​Дамы лёгкого поведения на полотнах знаменитых художников.

Apr 22, 2023 11:13


С появлением импрессионизма в последней трети XIX века, и желания художников писать не только классические сюжеты из мифов, батальные полотна и салонные портреты аристократии, на картинах многих выдающихся живописцев стали появляться дамы лёгкого поведения и даже проститутки. Новое время, новые понятия о допустимом. Хотя поначалу публика была, мягко говоря, ошарашена подобной смелостью - по её мнению, падшие женщины уж никак не должны были быть изображены на картинах, разве можно поставить в один ряд мифических героев, достопочтенных заказчиков портретов и проституток?

Но художники на то имели своё мнение, не стеснялись писать тех, кого хотели, хотя особо и не афишировали, кто является персонажами их работ. Иногда из чисто практических соображений - нанять натурщицу из проституток выходило куда дешевле, чем приглашать профессиональную, занимающую только позированием для художников, а лишних денег у большинства импрессионистов никогда не было.

О трёх картинах, на которых изображены дамы лёгкого поведения мы и поговорим в этой статье.

В 1863 году Эдуард Мане написал Олимпию - одну из самых скандальных картин в мировой живописи.



Эдуард Мане. Олимпия



Её появление на Парижском салоне 1865 года вызвало недовольство у публики, настоятельно не рекомендовалось смотреть на эту картину всем добропорядочным дамам, беременным и вообще слабонервным, поскольку они могли испытать шок от просмотра. Некоторые приходили и плевали в полотно. Скандал был так велик, что Мане был вынужден забрать картину обратно в свою мастерскую. Там она простояла до смерти великого французского импрессиониста. Потом его друзья купили картину у вдовы Мане Сюзанны Мане - деньги ей были очень нужны, вот она потихоньку и распродавала художественное наследие своего умершего мужа, и преподнесли эту картину в дар Франции. Но её всё равно ещё долго не решались выставлять на всеобщее обозрение.

Главные претензии к Мане со стороны поклонников классического искусства и художественных критиков были в том, что он изобразил кокотку, то есть дорогую проститутку, знающую себе цену и готовую бросить вызов обществу. Вот почему она так смело и надменно глядит с картины, не опускает стыдливо глаза. Этот самый взгляд и раздражал всех «порядочных» граждан. А ещё многих возмущала нагота Олимпии. До Мане картин в обнажённой натурой было много, но всё это были изображения богинь, нимф или мифических героев, сцены из жизни Древней Греции и Рима. А тут современная французская кокотка, которую Мане даже не пытался замаскировать под древнегреческую богиню. И наконец композиция картины - поза Олимпии очень напоминают классическое полотно Тициана «Венера Урбинская».



Тициан. Венера Урбинская

И вот этого Мане простить не могли - как можно так дословно цитировать классика, опошлить выдающееся произведение эпохи Возрождения?

Время всё расставило по своим местам. Понятие о допустимом в живописи изменилось, а Олимпия Мане по праву считается шедевром и новым словом в искусстве, полотном, изменившим представление о том, кого и как можно изображать на картинах.

Анри де Тулуз-Лотрек рисовал проституток часто и охотно, знал все особенности их жизни не понаслышке. Когда отправлялся к ним в многочисленные бордели вокруг Монмартра, то всегда брал с собой мольберт, краски и холст, снимал даму лёгкого поведения и зарисовывал её обычную жизнь - подготовку к приёму клиента, взаимоотношения между проститутками, их дружескую поддержку друг друга. Впрочем, их прямыми услугами он тоже пользовался охотно, в итоге даже заразился не самой приятной венерической болезнью.



Анри де Тулуз-Лотрек. Туалет.

Излюбленной натурщицей Тулуз-Лотрека была Кармен Гаудин. Она работала прачкой, но не смогла этим честным трудом свести концы с концами - пришлось идти на панель. Принадлежность к её ремеслу выдаёт нагота - в конце XIX века именно так было принято писать проституток, отделяя их от «благовоспитанных» дам, а чёрный чулок лишь подчёркивает её статус. Тулуз-Лотрек в соответствии со всеми традициями импрессионистов пишет как бы со стороны, являясь безучастным наблюдателем. Но тем интереснее, что он был настоящим аристократом, потомком знатного рода, но вот из-за некоторых физических особенностей и неприятия его высшим светом общался в основном с людьми низшего круга, которые готовы были закрыть глаза на его непохожесть на других.



Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска.

В 1814 году французский художник Жан Огюст Доминик Энгр написал картину «Большая одалиска». Картина сразу была жёстко раскритикована, но совсем не потому, что на ней была изображена дама лёгкого поведения. Одалиска была более приемлема для морали XIX века, поскольку воспринималась как наложница гарема. То есть это где-то там, далеко на Востоке, среди «нецивилизованных» мусульман - на «благовоспитанном» Западе уж подобных вольностей никак быть не может.

Критиковали не за тему, а за неправильную анатомию. Не может быть у женщины такой длинной спины, не может она таких длинных рук, ног и шеи, столь пышного бюста и узкой талии. Да и ни одна дама не может принять такую позу - для этого нужно иметь три лишних позвонка и неестественно вывернуть левую ногу.

Однако самому Жану Энгру до тонкостей анатомии не было никакого дела - он хотел написать воплощение чувственности, страсти и красоты в женщине, вот и немного погрешил против истины. Художник так видит- он не первый и далеко не последний, чьё творческое видение не нашло понимание у публики.



Картины в стиле НЮ на сайте галереи artalebrio.com. Собери свою коллекцию современной живописи, покупай произведения напрямую у автора.

Previous post Next post
Up