АЛЯСКА. Часть 10.

Sep 19, 2011 23:00

 
City of Juneau, State Capitol of Alaska.
Alaska State Museum.
Russian Alaska.


Проснувшись утром, обнаружили, что Statendam стоит у причала в Juneau, по соседству с ещё бóльшим монстром, принадлежавшим компании Celebrity Cruises.



С противоположного берега канала (Gastineau Channel), соединяющего the Inside Passage с бухтой Джюно, расположились утопавшие в зелени жилые домишки. Отсюда столица штата смотрелась весьма по-домашнему, трудно было сказать, что это город с населением 31,000 человек.



Только спустившись по трапу на берег, мы поняли, что домишки с той стороны залива - это пригород. А сам город выглядел вполне современно. Чистые, ровные, красивые улицы, усаженные высокими дерекьями. На заднем плане над центром города высилась высоченная гора, на вершину которой прямо с причала можно было подняться в кабинке кабельного подвесного подъёмника под названием Raven



Пройдёмся по улицам Juneau, и вы почувствуете гостеприимный, неторопливый бит этого уютного городка.











Одна из самых удачных, на мой взгляд, самых символических фотографий, которые мне удалось сделать в этом путешествии, снята на пустынной улочке Джюно: современный человек, пристёгнутый к своему мобильнику, идёт, уставив взгляд в асфальт, не замечая, что за ним наблюдают настоящие Обитатели Аляски:



Следующий снимок даёт представление о сравнительных масштабах города и поднимающихся за ним гор. На вершинах этих гор (высотой 1000-1200 метров) находится ледяной массив Juneau Icefield, дающий начало множеству ледников и ручьёв.



Первоначально столицей территории Аляски был основанный русскими город Ситка (русское название Ново-Архангельск), но в 1900 году Конгресс США принял решение о переносе столицы в Juneau, который в конце концов слился с городком Douglas, причём в территорию города вошли не только примыкавшие деревушки, но и массивные площади ближайших ледяных полей. В результате Juneau - самый большой по территории город Соединённых Штатов. Площадь его больше, чем штат Род-Айленд, она больше, чем штат Делавер, и почти равна суммарной площади этих двух штатов. Взгляните на белую массу на карте севернее надписи Juneau - всё это тоже Juneau...

Несколько фотографий обитателей города.

Это бомж. Я хотел сфотографировать его анфас, но заметив направленный на него объектив, он резко ускорил шаг, и вместо дикого взгляда и мятой, клочковатой бороды мне пришлось удовлетвориться видом сзади.



Ещё одно странное существо дефилировало по проезжей части улицы с плакатом, поддерживающим кандидатуру Иисуса Христа.



Увидев, что я его снимаю, мужичок стал как вкопанный, заслонив лицо своим своим плакатом. Публика не обращала на него ни малейшего внимания, может быть потому, что он не призносил ни слова. Когда-то на площади столицы Коста-Рики я видел тамошнего христового энтузиаста, тот выкрикивал цитаты из затрёпанной книжицы Нового Завета, грозил пальцем потенциальным грешникам и вообще вёл себя гораздо оживлённее, так что публика садилась на садовые скамейки послушать пламенную проповедь. У адептов одной и той же религии совсем разные темпераменты вблизи экватора и на крайнем севере!...



На следующем снимке - уличный резчик по дереву, предлагающий со своего грузовичка всем желающим сделать тотем по их вкусу. Биз-нес...



На лужайке под солнышком растянулся студентик. Мог бы точно так же лежать где-нибудь в Калифорнии, а гляди - предпочитает на Аляске...



Туристы с пароходов мгновенно выделяются из толпы: они уже успели сделать соответствующие покупки и выглядят в точности так, как должны выглядеть туристы на Аляске.



Те, кто ещё не успел отовариться волками, медведями, орлами и проч. атрибутами, рады возможности запечатлеть себя для вечности с портретом Госпожи Губернаторши



При входе в некоторые лавчонки висят дощечки, объявляющие о том, что данная лавка принадлежит и обслуживается потомками индейцев (This shop is owned by an Alaskan family). Это не просто знак почёта, но и возможность получать всевозможные льготы - налоговые и социальные.



На площади, носящей гордое название «Площадь шахтёров», стоит памятник, посвящённый памяти бесстрашных пионеров освоения Аляски, которые своим трудом в золотых шахтах положили начало благосостоянию города.





Неподалёку от порта на тихой улочке находится мемориал коренным жителям Аляски - воинам племён инуит, цимшиан, хайда, тлингит, атабаска - патриотам, героически отдавших жизнь в различных войнах Соединённых Штатов:



В удалении от офисов штата, поближе к порту улицы битком набиты лавками, которые предположительно должны возбуждать интерес туристов. В частности русских туристов.





