Живопись Николая Фешина.
01 ноября, Нью-Йорк, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".
Автопортрет. 1920.
1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будут выставлены на продажу не менее трех картин русского художника , скульптора, эмигрировавшего в 1923 году в Америку Николая Фешина.
Лоты включают работы из National Cowboy & Western Heritage Museum.
Общая оценка всех лотов составляет $ 3,4-5,6 млн., что явно превосходит оценку 130 лотов Александра Бенуа (€1-1,4 млн.)!
Черемисская свадьба. 1908.
На аукционе лот представлен как "Bearing away the bride. 1908". Эстимейт - 3,000,000-5,000,000 USD
www.sothebys.com О непростой жизни и творчестве Николая Фешина
Творчество Николая Ивановича Фешина (1881 - 1955)
Ни в России, ни в США имя Николая Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советского Союза явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине. В США работы художника ценились среди коллекционеров, приверженцев реалистических традиций.
Беспризорник. 1890-е.
Первое упоминание имени Фешина можно найти в отзыве не выставку учеников Казанской художественной школы в 1900 году: "Большую толпу останавливают работы еще молодого ученика Фешина "Христос" и два его пейзажа.
Зимний пейзаж (с плетнем) (1900-е)
Зимний пейзаж (1900-е)
Распутица (1900-е)
Сельский пейзаж. Этюд (1900-е)
За время учебы в Санкт-Петербурге появление работ Фешина на весенних выставках в Академии художеств также обращало на себя внимание критиков. Из воспоминаний художника: "...Моя сверхзанятость искусством поглощала все мое время и не оставляла сил на что-нибудь другое... В Казани мы, учащиеся, варились в собственном соку и не видели ни приличных выставок, ни хорошей живописи. Не трудно представить каким волшебным показался мне Петроград, с его первоклассными музеями, театрами и так далее..."
Выход из катакомб после моления. Этюд (1903)
Один из сохранившихся учебных эскизов первого года учебы в репинской мастерской - отмеченный академическим советом первой премией "Выход из катакомб после моления". Эскиз многофигурной композиции должен был отвечать определенным правилам. Расположение фигур Фешин подчиняет W-образной линии. В этом эскизе проявилось качество, впоследствии свойственное всем многофигурным композициям Фешина, - отсутствие главного героя.
Выход с фабрики (1904)
Революционные события 1905 года захлестнули и Академию. Фешин не остался в стороне. Художник обращался к социальной тематике еще в 1904 году (Выход с фабрики), наибольшую остроту получили работы о революции 1905 года:
1905 год на заводе
Искусство Фешина лежит в русле поиска современников не только идейных основ творчества, но и в области художественной формы. Поиски Фешина в области выразительных средств живописи показвают присущие ему черты: ему присущи высветление палитры, увлечение широким мазком, создающую рельефную, вибрирующую поверхность.
Неудачная шутка (1911)
Обливание (1914)
Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений - "Черемисская свадьба" и "Дама в лиловом".
Черемисская свадьба. 1908.
Привлекательность сюжета картины предопределялась красочностью самого действа. Брачные обряды даже у крещеных черемисов (народа мари) сохранялись языческие. Подругу жизни приобретали большей частью через сватовство, но иногда невеста и похищалась. На картине изображен момент, когда свадебный поезд увозит похищенную невесту на глазах у всей деревни.
Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)
На весенней академической выставке "Черемисская свадьба" была удостоена I премии имени Куинджи и вместе с "Дамой в лиловом" была послана на выставку в Мюнхен.
В 1908-09 годах - последних, связанных с Академией художеств и началом преподавания в Казанской художественной школе, - Фешин создает произведения, в которых уже в полной мере проявляется его собственная манера. Такие портреты, как портрет Е.К. Маковской, дочери художника К.Е. Маковского, портрет художника К.М.Лепилова, выполнены уже с большей степенью артистической свободы.
Портрет Е.К.Маковской (дочери художника К.Е.Маковского) (1908)
Портрет архитектора С.О.Овсянникова (1907-1908)
Портрет художника К.М.Лепилова (1909)
С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. "Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой".
Портрет жены (1918-1922)
Задачу композиционного портрета художник решает в "Даме в розовом": поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.
Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)
Портрет Вари Адорадской, в котором в полной мере воплотился образ детства - одно из самых гармоничных созданий художника.
Портрет Вари Адоратской (1914)
С началом Первой мировой войны оборвались связи с заграницей, в 1917 году начались, как известно, революционные преобразования. Художник пишет: "Нужно сказать, что я моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции... Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне и попросил своих товарищей проследить, чтобы меня не трогали, и я был под защитой... В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать..."
