа точно всем всё известно:
Памятник «Борцам с большевизмом», станица Еланская - «руФабула»
Это памятник атаману Краснову в станице Еланская Ростовской области. Кто такой Краснов - объяснять не нужно?
Сейчас памятника снесён, и атаман, который его установил, тоже куда-то подевался. Но факт есть: памятник был установлен, простоял достаточно долго. А сам Краснов для определенной, пусть малой части казачества - не пособник Гитлера и предатель Родины, а герой, борец с «проклятым большевизмом».
И если бы только для них! Смотрим дальше,
«Пермь-36», музей политических репрессий с государственным финансированием. Кто там демонстрируется в качестве «репрессированных», «политзаключенных», «борцов за свободу»?
Музей «Пермь-36» - «Континенталистъ»
Бандеровцы и лесные братья. Вот как о них отзываются создатели этого «музея»:
«Что касается наших соседей, ОУН... У них тоже своя правда» В. Шмыров, директор музея «Пермь-36»
«Ребята, которые были обозваны "бандеровцами" - это же благороднейшие прелестные люди! Прелестные! Я с ними знаком, я горжусь, что я с ними знаком!» А. Симонов, председатель правления АНО «Пермь-36»
«Бандеровцы боролись за независимость своих республик, и теперь в этих государствах их считают героями национально-освободительной борьбы. Они имеют на это полное право» Л. Обухов, руководитель научно-исследовательской работы музея «Пермь-36»
Вся история Советского союза подаётся в этом «музее» как сплошной концлагерь. Вся экспозиция музея - одна сплошная кровавая сказка про проклятых большевиков, сталинщину, репрессии и так далее.
«Пермь-36» мы били, бьём и будем бить. Они в последнее время сильно притихли, и урезали свои финансовые аппетиты... Но вдруг появляется ЭТО:
Екатеринбург, Ельцин-центр - «UralWeb»
Ельцин-центр в Екатеринбурге. Циклопическое сооружение, огромный музей «альтернативной истории» от СССР до наших дней. И советская часть экспозиции в нем подается именно в ключе «Перми-36» - как тоталитарный ад, тюрьма народов, в которой не было ничего хорошего. Кроме Бориса Николаевича, само собой. А 90-е годы... Это такой, знаете, прорыв к свободе и демократии под руководством честнейшего, добрейшего и всенародно любимого президента Ельцина.
Вот что это, на самом деле? Просто попытка успокоить свою совесть авторов тех, кто отвечает за развал СССР, гибель миллионов людей, унижение народа, весь этот «демократический» мрак 90-х? Или всё-таки
Война с историей, звено в цепи демонизация СССР - обесценивание Победы - покаяние за советскую историю - оправдание предателей и коллаборационистов - навязывание народу новой перестройки - обрушение страны?
Глобальный контекст
Давайте посмотрим на международный контекст проблемы. Десоветизация происходит на фоне:
- Возрождения неофашизма в Европе. И не только в странах Восточной Европы, где этот процесс идёт уже давно. По всей Европе к власти рвутся правые и ультра-правые. В Германии проходят неонацистские факельные шествия, а лидером проката становится комедия про хорошего Гитлера, который вернулся. Ещё год назад это было невозможно.
- Обвинение СССР и России в развязывании Второй Мировой войны. Соответствующие «исторические исследования» написаны, фильмы сняты. Для общественного сознания европейцев СССР давно хуже фашистской Германии. Речь о «Нюрнберге-2» для России. В 2006 году принята соответствующая
резолюция ПАСЕ.
- Тотальная информационная война Запада против России, в которой главной «рифмой» являются Аннексия Крыма = Аншлюс Австрии и соответственно Адольф Гитлер = Владимир Путин.
Факельное шествие в Баварии, 2015 год - vk.com
И как вы думаете, если Россия сама начнет десоветизацию, сама признает преступность Советского союза и так далее... Это не вызовет у такой Европы требований контрибуции, территориальных претензий, выведения «преступной наследницы СССР» из значимых международных институтов?
Несколько предложений
Война с историей в России, эта новая
десоветизация, должна быть остановлена. На мой взгляд, есть несколько действенных мер:
- Мораторий на демонтаж советских памятников, советской символики, переименование улиц. То, что касается смены названий улиц, нужно отметить особо - даже когда данное действие не является актом
Войны с историей, оно всё равно вызывает социальную напряженность, общественный протест. В Екатеринбурге в прошлом году был конфликт даже из-за переименования улицы Технологической в улицу Алексеева, по имени основателя уральской школы права. Что тогда будет в случае переименования улиц Сакко-и-Ванцетти, Малышева, Толмачева, к которым
уже присматриваются?
- Применение статуса «иностранный агент» не только для НКО, занимающихся политической деятельностью на иностранные деньги, но и для НКО, занятых в сфере культуры, образования, исторических исследований. Вполне цивилизованная и абсолютно оправданная мера, требующая одной маленькой поправки в Федеральный закон № 121.
- Создание единой государственной концепции истории, в которой достойно будут отражены древнерусский, и имперский, и советский периоды единой Отечественной истории, и сертификация всех государственных исторических музеев, образовательных программ, исторических телепередач на соответствие этой исторической концепции. В случае несоответствия... Нет, не запрет - просто прекращение финансирования соответствующего проекта. Государство не обязано тратить деньги на подрывные идеи, правда?
Спасибо за внимание!
* * *
Артемий Брусницын, руководитель Свердловского отделения общественного движения «Суть Времени»
3 декабря 2015, доклад в рамках конференции
«Роль "Мягкой силы" России в контексте противодействия деструктивным политическим технологиям» в Уральском Федеральном Университете
* * *
UPD: Вот ещё новость! - 11 декабря в Университете состоится
ещё одна патриотическая конференция, посвященная «неклассическим войнам». На этот раз организаторы Департамент философии ИСПН УрФУ и наши добрые друзья из
«Антимайдана УрФУ». Скорость поворота... впечатляет, да.