Для каждой нации существуют знаковые произведения искусства, небезосновательно считающиеся национальным достоянием. В России - это полотна выдающихся русских художников XIX века: Репина, Брюллова, Иванова, Сурикова, чьи картины выставлены сейчас в Третьяковке и Эрмитаже. Они олицетворяют дух народа, его менталитет и мироощущение, известны каждому со школьной скамьи - что, впрочем, не всегда хорошо, поскольку школьная принудиловка способна подавить любую тягу к искусству. Но тем не менее бессмысленно отрицать роль этих картин в формирование художественного вкуса и чувства прекрасного.
В США тоже есть своя знаковая картина - это «Мир Кристины» Эндрю Уайета. О том, что в ней такого особенного и почему она так знаменита, а заодно и о самом художнике расскажем в этой статье.
Эндрю Уайет. Автопортрет. (1945 год).
Эндрю Уайет (1917-2009) - американский живописец, писавший портреты, пейзажи и жанровую живопись в художественном направлении реализма. Один из ведущих американских художников XX века.
Родился Эндрю в творческой семье, его отец, Ньюэлл Уайет был популярным художником-иллюстратором, причём настолько, что у него в гостях бывали Мэри Пикфорд и Френсис Фицджеральд. Ньюэлл Уайет рисовал иллюстрации к детским книжкам, и в его доме было полно всевозможного реквизита: пиратских сундуков, томагавков, рыцарских доспехов и прочего. Немало было и учеников, постигающих основы книжной иллюстрации, с самого юного возраста, потому Эндрю в своём доме никогда не чувствовал себя одиноким.
Эндрю с детства отличался слабым здоровьем, он даже не ходил в школу, а занимался дома с приглашёнными учителями, благо его отец мог это позволить. Вообще, ранние годы Эндрю чем-то напоминали сказку - талантливые и любящие родители, пытающиеся всеми силами пробудить в своих детях фантазию, - его отец ради этого даже на Рождество лично лазил в дымоход как Санта-Клаус, множество игрушек и развлечений.
Эндрю всерьёз увлёкся рисованием, и уже в 20 лет написал достаточно картин, чтобы можно было организовать персональную выставку. Оказалось, что его картины вполне востребованы, они понравились потенциальным покупателям и были быстро распроданы. А сам Эндрю уже чётко определился со своим родом занятий - он стал писать картины, хотя раньше по примеру отца занимался и иллюстрированием детских книг. Но вскоре понял, что жанр детских иллюстраций ему скучен, ему было что сказать и взрослым, он предпочитал вкладывать в свои картины куда больший смысл, нежели того требуют детские рисунки.
«Оторвавшиеся от земли»
Энрю любил рисовать американские прерии, в которых иногда не хватало ярких красок, но была своя ненавязчивая красота. Зарисовывал и бытовые сцены из провинциальной жизни, вкладывая в них глубокий смысл, который не всегда был очевиден с первого взгляда. Картины Эндрю всегда рисовал исключительно в стиле реализма, что для середины XX века уже было определённым вызовом. «Какой реализм в нынешнюю эпоху, он для домохозяек, неужели у художника так туго с фантазией» - писали некоторые критики. Его картины любили простые обыватели, однако владельцы и сотрудники музеев стеснялись их приобретать и выставлять на экспозицию, боясь прослыть закоренелыми консерваторами. Но Эндрю своей манере живописи не изменял, он твёрдо держался этого направления и не обращал внимания на мнение некоторых критиков.
«Сапоги моряка». Автор: Эндрю Уайет
Однако картины Эндрю Уайета совсем непохожи на фотографии, несмотря на стилистику гиперреализма. Возможно, потому и появилось такое понятие как «символический реализм» - именно к этому направлению в живописи искусствоведы и относят картины американского художника.
«По течению». Автор: Эндрю Уайет
А в 28 лет Эндрю пережил тяжёлую трагедию - смерть своего отца, которого очень любил. Его машина попала в нелепую аварию на железнодорожном переезде, с тех пор почти на каждой картине Эндрю незримо присутствовало ощущение огромной утраты.
Он был затворником - не любил светские тусовки, общения с журналистами, а после смерти отца ещё больше стал сторониться общества. Эндрю совершенно не реагировал на критиков, да и вообще казалось, что он живёт вне времени. Ему ставили в упрёк, что на всех его картинах люди не носят часов - а они и не были ему нужны, в бурном XX веке он продолжил жить размеренной, неспешной жизнью, так же как и персонажи его картин. Эндрю никогда не путешествовал, он заверял по этому поводу: «по-моему, в путешествии человек теряет что-то очень важное, возможно, наивный взгляд на жизнь, а я не хочу этого делать».