Фешину пришлось писать портреты и политических лидеров той эпохи.
Портрет В.И.Ленина (1918)
Портрет Карла Маркса (1918)
Последней большеформатной многофигурной картиной художника стала "Бойня" (1919 год). Фешин выбрал сюжетом совершение акта убоя скота.
Бойня (1919)
Последние эскизы - "Голод", "Восстание в тылу Колчака", близки по настроению к "Бойне". Тенденция экспрессионизма в творчестве художника достигает в них крайнего предела.
Голод. Эскиз (1921)
Восстание в тылу Колчака. Эскиз (1923)
"...В 1921 году в Казань прибыла А.Р.А. (Американская администрация помощи). На фоне окружавшей нас нищеты и разрушения они произвели на нас ошеломляющее впечатление своими автомобилями, чистой одеждой и сытым видом...". Благодаря А.Р.А. после восьмилетнего перерыва Фешин снова связался со своим покровителем в Питсбурге Уильямом Стиммелом. Благодаря его усилиям были подготовлены все документы для эммиграции Фешина с семьей из большевистской России. 1 августа 1923 года они уже были в Нью-Йорке. Фишин начал писать почти немедленно. В Нью-Йорке он впервые увидел чернокожих людей и пришел в абсолютный восторг, тут же попросив найти ему чернокожую модель.
Портрет "Негритянка с апельсином" стал первой работой Фешина в Америке.
Негритянка с апельсином (1923)
В художественную жизнь Нью-Йорка Николай Иванович включился моментально. Буквально через несколько месяцев после переезда Бруклинский музей включает 18 его работ в состав зимней выставки современного русского искусства, в которой участвовали Б. Григорьев, Л. Бакст, В. Кандинский.
Лучшие полотна этого времени - "Ия с дыней (1923)", "Лето (1924)", "Мать и дочь (1923)".
Моя дочь Ия (Ия с дыней) (1923)
Ия (1923-1926)
Портрет Ии (1923)
Портрет Веры Фокиной (1923-1926)
Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы (1925)
Нью-йоркский период, несмотря на краткость, был одним из самых плодотворных. Но открывшийся туберкулез вынудил Фешина искать другое место. С лета 1926 года семья переехала в Таос - небольшой город на севере штата Нью-Мексико.
Ранчито (1927-1933)
Таос (1927-1933)
Первый снег (1927-1933)
Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.
С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали.
Девочка с острова Бали (1938)
Храмовая танцовщица (1938)
На аукционе лот представлен как "Temple Dancer. 1938". Эстимейт - 200,000-300,000 USD.
Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.
Штудия обнаженной женской натуры (1920)
Штудия обнаженной женской натуры (1935-1955)
Лежащая натурщица (1913)
Лежащая натурщица (1919)
Сидящая натурщица (1913)
Этюд обнаженной натуры (1919)
Сидящий натурщик (1911)
Параллельно рисуночным штудиям в живописи у Фешина развивается жанр ню. Чувственная красота плотного, осязаемого тела, усложненность поз или взятых ракурсов проявляют виртуозность отточенного мастерства.
Натурщица (1910-е)
Натурщица (1913)
Купальщица (Не ранее 1913)
Ню (1911)
Ню (1920-е)
Обнаженная в ванной комнате (1916)
Обнаженная с раковиной (1923-1926)
Стоящая обнаженная модель (1925-1926)
Сидящая натурщица (1934-1955)
Баня (До 1923)
Натюрморты.
Эффектны, полны брызжущей, радостной экспрессии натюрморты Николая Фешина. С яркими цветами - маками, подсолнухами, калами, настурциями. Взрывная энергия художника вырывалась в рискованных цветовых контрастах и торопливом широком мазке, которые вместе с тем твердая рука мастера приводила к общей гармонии.
Бабье лето (1927-1933)
Лилии и маргаритки (1940-е)
Лилии с раковиной (1934-1955)
Маки (1934-1955)
Мальвы (1934-1955)
Маргаритки (1934-1955)
Натюрморт (1910-е)
Натюрморт (1920)
Натюрморт (1934-1955)
Натюрморт (1934-1955)
Натюрморт (1934-1955)
Натюрморт (1934-1955)
Натюрморт (1934-1955)
Натюрморт с апельсинами (1925)
Натюрморт с подсолнухами (1934-1955)
Натюрморт с цветами (1934-1955)
Натюрморт с чайником (1948)
Подсолнухи (1934-1955)
Портрет Вари Адоратской. Фрагмент (1914)
Фуксии (1934-1955)
Текст по книге Г.П. Тулузаковой "Николай Фешин". "Золотой век". Санкт-Петербург. 2007 г.