«Я сыт по горло Россией и сегодня же уезжаю. Здесь всем заправляют шайки таких ленивых бюрократов, что мне просто необходимо вдохнуть свежего воздуха».
Йоханес ван Лохем. Кемерово,10 сентября, 1927 года
Недавно побывал в Кемерово, и нахлынули воспоминания, всякие мысли о прошлогодних «приключениях». Никак не могу от них отделаться. Вот решил их материализовать, может это поможет. По крайней мере, выговорюсь.
Довелось прошлой весной поучаствовать в одном проекте, под названием
"Кемерово. Борьба за мечту". До сих пор не пойму как к этому относиться. Всё весьма неоднозначно. С одной стороны таких проектов здесь ещё не было и неизвестно когда ещё будут. С другой, слишком суетно и напряжено он осуществлялся, что естественно не могло не отразиться на результатах. Даже то, что с неимоверным трудом было снято и подготовлено, подвергнули существенному «обрезанию», желая угодить разного рода «цензорам», которые ничего во всём этом не понимают, но активно вмешиваются. Сразу, после того как фильм презентовали, у меня было единственное желание, поскорее всё это забыть. Иногда натыкался на обсуждения в Интернете, но вступать в диалог не хотелось. Наверное, нужно было, что бы страсти улеглись. Теперь можно спокойно поговорить.
Как всё начиналось. Чуть больше года назад прибыл ко мне «человек из Кемерово» и стал пиарить грядущий проект. Мол, надо в нём поучаствовать, что это прорыв и всё такое. Послушал я его и поехал в Кемерово. Приехал, посмотрел, поговорил. Контора, снимающая рекламные ролики решила снять видеофильм о Кемерово 20-х годов. Честно говоря, я призадумался. А призадуматься было над чем. Например, то, что это заказуха к 90-летию Кемерово, контора рекламная, команда далеко не творческая, да и денег особых не предлагали и еще ряд объективных причин. Мне предложили поучаствовать в качестве художника и исполнителя одной из главных ролей. Времени свободного было достаточно, тема интересная, мне до того времени совершенно неизвестная и я решил поучаствовать. Тем более что у меня накопилось достаточно всяких «артефактов», полезных для съемок фильма о начале прошлого века.
Погружение в тему 20-х меня впечатлило. А история благодатная, можно было бы весьма содержательный сериал снять. Сюжет фильма вкратце такой( для тех, кто не видел): жили щегловские крестьяне столетиями одним устоем, да решила империя провести индустриализацию земель кузнецких, потом революция со всеми вытекающими последствиями. Но в этой истории среди множества интересных тем была одна, которая меня зацепила особо. После свершения революции коммунисты-интернационалисты, состоящие в основном из американцев и голландцев, предложили советскому правительству построить коммунизм за десять лет, в отдельно взятом месте. Но при условии, что им предоставят автономию. Руководителем этого проекта был голландец
Себальд Рутгерс, которого мне пришлось сыграть. С этой идеей он обратился к Ленину. Тот поддержал, правда, автономию предоставил в Сибири, в Кемерово. К тому же выдвинул условие, что всё необходимое для жизни и работы на ближайшие два года, у колонистов, должно быть своё. Мол, у нас своих проблем достаточно. Но, тем не менее, в Кемерово приехало несколько тысяч квалифицированных иностранцев. Вместе со всеми своими культурными ценностями. «Фордами», джазом, блюзом, танцами, англоязычными митингами и др.. Понастроили необычные
дома, клуб,
школу,
баню,
бараки по полкиллометра длинной (
«дома-колбасы» их называли). Провели индустриализацию, запустили «Коксохим». И всё на свои средства. Что из этого вышло, думаю всем понятно. Как только стало всё работать, автономию ликвидировали, иностранцы уехали, а тех, что не уехали, репрессировали. История построения коммунизма в отдельно взятом месте потерпела фиаско. Мечту побороли наши родные «функционеры».
С фильмом получилось примерно тоже самое. Сначала шёл поиск мест съёмок.
