Неделание зла, достижение добра, очищение своего ума - вот учение
просветлённых.
Три типа слушателей (буддийская притча).
Однажды к Будде пришел человек и попросил ответить на его вопрос. Будда сказал:
- Я отвечу, но не сейчас.
Человек удивился. Он был очень ученым, и его хорошо знали во всей стране, и, конечно, его обидело, что Будда не мог уделить ему немного времени.
- Почему ты не можешь ответить мне сейчас? Ты занят?
- Нет, дело не в этом. У меня достаточно времени, но прямо сейчас ты не сможешь воспринять ответ.
Есть три типа слушателей, - начал объяснять Будда. - Первые как горшок, перевернутый вверх дном. В него ничего не войдет. Вторые подобны горшку с дырявым дном. Кажется, что он наполняется, но это лишь на мгновение. Рано или поздно вода из него вытечет, и он снова будет пустым. И наконец, третьи подобны горшку, который стоит как нужно, и дно у него не дырявое, но он полон мусора. Как только вода наполняет его, она тут же становится грязной.
Прежде чем задавать вопрос, нужно выкинуть из головы весь мусор. То, что не осознано, - не познано.
Дхаммапада (избранные изречения).
Если отказ от маленького счастьица позволяет увидеть большое счастье, пусть мудрый откажется от маленького
счастьица, размышляя о большом счастье.
Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу.
Радуйтесь серьезности, охраняйте свой ум! Выбирайтесь с плохого пути, как слон, застрявший в грязи.
Кто не встает, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль
подавлены, - тот, беспечный и ленивый, не найдёт пути к мудрости.
Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, - благо. Обузданная мысль приводит к счастью.
Трудно найти благородного человека: не везде он рождается. Но где рождается такой мудрый, так процветает счастливый род.
Плохие и вредные для себя дела - делать легко. То же, что хорошо и полезно, - делать в высшей степени трудно.
Слеп этот мир. Немногие в нем видят ясно. Подобно птице, освобождённой из сети, лишь немногие попадают на
небеса.
Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света?
Ибо сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя. Чистота и
скверна связаны с самим собой. Одному другого не очистить.
Кто добрым делом искупает сделанное зло, тот освещает этот мир, как луна, освобождённая от облаков.
Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные же люди только суетятся на здешнем берегу.
Смерть Будды (буддийская притча).
Будда умирал. Сорок лет он шел, и тысячи следовали за ним. Теперь он умирал. Он сказал:
- Это мой последний день. Если у вас есть что спросить, спрашивайте. Настал час, когда каждый должен идти своим путем.
Беспросветная тьма окутала учеников Будды. Ананда - его любимый ученик - заплакал, как дитя, у него из глаз катились слезы. Он ударял себя в грудь, почти помешавшись.
- Что с тобой, Ананда? - спросил Будда.
- Что нам теперь делать?! - воскликнул Ананда. - Ты был здесь, мы шли в твоем свете. Мы уже забыли, что есть тьма. В следовании за тобой все было светом. Теперь ты уходишь. Что нам делать? - и он снова принялся плакать и стенать.
- Послушай, - ответил Будда. - Сорок лет ты шел в моем свете и своего не смог достигнуть. Думаешь ли ты, что, если бы я прожил еще сорок лет, ты бы достиг своего света? Чем дольше ты идешь в чужом свете, чем больше подражаешь, тем больше ты теряешь. Лучше мне уйти.