Оригинал взят у
vanatik05 в
СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. ДАНИЯ. Часть 2.Мы говорили в первой части о Скагенской группе датских художников-реалистов, которые постепенно и все смелее вносили в свою живопись элементы импрессионизма. Давайте вспомним его основные черты - «воздушность и эфемерность образов, игра света, использование «чистых» цветов вместо смешивающихся на палитре сложных, стремление передать подвижность и изменчивость реального мира, а также момент наивысшей гармонии и счастья."(
http://www.aboutdenmark.ru/str/53/)
Наибольшего расцвета в Дании это направление получило в творчестве художников «Фюнской школы», получившей свое название по датскому острову Фюн, родине Андерсена и композитора Карла Нильсена. Тут сформировалась группа художников, которых можно с полным основанием называть импрессионистами. Кроме безусловного влияния французского импрессионизма, достигшего уже к этому времени своего расцвета, большую роль в творчестве художников острова Фюн, хотя он и не жил там, сыграл
Теодор Эсберн Филипсен (10 июня 1840 г. - 3 марта 1920 г. ) Он родился в купеческой еврейской семье, любил животных и решил посвятить свою жизнь сельскому хозяйству, для чего отправился к дяде в его имение. Но один из его братьев обратил внимание на рисунки животных молодого Теодора и познакомил его с художником Хансом Шмидтом,
убедившим юношу начать обучение в Королевской академии изящных искусств. Начинал молодой художник как реалист, и даже переживал, считая свои образы недостаточно реалистичными.
Теодор поехал в Париж, чтобы познакомиться с европейским искусством, на него огромное впечатление произвели работы импрессионистов. Он много путешествует, побывал в Испании и Италии, даже отправляется в поисках натуры в Африку, чтобы сделать там зарисовки животных. Уже к 80-м годам 19 века Теодор Филипсен начал писать на пленэре, все больше проявляя себя в качестве импрессиониста.
В середине восьмидесятых годов в Копенгагене жил Поль Гоген, дружба с которым помогла Филипсену, в частности, овладеть техникой использования небольших жестких кистей для создания быстрых "твердых"мазков. Мы видим на его картинах все больше солнца и "воздуха" и радостную красоту живой природы.
Филипсен продолжает рисовать животных, особенно коров, и тихие солнечные пейзажи любимой Дании, но в середине десятых годов 20 века он начинает страдать от заболевания глаз, что осложняет ему жизнь и мешает с прежней отдачей заниматься живописью.
Многие считают Теодора Филипсена первым импрессионистом Дании, новатором, замечательным колористом, знатоком и любителем природы, прекрасным пейзажистом, творчество которого вдохновило художников острова Фюн и помогло им создать так называемую "Фюнскую школу". Художники этой группы, имея разные взгляды на искусство и разные дарования, были едины в своей любви к красоте родных пейзажей, к пленэрной живописи , в своем стремлении следовать принципам импрессионизма.
Одним из наиболее ярких представителей "Фюнской школы" был
Петер Мариус Хансен ( 13 мая 1868 - 6 октября 1928), сын художника Хансена, он жил в Копенгагене в семье родственника и обучался сначала в Технической школе, а затем в Художественной под руководством Кристиана Цартмана. С ним же он несколько раз путешествовал по Италии, а с Теодором Филипсеном побывал в Помпее.
Если Цартман тяготел больше к реализму и натурализму, то под влиянием Филипсена Петер все больше склонялся к импрессионизму и становится одним из лучших колористов своего времени. В некоторых его работах просматривается влияние живописи Ван Гога, большое количество картин которого были выставлены в 1893 году в Копенгагене.
С 1905 года Хансен жил летом в Фоборге (на острове Фюн), где рисовал свои солнечные городские пейзажи и картины из жизни крестьян.
Зиму он проводил обычно в Копенгагене, одним из излюбленных его мотивов были заснеженные улицы и рощи.
Другим ведущим художником и товарищем по Фюнской группе был
Фриц Сюберг (28 июля 1862- 20 декабря 1939), родившийся на острове Фюн, проживший долгую и творчески богатую жизнь, переживший в детстве много страданий.
Он родился в небогатой семье немецкого происхождения, отец работал на винном заводе, умер вскоре после рождения мальчика. В 8 лет у него появился отчим, который сильно пил, избивал детей и мать, маленький Фриц вынужден был уже с 9 лет работать сторожем, чтобы мать могла сводить концы с концами, а в 16 лет он начал учиться в Технической школе Хансена, отца будущего художника Петера Хансена, в классе декоратора. Мать Фрица умерла в богадельне, когда ему было 17 лет, и в 1882 году Хансен-старший взял его к себе помощником, Фриц стал жить в его доме, он был счастлив, вспоминая свой отчий дом как "ад".
В начале своей творческой жизни Сюберг под влиянием своего учителя Цартмана, как и Хансен, придерживался больше реалистичско-натуралистического направления, но вскоре и он все больше стал отходить от традиций датской академической школы, его произведения становятся ярче, светлее, а после женитьбы и радостнее.
Он часто использовал свою любимую жену в качестве модели для картин, особенно когда работал над иллюстрациями к книге Андерсена "История матери". Анна Сюберг, его жена и сестра Петера Хансена, и сама была художницей, причем успевала немного рисовать в перерывах между рождениями и воспитанием семерых детей.
Фриц уже стал известным и высокооплачиваемым художником и мог позволить себе содержать большой дом и прислугу, чтобы облегчить жизнь жене.