![](http://lh4.ggpht.com/_KPwHjFyn1go/STEvItyo8FI/AAAAAAAAAG8/EQ2K7JSN8UM/s720/IMG_035.JPG)
![](http://lh6.ggpht.com/_KPwHjFyn1go/STEu7Ca0JoI/AAAAAAAAAF4/bik9gLiZQWw/s720/кладбище%20поровозов.JPG)
![](http://lh3.ggpht.com/_KPwHjFyn1go/STEuwSlAVqI/AAAAAAAAAFA/YbwRObmNI1Q/s720/шахта.JPG)
Первые две недели было достаточно интересно. Думаю есть немного кемеровчан, которые видели своё культурное наследие в таком объеме. Я исследовал весьма основательно разные исторические места и здания Кемерово. Мне повезло побывать внутри многих из них, посмотреть как они устроены. Большая часть этих построек находиться на правом берегу Томи. Запомнилась одна очень характерная особенность этих зданий: везде на лестницах ступеньки высокие и очень короткие. Поэтому подниматься по ним еще можно, а спускаться приходиться боком, иначе можно скатиться как с горки, что достаточно малоприятно. Кто поднимался в комнату Рутгерса в музее на «Красной Горке», точнее спускался, тот меня поймет. Могу предположить, что это делалось из экономии пространства. Весьма необычные интерьеры достойные бережного отношения. Правда, построек тех времён, осталось совсем чуть-чуть, в более-менее сносном состоянии. Здания проектировались знаменитым голландским архитектором
Ван Лохемом. Некоторые чудом сохранились, но т.к. этот район города неблагополучный, постройки в весьма убогом состоянии. Из бани сделали автомастерскую, убрали все архитектурные «излишества» и обшили всё металлопрофилем. Школа стоит брошенная и достаточно быстро растаскивается по углам этого неблагополучного района. Раньше в ней был ДОССАФ, который произвел нещадную перестройку, а теперь до неё никому нет дела.
![](http://lh5.ggpht.com/_KPwHjFyn1go/STEt6KvfmNI/AAAAAAAAABY/Xq2gk8rcdEk/s640/школа.JPG)
Стоит заброшенная, без отопления. Кстати вот вам пример лицемерия власти, эти здания представлены на стенде «Красной горки» как архитектурные памятники. Неизвестно сколько они еще простоят, при таком нынешнем отношении к ним. Может статься, что через пару лет от них ничего не останется. Я говорил на эту тему с местными историками, они разводят руками: «Такая нынче власть. Нас никто не слушает». Всё понятно и знакомо. Увы.
Вернемся к фильму. После того как определились с местами съемок и начались сами съемки, я понял как «попал». Потому что элементарные творческие процессы пришлось доносить с неимоверным трудом до всех. А всем было всё равно. Такое ощущение, что качественный результат никому не нужен, а надо красиво пустить пыль в глаза. Я, конечно, напрягся, и в этом напряжении просуществовал до конца съёмочного процесса. Мечтая только об одном, чтобы потом не было мучительно больно за конечный результат. А ещё, мечтая побыстрее закончить с этим проектом и забыть его как страшный сон. После того как я вернулся домой мой мозг был какое-то время весьма угнетён. Слава богу, месяцем позже меня позвали поучаствовать в «мозговправительном» мероприятии
«Хан-алтай», благодаря чему я ожил, и некоторое время о фильме не вспоминал.
Побывав недавно в Кемерово, я прошёлся по некоторым местам съемок. Никаких изменений в лучшую сторону. Только в худшую. К примеру, посреди Кемерово стоит старое деревянное двухэтажное здание, прямо за драмтеатром в квартале. По-моему таких домов уже не осталось в Кемерово. Последний осколок чудом уцелевшего Щегловска. В прошлом году там ещё жили люди. Теперь там живут бомжи. Окна заколочены, здание заброшенно. А ведь это замечательно сохранившийся образец деревянного зодчества, вполне пригодный для музея. Говорят этот дом, купила какая-то строительная компания для того, что бы его снести и построить там какой-то очередной «новодел». Остаётся надеяться, что в связи с кризисом у них эта затея не осуществиться. Редкий случай, когда можно сказать, спасибо кризису.
В наше весьма противоречивое время огромные средства спускаются в унитаз на всякий ПОПУлизм, а выкроить небольшую толику средств на сохранение культурного наследия не хватает здравого смысла. А ведь приток этих средств был заложен именно тогда, в те далекие годы. Явная неблагодарность. Очень жаль, что всё это культурное наследие находится в (мягко говоря) нерадивых руках. Борьба за мечту давно закончилась. Затем сменились ориентиры, и теперь ведётся борьба против мечты, здравого смысла и культурного наследия. При попустительстве и общества тоже.
(ЕЩЁ ФОТО)PS: Кстати фильм получился лучше чем я думал. По крайней мере, не мучительно больно за конечный результат.