Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией, и, наконец, информацией. Весь этот процесс сопровождался войнами.
В первобытно общинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности была направлена, в первую очередь, на овладение веществом. Для охоты и собирательства использовались простейшие орудия труда, изготавливаемые из дерева, камня и кости, они же использовались в качестве оружия.
Затем человек освоил колесо, рычаг, винт и другие простейшие механизмы. Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени, в качестве источников энергии использовались солнце, вода, огонь, ветер и мускульная сила человека и животных. В военном деле данный период характеризуется появлением метательного оружия, луков, баллист и катапульт, знаменитого греческого огня и т.п.
Индустриальное общество. Начиная примерно с XVII века, в процессе становления машинного производства на первый план выходит проблема овладения энергией. Для добычи пищи и создания необходимых вещей всё чаще использовались станки и машины, которые надо было приводить в движение. Сначала совершенствовались способы овладения энергией ветра и воды (ветряные мельницы и водяные колеса), а затем человечество овладело тепловой энергией (в середине XVIII века была изобретена паровая машина, а в конце XIX века - двигатель внутреннего сгорания).
На данном этапе военное дело прошло длинный путь от пищалей и кремниевых ружей до атомной бомбы и межконтинентальных баллистических ракет. Хорошо прослеживается стремление создавать оружие, обладающее максимальной мощью, способное принести наибольший вред противнику.
Но, несмотря на то, что кульминацией разрушительной силы стало ядерное оружие, созданное в конце второй мировой войны, ещё в начале XX века наметилась другая тенденция.
В 1899 году на первой Гаагской конференции были приняты декларации:
О запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров ; о неупотреблении химических снарядов ; о неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле.
Затем женевским протоколом 1925 было запрещено химическое и биологическое оружие.
К настоящему моменту рядом договоров, конвенций и протоколов, помимо выше сказанного, так же наложены запреты или ограничения на:
- выведение на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, установка такого оружия на небесных телах и размещение его в космическом пространстве каким-либо иным образом.
- любые действия, целью которых является изменение в военных целях динамики, состава или структуры Земли (включая ее орбиту, литосферу, гидросферу и атмосферу) или космического пространства
- применение напалма и других видов зажигательного оружия против мирного населения
- противопехотные мины, срабатывающие при прохождении над ними миноискателей или необнаруживаемые общедоступными металлоискателями, а также мины без механизмов самоуничтожения и само нейтрализации
- лазерное оружие, специально сконструированное и имеющее в качестве основной боевой задачи необратимое ослепление противника
- кассетные бомбы (кроме самонаводящихся, снабженных механизмами самоуничтожения или само деактивации).
Вышеперечисленные запреты, помимо целей гуманизма, отражают желание враждующих сторон сократить потери среди мирного населения и военнослужащих, а также стремление к сохранению материальных ценностей, природных ресурсов и территорий в пригодном для жизни и использования состоянии.
Итак, имея за плечами многие тысячи лет освоения вещества, энергии, а также развития военного дела, человечество пришло к возможности уничтожения всего живого на планете посредством конфликта с применением ядерного или химического оружия. Однако вместе с тем пришло и понимание того, что дальнейшее движение в том же направлении бессмысленно и слишком опасно.
Однако, понимание угрозы и возможных последствий, современных военных конфликтов глобального масштаба, не устраняет причин возникновения этих конфликтов. Таким образом, примерно в середине ХХ века человечество столкнулось с проблемой.
С одной стороны государствам требовались более мощные рычаги воздействия друг на друга, нежели дипломатия с другой стороны эскалация вооружённых конфликтов могла иметь катастрофические последствия.
Примерно в то же время начинается процесс перехода от индустриального к информационному обществу.
Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. У японцев информационное общество характеризовалось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества.
Однако американский социолог Д.Белл, автор концепции постиндустриального общества, представил вариант конвергенции идей постиндустриализма и информационного общества. Выражение «информационное общество» у Белла - это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития - после индустриального общества, а основу определения его социальной структуры - информацию. Так же Д. Белл указывает: «В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях».
Итак, основываясь на вышесказанном и просто наблюдая за тем, что происходит вокруг можно сделать вывод, о наличии двух причин, обусловивших возникновение одного из явлений, призванного разрешить конфликт между необходимостью государствами применять силу и желанием сохранить людские и материальные ресурсы.
Первая причина - это тотальная зависимость современных государств от уязвимого электронного оборудования и программного обеспечения.
Вторая - психологическая и функциональная зависимость людей от продуктов информационного общества.
А этим явлением стали - информационные войны.
Мир меняется. Когда-то Александр III сказал: «У России есть только два союзника: её армия и флот». Сейчас у нашей страны помимо сухопутных войск и ВМФ есть авиация и ядерное оружие, однако, и этого на сегодняшний момент недостаточно. Мы живём в эпоху, когда победа в сражениях достигается не на фронтах, а в информационном поле.
Конечно же, это не означает, что надо отказываться от существующих методов ведения вооружённой борьбы. Совсем наоборот, их следует развивать и совершенствовать, приспосабливать под изменившиеся условия. Однако, всё это необходимо, но недостаточно. Артиллерия уже не «Бог войны».
Подобно тому, как когда-то, советская армия была дополнена авиацией, а надводный флот - подводным, современное видение военного дела должно быть дополнено, таким неклассическим элементом ведения боевых действий, как: информационно-психологическая война (ИПВ).
Однако, не стоит забывать, что ИПВ это лишь один из примеров неклассических войн ведущихся в современном мире и против России в частности. Так же к этой группе относятся: диффузные сепаратистские войны, метафизическая, политическая, экономическая, социальная, мироустроительная, концептуальная, культурная война, война с историей, война идей. Список можно продолжать.