Они прожили 3 года в Италии в Пизе, где он увлекся акварельной живописью, но вскоре выяснилось, что жена тяжело больна, ей пришлось перенести операцию на почках, потом вторую и вскоре она умерла. Фриц уже через год женился на ее младшей сестре Марии, которую, как считают некоторые его биографы, давно любил.
Художник вновь возвращается к маслу и постепенно меняет стиль - мазки становятся крупнее и резче, краски ярче, в его творчестве все больше начинают проявляться модернистские нотки.
Одной из его больших и важных работ были росписи для создававшегося в 30-х годах музея Г.Х.Андерсена.
Фриц Сюберг прожил долгую творчески богатую жизнь и работал до самой смерти, оставаясь одним из самых известных и высокооплачиваемых художников Дании.
Третьим художником из тех, кто составлял костяк группы, был
Йоханнес Ларсен ( 27 декабря 1867 - 20 декабря 1961 ), как и Сюберг, родившийся на острове Фюн, вместе с ним учился в Копенгагене в классе Кристиана Цартмана. Как раз его дом в Картеминде стал впоследствии местом сбора художников "Фюнской школы". А в 1910 году один "консервный" магнат М.Расмуссен даже открыл там музей художников Фюнской школы и постоянно поддерживал их материально. У части из них появилась возможность поехать в Италию вместе со своим учителем, а Ларсена больше интересовала северная природа, он с увлечением рисовал птиц, его даже называли "птичьим художником".
Они с женой много путешествуют по Скандинавии, пишут на пленэре в любую погоду. Йоханнес в основном всю свою любовь отдает пейзажной живописи, жанровым сценкам из крестьянской жизни и птицам, что традиционно для этих стран. Он получает заказы на картины для королевского зала приемов в замке Кристиансборг, на фрески для мэрии столицы острова Фюн - Оденсе и на иллюстрацию книг
Его жена Альхед Ларсен тоже была художницей, в основном на ее картинах изображены цветы в разных видах.
Йоханнес Ларсен был также хорошим портретистом, его палитра всегда сдержанная, мягкая, он любил игру светотени и небольшие форматы.
Если верить источникам, которые доступны в интернете, художник прожил долгую и успешную творческую жизнь - 94 года - и занимает достойное место среди последователей импрессионизма в Дании, а в его доме сегодня расположен музей художников "Фюнской школы".
Еще один датский художник, который занимает особое место в этой группе благодаря своему несколько отличающемуся представлению об искусстве, был
Поул Саймон Кристиансен (Поул С. Кристиансен - 20 октября 1855 - 14 ноября 1933)
До того, как посвятить себя искусству, он работал слесарем, монтером, помогал отцу - строителю ветряных мельниц. Как и другие художники, он начинал обучение живописи у Кристиана Цартмана, став студентом в его школе, часто ездил с ним в Италию, изучая там искусство старых мастеров. Мы можем видеть их влияние в его ранних картинах на религиозные темы и по мотивам "Божественной комедии" Данте.
В более поздних работах прослеживается влияние Ван Гога и Гогена, выставка работ которых проходила в 1893 году в Копенгагене и оказала большое воздействие на творчество многих художников острова Фюн.
Многие из его работ позднего периода, особенно пейзажных, можно отнести к постимпрессионистическому и даже отчасти экспрессионистическому направлению, а насыщенность цвета - к работам великих голландцев.
И еще об одном художнике. прожившем яркую, но короткую жизнь, формально не входившем в "Фюнскую группу" художников, но оставившем яркий след в датском искусстве того периода .
Олаф Хартманн (16 февраля 1879 - 16 января 1910). Он родился в семье, где любили искусство, музыку, много путешествовали, и рано распознали художественный талант мальчика. Как и многие будущие художники, о которых мы тут говорили, он начинал свое обучение в школе Кристиана Цартмана, затем 3 года в Королевской академии изобразительных искусств. много путешествовал, побывал в Италии, Франции, Бельгии, Голландии. В некоторых его работах явно прослеживается влияние творчества Рембрандта и Гойи, их никак не отнесешь к импрессионизму.
Но в большинстве его работ смешиваются традиционные стили с авангардными - светлые и яркие пленэрные зарисовки напоминают импрессионистов,
а иногда грубые мазки, и тревожное настроение - Ван Гога и постимпрессионистов. Как и многие художники начала века, он в конце жизни тяготел уже к символизму.
Он умер очень рано, в 31 год, после неудачной операции по поводу аппендицита. Его творчество на некоторое время было почти забыто, но вскоре интерес к нему возобновился, во многих странах прошли его выставки, а родственники установили в Дании стипендию его имени.
Пару слов о часто упоминаемом тут учителе многих художников Дании конца 19 - начала 20 веков - Кристиане Цартмане, являвшемся важным деятелем датского искусства, давшем путевку в жизнь многим, ставшим впоследствии знаменитыми художникам. Главная его заслуга, на мой взгляд, состоит в том, что он поддерживал индивидуальный стиль своих студентов, не принуждая их следовать определенному направлению, хотя сам был приверженцем реализма и натурализма. Он был новатором в использовании цвета в своих исторических, пейзажных и жанровых работах. Вот одна из них для примера.
Мы рассмотрели вкратце импрессионистическое направление в живописи Дании, впереди - Норвегия.
К этой статье можно посмотреть в отдельном посте слайд-шоу, составленное из большого количества картин датских художников - импрессионистов.
Ссылки: 1.
https://en.wikipedia.org/wiki/Danish_art 2.
http://nationalmuseum.bokorder.se/Article.aspx?id=1711 3.
http://www.aboutdenmark.ru/str/53/ 4.
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st021.shtml