Оригинал взят у
vanatik05 в
Густав Вигеланд и его Парк в Осло."И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, - и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит".
Микеланджело.
Одно из самых глубоких впечатлений, запавших в душу во время посещения Осло - Фрогнер-парк, Парк скульптур знаменитого норвежского ваятеля Густава Вигеланда. Мне повезло быть на экскурсии в этом парке с замечательным экскурсоводом по Осло, влюбленным в творчество Вигеланда, знающим подробности его жизни и умеющим заинтересовать своим рассказом даже и тех туристов, которые не очень интересуются искусством.
А меня захватил не только сам огромный объем работы, проделанной скульптором, но и история всей его жизни, его мечтаний и терзаний, ошибок и раскаяний, вдохновения и разочарований. О его личности, да и о главной работе его жизни существуют разные мнения, не буду упоминать о них в начале разговора, попробуем разобраться сами.
Густав Вигеланд родился в 1869 году на юге Норвегии в потомственной религиозной семье ремесленников Торсенов, его отец был плотником, а фамилию Вигеланд юноша взял себе в качестве псевдонима по названию местечка, откуда была родом его мать и жил любимый дед. У него было еще три брата, один из которых, Эмануэль стал известным художником, его витражи и сегодня можно увидеть в Кафедральном Соборе в Осло.
В детстве братья были очень близки: обоих интересовало искусство резьбы по дереву, которым занимался отец и особенно дед, оба мальчика играли на пианино и много читали. Густав был болезненным ребенком и из-за этого много времени проводил у дедушки, которого все любили и который уговорил самого выдающегося резчика по дереву в своем городке позаниматься с внуком. Густав писал позже:
«Я стал скульптором еще до рождения, меня подхлестывала и гнала вперед какая-то могучая, неподвластная мне сила. Другого пути для меня не было. Как бы я ни старался с него свернуть, меня возвращало назад».
Он так и не окончил школу, его отправили в возрасте 15 лет в Осло в столярную мастерскую учеником резчика по дереву, по вечерам он посещал художественную школу и музеи. Но скоро мастерская закрылась, Густав потерял работу и вернулся домой. После смерти отца ему пришлось работать на ферме, но он продолжал много рисовать и читать, главным образом древнегреческие трагедии, книги об античных временах и о библейских сюжетах.
Вернувшись в 1888 году в Осло, Густав работал в столярной мастерской, но вскоре потеряв работу, без жилья и заработка он бродяжничал, голодал, ночевал, где придется. И только через год ему удалось получить высокую оценку своим эскизам скульптур по мотивам скандинавских мифов и библейских историй у известного в то время скульптора Бергслина, который не только помогал ему материально, но и разрешил ему работать рядом с ним в своей мастерской. Вигеланду даже посчастливилось впервые принять участие в ежегодной выставке с этой работой.
Вскоре молодой Густав ужу работает ассистентом у скульптора Скейброка и начинает самостоятельный путь в искусство, вырабатывая свой собственный стиль. Его не увлекало ни реалистическое направление, ни чистый натурализм, он скорее склонялся к символизму и неоромантизму, ему хотелось отражать переживания, душевные поиски, проявления любви и ненависти, не ограничивая себя следованием определенному направлению в искусстве.
Он писал: "Принято говорить о художниках, принадлежащих к той или иной школе. Но это абсурд. Невозможно втиснуть художника в коробку, вписать его в схему … Позволим же душе делать свою работу, не надо принуждать ее, пусть она сама руководит и направляет».
Вигеланд едет в Копенгаген, получив стипендию на обучение там, затем в Париж, посещает музеи и особенно много времени проводит в мастерской Огюста Родена. Потрясенный его "Вратами Ада" он создает через год свой барельеф на эту тему,
показывает его на выставке, а позже выполняет его в бронзе. К этому времени у него уже появляется собственная мастерская и проходит первая персональная выставка. Вигеланд чувствует необходимость познакомиться ближе с современным европейским искусством, посещает Копенгаген, знаменитую Глиптотеку, где испытывает чувство разочарования увиденным: "Пустые фигуры с растрепанными волосами и развевающимися одеждами. Но ни одного человека! Ни одна из этих современных фигур не вызывала во мне глубокого отклика!»
Зато пребывание в Берлине стало очень важным для молодого скульптора, не только из-за общения с большим кругом художников и писателей-символистов, посещения музеев и мастерских, но и благодаря дружбе с Эдвардом Мунком, с которым он не только вместе жил, но и работал в одной мастерской и даже, говорят, делил женщин. Как-то раз они даже поссорились из-за одной из них, Густав в сердцах запустил в Мунка глиняным бюстом, который как раз недавно слепил со своего друга, бюст разбился, и Вигеланд никогда больше не лепил Мунка. Тем не менее, Вигеланд и Мунк оказали большое влияние друг на друга: Вигеланда начало интересовать отражение в скульптуре темы взаимоотношений мужчины и женщины, их любви, ревности, страданий, а Мунка привлекло изображение обнаженных тел.
