"Боги. Люди. Герои" . Часть VII. Лики помпейцев

Jul 11, 2020 18:05

Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей
Среди дошедших до нашего времени обликов древних помпейцев наибольший интерес вызывают надгробные памятники, в которых индивидуальные особенности портретируемых проявились с наибольшей силой. Детальная разработка черт лица умерших была обязательной в создании погребальных портретов. Вместе с тем, в императорскую эпоху мужские портреты становятся более индивидуальными, в то время как женским изображениям присуща обобщенность идеализация в передаче черт. В изображениях мужчин подчеркивали такие добродетели, как достоинство и долг, передаваемые не только физиогномикой, но и одеждой, соответствующей их
статусу. В женских образах подчеркивались скромность и достоинство.






"Мужской портрет". Известняк. Помпеи. Некрополь у Нуцерийских ворот Позднереспубликанский период.



"Мужской портрет". Известняк. Помпеи. Некрополь у Нуцерийских ворот Позднереспубликанский период.



"Бюст женщины". Мрамор. Помпеи. Дом Позолоченных амуров. I в.до н.э.



"Бюст женщины". Мрамор. Помпеи. Дом Позолоченных амуров. I в.до н.э.



"Мужской портрет". Мрамор. Помпеи. Дом Золотых амуров



"Мужской портрет". Мрамор. Помпеи. Дом Золотых амуров



"Мужской портрет". Мрамор. Помпеи. Дом Золотых амуров






Сидящая девушка. Фреска IV стиля из Стабий. 50-70 гг. Неаполь, Национальный археологический музей. Прежде: Кастелламмаре-ди-Стабия, Вилла Ариадны. триклиний.

От декора нижней части стены триклиния (помещение 7) была отделена деталь «окна», сквозь которое можно увидеть девушку в павильоне с кессонированным плафоном. Она сидит на табурете. полностью завернутая в плащ: из-под него видна только ее левая рука, которую она задумчиво подносит к подбородку.



Сидящая девушка. Фреска IV стиля из Стабий. 50-70 гг. Неаполь, Национальный археологический музей. Прежде: Кастелламмаре-ди-Стабия, Вилла Ариадны. триклиний.



Женский портрет. Мозаика из Помпей (VI, 15, 14). Кон. I в. до н. э. Помпеи.

Небольшая мозаичная картина была вставлена в «ковер» из пластинчатой мозаики (opus sectile) которая, будучи оставленной на полу помещения дома к северу от дома Веттиев, оказалась полностью утраченной. Это портрет женщины с правильным овалом лица, с черными глазами и волосами, разделенными на пробор и собранными на затылке по моде эпохи Августа. Вышитое платье, ожерелье и серьги говорят о ее принадлежности к высокому социальному классу.



Женский портрет. Мозаика из Помпей (VI, 15, 14). Кон. I в. до н. э. Помпеи. Деталь

Было отмечено, что небольшие различия между двумя частями лица, такие как отсутствие морщин под левым отмечено, и увеличенная округлость левой щеки, являются задумкой мозаичиста, который решил запечатлеть также молодую внешность портретируемой, несмотря на течение лет. Вместе с тем этот портрет можно считать реалистическим портретом, не обусловленным правилами типологических изображений.



Портрет женщины в профиль. Фреска III стиля. I в. Неаполь, Национальный археологический музей. Прежде: Кастелламмаре-ди-Стабия. Геркуланум.

Панно являлось частью стены, оформление которой выполнено в III стиле, на что указывает графическая техника, точная в исполнении мельчайших деталей, таких как цветы на ленте, украшающей голову женщины, или серьги. Бюст с белокожим лицом, необычно представленный в профиль, выделяется на черном фоне наподобие камеи: существует предположение, что это может быть портрет Клеопатры.



Портрет женщины в профиль. Фреска III стиля. I в. Неаполь, Национальный археологический музей. Прежде: Кастелламмаре-ди-Стабия. Геркуланум.



Девушка, расчесывающая волосы. Фреска IV стиля из Стабий. 50-79 гг. Неаполь, Национальный археологический музей. Прежде: Кастелламмаре-ди-Стабия, Вилла Ариадны. триклиний

Сохранилось лишь несколько фрагментов от эдикулы (ниша, обрамленная колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие и увенчанная фронтоном. В эдикулы ставились статуи богов в храмах, общественных зданиях, жилых домах) которая обрамляла фигуру женщины, сидящей на табурете с подушкой и причесывающейся, глядя в зеркало и опираясь на носок правой ноги для большего равновесия. Плащ, обернутый только вокруг ног, оставляет бюст открытым.



Девушка, расчесывающая волосы. Фреска IV стиля из Стабий. 50-79 гг. Неаполь, Национальный археологический музей. Прежде: Кастелламмаре-ди-Стабия, Вилла Ариадны. триклиний .

“Боги. Люди. Герои". Часть I. Боги. https://vittasim.livejournal.com/288318.html
“Боги. Люди. Герои". Часть II. Боги. Герои. https://vittasim.livejournal.com/288561.html
“Боги. Люди. Герои". Часть III. Герои. Спорт. Театр. https://vittasim.livejournal.com/288811.html
“Боги. Люди. Герои". Часть IV Герои. Люди Спорт. https://vittasim.livejournal.com/289063.html
“Боги. Люди. Герои". Часть V Спорт. Керамика. https://vittasim.livejournal.com/289788.htm
"Боги. Люди. Герои" Часть VI Мир гладиаторов.  https://vittasim.livejournal.com/290075.html.

https://www.kommersant.ru/doc/3930799

http://pompeii.ru/vita/cameo_glass.htm

http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1936

http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st026.shtml

https://ulli-u.livejournal.com/298092.html

https://www.liveinternet.ru/community/lj_babs71/post453752104/

https://hekitateru.livejournal.com/3619799.html
https://coollib.net/b/355179-d-perova-natsionalnyiy-arheologicheskiy-muzey-neapol/read

Эрмитаж. Виртуальный визит.

выставка

Previous post Next post
Up