«Проходящий по сорным травам». Автор: Эндрю Уайет
Он и с внешним миром общался исключительно через свою жену Бетси Джеймс - совершенно незаурядную женщину, обладающую отличными организаторскими способностями и практической смёткой. Она говорила об их совместной жизни: « я ощущаю себя режиссёром, которому посчастливилось работать с самым лучшим в мире актёром». Эндрю рисовал свои выдающиеся картины, а Бетси занималась организацией его выставок, общению с прессой, ответам критикам - в общем, всем тем, что так не нравилось самому художнику.
Свою главную картину «Мир Кристины» Уайет написал в 1948 году. На ней изображена женщина, сидящая на земле, которая смотрит на находящийся неподалёку дом. На первый взгляд ничего особенного, но суть, как и в любом выдающимся произведении искусства скрывается в деталях, о них и поговорим.
«Мир Кристины». 1948 год). Автор: Эндрю Уайет
Вначале кажется, что женщина совсем юная девушка, из-за стройной фигуры. Но присмотревшись, видно прядь седых волос на причёске. А ещё удивляют скрюченные, вцепившиеся в землю пальцы, покрытые пылью - словно женщина прикладывает совершенно невероятные усилия, но непонятно зачем. Потом, если присмотреться к её совершенно безжизненным ногам, то многое проясняется, а зритель проникается состраданием к ней.
«Мир Кристины». Фрагмент.(1948 год). Автор: Эндрю Уайет
На картине была изображена Кристина Олсен - соседка Эндрю Уайета. Ей не повезло - в раннем детстве она заболела полиомиелитом, и её ноги к 30 годам полностью парализовало. Передвигаться Кристина могла только ползком на руках. Конечно, у неё была инвалидная коляска, но она не хотела постоянно напрягать своих родных. Потому, если нужно было куда нибудь отправиться по делам, Кристина использовала такой способ передвижения. Её Эндрю увидел из окна своего дома, он вначале хотел подойти и помочь несчастной, но потом понял, что так она передвигается часто, а навязанная помощь просто бы обидела Кристину. Она не желала смириться со своей инвалидностью и всеми силами пыталась жить как обычный человек.
А Эндрю захотел зарисовать Кристину Олсен, но решился предложить ей быть своей натурщицей. Позировала художнику его жена, возможно, потому он и изобразил женщину со спины. Всего над этой выдающейся картиной Эндрю работал больше пяти месяцев - он с бесконечным терпением вырисовывал каждую травинку на засохшем поле и дом вдали. Масляные краски не могли обеспечить нужный уровень детализации и внимания к мелким деталям, поэтому художник использовал темперу, а картину писал кисточкой из нескольких волосков.
«Мир Кристины». Дом. Фрагмент.
А ещё интересен ракурс картины - Эндрю использует эффект совмещённой перспективы - дом вдали выглядит очень далёким, так его видела сама Кристина. Сидящую на земле женщину художник изобразил с ракурса своего окна, то есть несколько сверху. Всё это вместе и создаёт такой сильный эффект.
Впрочем, вначале картину встретили без особого восторга, но впоследствии её купили для экспозиции в Нью-йоркском музее современного искусства. Зрителям работа пришлась по душе, и вскоре её провозгласили величайшим творением художественного искусства.
Есть и ещё одна интересная особенность картин Эндрю Уайета - все изображённые на них люди никогда не смотрят прямо на зрителя. Их взгляд всегда обращён в сторону или в самих себя, словно они или рассматривают безбрежные дали или глубоко задумались над чем-то.
«Вдали от дома» (портрет сына).Автор: Эндрю Уайет
Рисовал Эндрю и пейзажи - например, одна из его лучших работ «Ветер с моря» связана с мироощущением самого художника и наверняка Кристины Олсен. Только если сам Эндрю предпочитал наблюдать жизнь из окна по складу характера, то вторая из-за вынужденных обстоятельств и своей болезни.
«Ветер с моря». Автор: Эндрю Уайет
За свою долгую жизнь художник написал немало выдающихся картин и по праву стал классиком американской живописи.
Работы современных живописцев и мастеров хэндмэйда вы сможете найти на сайте галереи
artAlebrio.com. Переходите по ссылкам, чтобы познакомиться с современным творчеством и современным искусством.
автор статьи Михаил Федорин