Очень важной для развития Вигеланда была длительная поездка по Италии, особенно полугодовое пребывание во Флоренции, знакомство с античным искусством и периодом Возрождения, увлечение творчеством Днателло и Микеланджело. Он стремился соединить строгость и четкость форм Ренессанса с эмоциональным подъемом и бунтарской страстью Родена. В 1889 году прошла его вторая (и последняя) персональная выставка, получившая множество положительных отзывов, он стал одним из известных скульпторов Норвегии, достаточно зарабатывал и мог бы теперь жить и работать, не оглядываясь на доходы. Тем более, что после получения Норвегией независимости, Густав стал получать заказы от правительства на памятники известным норвежцам.
Эти заказы давали ему не только возможность существования, но и приносили известность, позволяли в процессе работы общаться с этими людьми, беседовать на разные темы, расширять свой кругозор, они приносили ему известность и дружеские отношения. Всего Вигеланд создал около 100 портретных бюстов и памятников знаменитых норвежцев.
Но он мечтал о больших проектах, требовавших и больших инвестиций. Густав принял предложение на скульптурные работы в восстанавливаемом после пожара Нидаросском соборе в Тронхейме, где он создал 44 скульптуры, 16 горгулий и 4 барельефа.
Эта работа дала ему заработок, познакомила с готическим искусством, заставила обратить внимание на символические мотивы в искусстве, выражающие грехи человеческие. Позже эти мотивы проявятся в изображении драконов, как символов зла, в скульптурных композициях, он неоднократно будет их использовать в творчестве.
Скоро Густав отказался от дальнейшей работы в Соборе, ему надоела эта тема, тем более, что перед этим он провел около года во Франции и Англии, изучая готическое искусство. Его привлекала не только символика, но и экспрессия,
глубокое внутреннее содержание, отражение человеческих переживаний, не столько анатомическая точность, сколько передача отношений между людьми.
А отношения эти полны страсти, накала чувств, но почему-то очень редко - радости и счастья, а чаще грусти, меланхолии и даже тоски.
Возможно, какое-то объяснение этому можно найти, знакомясь с личной жизнью и характером скульптора. Он был любвеобилен, увлекался молоденькими девушками и имел связи почти со всеми своими моделями. При этом у него была постоянная связь с одной из них, Лаурой Андерсен, на которой он женился только после рождения второго ребенка, да и то с условием последующего развода. Детей он не хотел и с ними не общался, хотя и платил им алименты. Второй продолжительной связью Густава была Инга Сюверстен,
с которой он прожил 19 лет, постоянно ей изменяя и умудряясь даже в течение 10 лет жить одновременно с другой женщиной, Мари Нордбю. И той и другой было по 17 лет, когда завязывались их романы с Вигеландом, обеим были поставлено условие - не рожать детей. Четвертая длительная связь с 18-летней Ингрид Вильберг, на 32 года моложе Густава, продлилась 15 лет и тоже закончилась из-за нового увлечения. Каждая из этих женщин были его экономками и помощницами, терпели его измены, упрямство, вспыльчивость и приступы депрессии.
Даже с некогда любимым и близким ему братом Эмануэлем Вигеланд умудрился поссориться на всю жизнь. В начале века после большого успеха как художника, Эмануэль впал в немилость у критиков, его обвиняли в заимствовании тем и сюжетов у брата, он тяжело переживал эти наветы, но Густав и пальцем не пошевелил, чтобы помочь брату, оправдать его и очистить его имя от клеветы.
Это привело к тому, что они больше никогда не встречались и даже не переписывались. Единственный раз они обменялись письмами только после смерти матери.
Раскаивался ли Густав? Вероятно, об этом свидетельствуют несколько его работ в "Парке скульптур", о котором мы будем говорить подробнее.
Примерно в середине десятых годов в творчестве Вигеланда происходят важные изменения - смена стиля.
Стиль его упрощается, размеры фигур увеличиваются, появляются большие сглаженные поверхности, работы приобретают более монументальный вид. Эти изменения объясняются как тенденциями, пришедшими в европейское искусство, появлением кубизма, так и сменой материала с которым работал Вигеланд - он начал использовать гранит. Еще в 1906 году он представил эскиз фонтана для установки его в центре Осло - 6 мужских фигур, держащих чашу в окружении 20 скульптурных древесных групп со скульптурными барельефами по периметру. Стало ясно, что такое сооружение, а Вигеланд добавил еще 60 скульптурных групп из гранита, да еще и большую колонну, невозможно установить в центре города.
Это и было началом создания Парка скульптур Вигеланда, о чем мы поговорим во второй части.
Ссылки:
https://snl.no/Gustav_Vigeland http://www.mishanita.ru/2014/03/09/21600/ https://vk.com/album-41827257_215303098 http://www.vigeland.museum.no/no/samlingen/smijernsarbeider http://www.tretyakovgallerymagazine.com/articles/norway%E2%80%93russia-crossroads-cultures/gustav-vigeland-man-behind-vigeland-park