Увидев надпись «Пельмени», Тоня сказала: «Хочу пельменей!», но пельменная, в лучшем русском стиле была закрыта на обед, и мы пошли дальше.

Дальше плотность «русских» бизнесов увеличивалась:



Мы зашли в один из таких магазинчиков, с оригинальным названием «Дом России», где я ознакомился с «традиционными русскими товарами»





Дальше женщина (естественно!) затащила меня в какую-то ювелирную лавку. К ней тут же подлетела крохотная белобрысая девулечка и со знакомым акцентом стала рассказывать о том, какие необыкновенные сокровища имеются в их ассортименте.

- С Украины? - спросил я, и лицо девчушки прям-таки просияло от счастья. Видно было, что ей надоело говорить по-английски. Оказалось - студентка из Луцка, приехала на летние заработки. Назад в Украину возвращаться не хочет, мечтает найти американского мужа, чтоб остаться, всё равно где, пусть хоть на Аляске, только чтобы не возвращаться домой... да где их, этих мужей найдёшь... «У нас стало совершенно невозможно жить, и нет ни малейшей надежды, что что-нибудь изменится к лучшему». Тоня долго с девочкой разговаривала, а я сфотографировал её на память и ушёл, чтобы не мешать беседе о том, как правильно ловить американского мужа...



Перекусив в городе, мы отправились в местный Музей Штата Аляска. Это было изумительно мудрое решение: я ни в каком из штатных музеев не видел таких интересных экспонатов. Поделюсь с вами увиденным.



На снимке выше - Israel C. Russell с командой топографов в горах St. Elias Mountains. Израиль Расселл был первым получившим от Национального Географического Общества США грант на составление точной карты Аляски, в 1890 году.

Вслед за топографами на Аляску двинулись и первые фотографы (увы, я и сюда опоздал, ну, не судьба мне стать первопроходцем!). Так выглядит одна из первых фотокамер, запечатлевших быт людей, населявших этот сказочный край:



Следующее фото - фотоэкспедиция 1900-х годов. Здесь уже и публика почище, и фотоаппаратура покомпактнее.



Из старых снимков -

Индейская деревушка с тотемами:



Танцовщики с Чилката:



Шаман, допрашивающий индейца, подозреваемого в колдовстве (несчастный затравленно смотрит на фотографа, наверняка думая: вот где настоящий колдун, а этот мудак меня допрашивает!...)



Возле одной из фотографий Тоня остановилась, как вкопанная, долго вглядывалась в лица женщин, потом изумлённо сказала: «Послушай, вот эта девушка, вторая слева, лицом - совершенная копия меня в молодости! Как это может быть!?...»



Я всмотрелся в фотографию, действительно, очень похожа. Женщина ждала объяснений.



- Видишь ли, любовь моя, - с учёным видом сказал я, - все вы, в конечном счёте, татаро-монголы, хуч на Аляске, хуч в подмосковье, особливо со стороны рязанского шоссе, но ничего с этим не поделаешь, будем с тобой жить, как прежде!...
- Болтун! - сказала любимая, и мы под ручку отправились рассматривать разнообразную коллекцию индейских масок.







Старые фотографии сохранили и ритуальные сценки «перформансов» с использованием масок.



Кроме масок в этой экспозиции мне очень понравились изделия из твёрдого чёрного камня аргиллита...



...и чудная коллекция аляскинских билликенов (кто не знает, что это такое, гляньте в Википедию).



Ещё здесь было множество тотемов...



...из которых самое большое впечатление на меня произвёл тотем в виде Президента Линкольна:





Поскольку среди читателей моего журнала много россиян, расскажу подробнее о русском разделе музея.

Экспозиция начинается с читаты из письма Екатерины Второй капитану Биллингсу от 1785 года: «Все побережья и все острова, населённые или ненаселённые, которые тебе безоговорочно первому приведётся открыть и которые не принадлежат никакой из европейских держав, ты должен объявить, с согласия обитателей, Нашей собственностью. Объяви их... территориями Её Имперского Величества...»



Дальше представлен экспонат, неоспоримо свидетельствующий о приоритете русского проникновения на Аляску - счёты!



Построив торговые посты и поселения на острове Кодиак, в Ситке (Новоархангельск) и ещё нескольких стратегических точках побережья, Россия объявила Аляску своей колонией.

Картина, изображающая строительство русской колонии в Ситке. Для начала приходилось выкорчёвывать тайгу - немалый труд в условиях, когда почти все работы выполнялись вручную - и только потом приступить к строительству срубов (этот архитектурный стиль остаётся излюбленным в маленьких поселениях штата и в наше время).



