May 19, 2011 23:24
Ура, нам выделили отдельную комнату: мы занимались в изостудии, что уже настроило на творческий лад.
У меня снова были изменения в составе: пришла девочка, которая не смогла в прошлый раз, Карина, еще была новенькая тоже Карина, но совсем малышка, 3 годика, она занималась по своей программе, о ней расскажу поподробнее потом. И из прошлоразовых, Катя и Максим Большой, а Маленького уже отправили в санаторий.
Сегодняшее занятие было посвящено музыке, после короткого приветствия, обмена впечатлениями дня (перед нашим занятием они лепили из шарикового пластилина, Карина большая скоро уезжает к новым родителям) я начала с того, что сегодня мы будем слушать музыку, но ее можно не только слушать, но и рисовать. Включила «Кукушку» Дакена, мелодию интересную с точки зрения ритма, она то быстрая, то медленная, с красивыми переходами, и мы под нее штриховали карандашами. Я штриховала вместе с ними, потому что была не уверена, что они смогут выполнить задание без примера перед глазами, так и было: они посматривали, что я делаю (а я еще комментировала тихонько, что вот сейчас музыка быстрая, а сейчас медленная, сейчас как будто летит куда-то, а сейчас почти остановилась). Потом немного пообсуждали, что каждый представлял, когда играла музыка, как бы они ее назвали. Катя предложила вариант «Дождик», Максим «Ночь», Карина Большая не стала предлагать свой вариант.
Следующие задание было таким: я сказала, что вот мы порисовали под музыку, а теперь сами станем музыкантами. Предложила им музыкальные инструменты: флейту, колокольчик, коробочку с звенелками, губную гармошку, кастаньеты, свистульку. Сначала предложила всем перепробовать все инструменты, ребята очень охотно взялись за дело. По ходу возник небольшой конфликт: Макс хотел только флейту, Катя тоже хотела ее попробовать, мы дали флейту Кате, а Макс надулся. Тогда мы с Катей решили все же отдать флейту ему, а Кате дали колокольчик и коробочку. Максим оттаял, и позже чуть ли не сам предложил флейту Кате!
Когда все попробовали все инструменты, я предложила им поиграть громко-громко на выбранном инструменте. А потом мы сыграли так: я начинала (выстукивала ритм руками по столу), потом вступал Макс с дудкой, потом Катя с свистулькой, и наконец Карина с губной гармошкой. А потом в том же порядке замолкали. Получилось интересно, дети увлеклись. Подумали, как назовем нашу мелодию, решили что «Дождик». Потом я предложила еще раз сыграть, а я запишу на фотоаппарат. Сыграли (Макс поменялся инструментом с Кариной, а Катя сама меняла инструменты в процессе исполнения. Потом послушали мелодию, и дети запросили порисовать красками.
Это как раз соответствовало моему заданию. Я предложила им нарисовать мелодию, включила «Вечернюю сказку» Хачатуряна. Ребята все как по команде стали рисовать солнышко, травку, домик, человечка. Карина расторилась, что у нее не получается человечек, я начала объяснять, что это не главное, получается или нет, главное, чтобы нравилось рисовать. Но не убедила… Тогда я сказала, что может быть она нарисует что-то другое вместо человека, сказала, как называется музыка и тогда Карина решила сделать вечер, и закрасила все вокруг домика темной краской и мне кажется осталась довольна результатом. Макс нарисовал дом и несколько фигур, назвал картину «Семья», сказал, что это он, Карина Маленькая, Большая и шарик :)
Было видно, как они под медленную спокойную музыку все успокоились, расслабились, голоса даже стали тише. Я решила не ставить еще одну запланированную мелодию, «Бабу Ягу» Чайковского, чтобы не нарушать их покой. Да и Макс уже стал спрашивать, можно ли ему идти в группу.
Только мы собрались уходить (45 минут прошло), пришла воспитательница и привела еще одного мальчика постарше, спросила, не порисую ли я еще с ним. Поскольку время у меня было, я согласилась.
Теперь о Карине: она все полтора часа (первое занятие и занятие с Сашей) работала с красками: сначала рисовала кисточкой, а потом наливала воду в гуашь (я ей помогала), а потом выливала на бумагу. Работала в основном с синей гуашью, потом с коричневой, потом перешла на разноцветную акварель. С маленькими уходить отказалась и я разрешила ей остаться. Под конец стала наливать слишком много воды, пришлось сказать, что надо лить поменьше, а то мы тут все утонем и придется идти в группу. Тогда она снова перешла на кисточку. Просто героиня! Говорить еще толком не умеет, но рисовала так упорно!
Теперь о продолжении занятия, Саша, ему 10 лет, в этом детдоме недавно, где был раньше, не знаю, он не говорил, я не спрашивала. Сначала мы с ним пошли по плану первого занятия: поштриховали под «Кукушку», а потом он огляделся по сторонам и захотел научиться рисовать розу. Порисовал, бросил, сказал, что хочет научиться рисовать шар карандашом. Стали рисовать шар, так и рисовали все занятие, периодически просто разговаривая. Очень заинтересовался фотоаппаратом, просил меня его фоткать, сам фотографировал меня, Карину, вид из окна. Закончили рисовать шар, сделали тень и решили закончить натюрморт (стол, драпировку, фон) на следующем занятии. Парень очень интересный. На меня самое сильно впечатление произвел такой диалог:
С: А у вас в семье кто-нибудь курит?
Я: Нет, мы спортсмены
С: А Ваш сын?
Я: Нет, ему же всего 8 лет!
С: А я вот курил - и бросил. Месяц назад.
Я: И как, стало легче дышать?
С: Нет, иногда все равно хочется сигарету.
Я не нашла, что ответить, просто головой покивала, типа да, понимаю…
Выводы: занятие с ребятами прошло по плану, 40 минут - оптимально, дальше они начинают отвлекаться. Задачи: послушать музыку и уловить то, как она влияет на настроение, почувствовать себя творцами - выполнила, а вот задачу отойти от конкретики в рисовании и рисовать впечатления - не получилось решить. На следующем занятии перехожу к нестандартным материалам (манке, маку, макаронам), будем делать мандалы на основе. Не хочу домики, хочу узоры и абстракции в их творчестве увидеть! :)
По Карине маленькой: за нее я просто рада, она получила то, что ей было нужно, в обстановке доверия и принятия
По Саше: не очень довольна, хотя это, конечно, не поражение. Видимо из-за неожиданности, не получилось увлечь его именно арт-терапией. Но мы и в процессе традиционного рисования много чего обсудили и некоторые неожиданные для него мысли я в его голову заложила.
Фото выложу позже!
арт-терапия,
дети