Картина «Христос в пустыне», написанная
Иваном Крамским в 1872 году - одно из самых запоминающих и глубоких произведений русской живописи. Крамской задумал её ещё в 1860 году, первый вариант написал в 1867, но тот его совершенно не устроил - из-за вертикального холста не было возможности толком показать пустыню, образ размышляющего Христа, готового идти во имя спасения человечества на смертные муки выходил неполным. Даже для Христа подобный шаг требовал определённых моральных усилий и глубокого размышления - их и пытался показать художник. Критики называют эту картину «созданным в красках философским трактатом» - слишком серьёзные проблемы выбора и человеческого существования она поднимает.
Иван Крамской. Христос в пустыне
Возможно, потому эта картина так притягивает наш взгляд - мимо неё практически невозможно пройти равнодушным, не замедлив шага. В ней очень много скрытых эмоций - Христос целую ночь размышлял о своём выборе, и сейчас на рассвете видим, что он опять продолжает думать. Это легко понять по стиснутым в колоссальном напряжении рукам и кругам под глазами. Думы его мучительны, выбор сложен, ответственность запредельная - за всё человечество. И мы начинаем сопереживать Христу как обычному человеку, забывая, что он сын Божий. Но почему Крамской сознательно сделал акцент на человечности Христа и его непростом выборе, напрочь отвергнув всё божественное? О картине Крамского, о том, как она создавалась, и почему Крамской написал Христа как обычного человека мы и поговорим в этой статье.
Христос в пустыне. фрагмент.
В 1839 году немецкий философ Давид Штраус написал книгу «Жизнь Христа», в которой, если свести к минимуму все философские размышления, написанные трудночитаемым и непонятным большинству языком, прослеживается простой вывод - Христос был обычным, пусть и очень талантливым и глубоко порядочным человеком. А ещё он создал учение, доступное всем, и нёс его в самые широкие массы. Раньше проповедники собирали круг своих почитателей и проповедовали среди них. Христос же пошёл дальше - его учение широко распространилось, люди стали передавать друг другу рассказы о его жизни и деяниях, которые впоследствии перемешались с мифами и легендами.
Эта книга оказала огромное влияние на мировоззрение многих просвещённых людей XIX века. Так художник Александр Иванов - автор монументального полотна «Явление Христа народу» также изобразил Сына Божьего в образе обычного человека. Ему верят, его учение востребовано, он ведёт за собой народ, но ощущение божественности в образе Христа нет - это не канонический образ с нимбом на иконах.
Александр Иванов. Явление Христа народу
Таков же Христос и на картине Ивана Крамского. Но о чём же он так мучительно думает?
На картине изображён сюжет из Библии, связанный с искушением Христа дьяволом. Согласно ему, Христос, после крещения, в возрасте 30 лет, на 40 дней удалился в пустыню. Именно там ему предстояло выдержать испытание дьявольским искушением.
Подобный сюжет поднимался многими художниками, Крамской тут не оригинален. Французский художник
Джеймс Тиссо написал картину, где Христа искушал дьявол, предлагая превратить камни в хлеб, и тем самым накормить всех голодных.
Джеймс Тиссо. Искушение Христа.
Русский живописец
Василий Суриков написал другой эпизод дьявольского искушения. Дьявол перенёс Христа на самую высокую гору и предлагал стать владыкой всех увиденным оттуда городов. Хотя сложно заподозрить Христа в жажде власти, так-то это искушение выдержать ему было наверняка несложно. Но нужно отметить, что в данном контексте художники, в соответствии с книгой Давида Штрауса, рассматривали Иисуса как обычного человека. Впрочем, это не мешало им быть искреннее верующим, и разделять все положения христианской морали.
Василий Суриков. Искушение Христа.
Выбор Христа, изображённого на картине Крамского более сложный и менее однозначен. Подобные мысли Крамской изложил в своих письмах и размышлениях. Иисус, по мнению Крамского, может захватить весь мир, стать владыкой и установить там порядок по своему образу мыслей, истинно христианский. Его способностей хватит, люди готовы идти за ним, нужно только указать им куда. Но есть и другой путь, описанный впоследствии в Библии. Согласно ему, нужно отказаться от всего: славы, богатства, попытки обустроить мир по своему образу и подобию, поскольку это может привести к ещё большим жертвам, нарушить божественный замысел, и пожертвовать собой во имя блага всего человечества. Выбор для человека обычного очевиден, но в том и величие Иисуса Христа, что он выбрал сложный, но как впоследствии показала история христианства, единственно верный путь.
Христос так мучительно думает не о собственном благе, а о том, какой выбор лучше для человечества, а неверное решение может привести к гибели всех, живущих на земле.
Хотя согласно всем канонам христианства, Христос уже знал своё предназначение и выбора у него не было, он был уже предопределён. Он готовился в пустыне принять всё, что ему предстояло, и как никто другой знал, что ему предстоит пережить. Готовность идти на великие страдания - вот истинная сила Христа. Но даже сыну Божьему нелегко принять такой выбор.
Картина «Христос в пустыне» оказала большое влияние на развитие русской
живописи, некоторые художники переняли у Крамского подобные художественные решения, когда нет никакого сюжета на картине, изображающую те или иные моменты жизни Иисуса Христа. Например, Поленов написал Христа, сидящего на камнях и размышляющего, только его мысли менее мучительны, да и действие происходит не в пустыне во время дьявольского искушения.
Василий Поленов. Мечты.
Николай Гё написал картину «Что есть истина», где Христос изображён на допросе у Понтия Пилата. Тот задаёт вопрос, по которому и названа картина, но ответа на него не получил. Впрочем, в Библии есть цитата: «Я есмь путь и истина и жизнь».
Николай Гё. Что есть истина?
Картину «Христос в пустыне» приобрёл Павел Третьяков за 6 тыс. рублей. По нынешним деньгам это примерно 3 млн. Вот только сам Крамской работал над ней пять лет, написал множество набросков и эскизов, а картина - плод его глубоких личных размышлений, взгляд на сложный моральный выбор Иисуса Христа.
Гораздо проще написать очередной портрет богатого заказчика, не нужно ни думать, ни размышлять, чисто техническая работа, для уже набившего руку художника - Крамской написал это полотно в поздний период свой жизни и творчества. При определённом навыке портрет можно написать за пару часов - именно это и делал
Константин Маковский, а потом отставлял его в долгий ящик, чтобы у заказчика сложилось впечатление, что художник работает над ним долго и мучительно - не так жалко ему будет расставаться с приличной суммой денег. И никакой другой заказчик в России, кроме Третьякова, не стал бы ждать столько времени и платить огромные деньги за подобную картину. Так-то здесь Крамской в материальном плане скорее проиграл, нежели выиграл, но в этом и призвание истинного художника - писать не для заработка, а для души, чтобы оставить свой след в искусстве.
Большой выбор современной живописи, графики и товаров от handmade мастеров на сайте галереи
artalebrio.com.