Когда город был построен, русские смогли наконец-то приступить к своему любимому занятию: воинским парадам, сопровождаемым стрельбой из пушек.



На рубеже 20-го века город Ситка выглядел обычным аляскинским поселением, мало отличавшимся от остальных посёлков.



Русские колонисты направляли значительные усилия на обращение индейских племён в православие. Обращение шло тем более успешно, чем больше русских женились на женщинах из береговых индейских племён. На снимке ниже - преподобный отец Василий Шишкин с двумя диаконами, все трое - метисы от подобных смешанных браков.



Вот некоторые старые иконы из русских поселений:



Прошу прощения за качество следующего снимка: в этом месте зала было совсем темно, а пользоваться вспышкой там не разрешают. На снимке - интересное приспособление, изобретенное русскими священниками для обучения индейцев календарю православных праздников. Не знаю, как именно работает этот Circular Peg Calendar, но может быть кому-то знакомому с расписанием православных праздников это тарелка с дырками что-то и говорит...



Русские короны для свадебного обряда сохранились в весьма хорошем состоянии (я тут же по ассоциации припомнил краснозвёздные шапки из «Русского Дома»)



Ниже показаны русские головные уборы, использовавшиеся в религиозных церемониях. Зная, как ценят индейцы всевозможные головные уборы, я бы не удивился существованию теории о том, что православие стало успешным среди индейских племён именно из-за чудесных головных уборов, использовавшихся русскими священниками!



Теперь о самом интересном для меня моменте истории штата - о продаже Аляски Америке. Вот фото человека, которого следует считать отцом-архитектором этой восхитительной сделки.



William H. Seward был Секретарём Госдепартамента в администрациях президентов Линкольна и Эндрю Джонсона, одной из ведущих фигур в Республиканской Партии (до того, как стать 24-ым Госсекретарём США, Сюард успел послужить стране в роли губернатора Штата Нью-Йорк и в качестве сенатора). В ночь, когда Линкольн был убит, Сюард избежал смерти - на него тоже было совершено покушение. Именно в качестве госсекретаря Эндрю Джонсона Сюард разработал и осуществил хитроумный план покупки Аляски у российского императора, казна которого была опустошена разорительными крымскими войнами (смешно, не правда ли, если вдуматься - весь Крым не стоит Аляски!)

30 марта 1867 года Сюард завершил переговоры с русским послом о покупке 586,412 квадратных миль территории Аляски (1,518,800 км² - территория вдвое превосходившая размер самого большого штата, Техаса) за круглую сумму в $7,200,000. Это составляет около двух центов за акр (стоимость акра земли в Аляске в 2005 году составляла 95 миллионов долларов). За десять лет до покупки Аляски, в 1857 году в Cook Inlet нашли нефть. Со времени покупки из недр Аляски было извлечено более семи миллионов унций золота. Вы скажете: кто мог предполагать!?... Действительно, понадобился незаурядный государственный ум, чтобы понять выгоду подобной сделки. Замечу, что в отличие от Сюарда, лично ездившего на Аляску, чтобы понять, насколько ценна эта земля, никто из царского правительства не удосужился посмотреть своими глазами на то, что они продают...

Первая страница Государева Декрета О Продаже Аляски:



Как отнеслись органы прессы к плану Сюарда? Плохо отнеслись. СМИ тогдашних времён отличались не большими умом и проницательностью, чем сегодняшняя левая пресса. Газетки окрестили покупку Seward's Folly (нелепая задумка Сюарда), а Аляску стали называть Seward's Icebox (Сюардов ящик со льдом) и Andrew Johnson's "polar bear garden" (садик для белых медведей Эндрю Джонсона).



На снимке выше - карикатура на Сюарда, опубликованная в Harper’s Weekly 30 апреля 1867 года, во время сенатских слушаний по утверждению договора о покупке Аляски. Карикатурист намекает, что покупкой Аляски Сюард пытается отвлечь внимание общественности от политических проблем президента Джонсона.

Ниже ксерокопия чека, выписанного Александру Второму за Аляску:



А это расписка русского посла в Вашингтоне в получении чека:



Процедура заключения договора изображена на этой картине:



А здесь описано, как конкретно это произошло:



…Я разместил в этом разделе слишком много картинок, и читатели наверняка клянут меня за непомерно раздутый bandwidth... Просто тороплюсь побыстрее закончить повествование, которое всё равно почти никто не читает.

Пока что закругляюсь.



(Продолжение следует)

о себе, Америка, размышления, фотки, путешествия, рассказик

Previous post Next post
Up