Оригинал взят у
vanatik05 в
АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ. Часть 4. РЕАЛИЗМ НА РУБЕЖЕ 19 и 20 ВЕКОВ.На рубеже 19 и 20 веков, когда в живописи США господствовали два коммерчески успешных и уважаемых направления - импрессионизм и академический реализм, зарождается и крепнет желание некоторых художников отражать реальную современную жизнь города с ее иногда жестокими моментами, изображать неприкрашенный быт городских окраин, детей улиц, проституток, алкоголиков, жизнь многоквартирных домов. Они считали, что живопись может быть сродни журналистике, хотя многие из этих художников были аполитичны и не ограничивались отражением язв и нищеты городской жизни.
«…Я очень любил города, я любил величавую, быструю реку,
Все женщины, все мужчины, которых я узнавал, были мне близки…
… И я жил на свете, я Бруклин любил - обильный холмами, был он моим,
И я бродил по Манхэттену, и я в омывающих остров соленых водах купался…»
(Уолт Уитмен. Листья травы. На Бруклинском перевозе.)
Идеолог этого движения Роберт Генри, поклонник поэзии Уолта Уитмена, требовал от своих учеников, чтобы их «краски были так же реальны, как грязь, как комья лошадиного дерьма и снег зимой на Бродвее». За пристрастие к подобным сюжетам это направление получило прозвище «школа мусорного ведра» или «школа урны для мусора», которое закрепилось за ним и используется в искусствоведческой литературе. Многими критиками это движение было встречено в штыки, после первой выставки один из них под псевдонимом «Ювелир» писал: «Вульгарность бьет в глаза на этой выставке… Может ли быть прекрасным искусство, показывающее наши болячки?» Иногда «Школу мусорного ведра» отождествляют с группой «Восьми», хотя не все (только 5) ее членов входили в нее, а трое художников, Дэвис, Лоусон и Прендергаст выступали в совершенно ином стиле.
Роберт Генри (Cozad), (1865-1929), художник, педагог, вдохновитель «Школы мусорного ведра и организатор группы «Восьми»,
родился в Цинциннати в семье застройщика и игрока. В стычке по поводу владения землей отец застрелил оппонента и бежал в Денвер, куда позже перебралась и вся семья, сменив имена и фамилию. Проучившись два года в Академии изящных искусств в Филадельфии, молодой Роберт отправляется в Париж в Академию Жюльена учиться у академических реалистов.
После поездки по Италии он возвращается в Филадельфию и начинает преподавать в Школе дизайна для женщин, его считали прирожденным педагогом. К тридцати годам Генри приходит к мысли о необходимости выработки такого направления в живописи, которое бы сочетало в себе реализм и элементы импрессионизма, и назвал его «новым академизмом».
Его друзья и последователи не считали себя единой организованной группой, но выставка в галерее «Макбет» в Нью-Йорке в 1908 году привлекла внимание к художникам нового направления и принесла им известность. В 1910 году Генри с помощью Слоана организует выставку Независимых художников, на которой было продано всего несколько картин, на смену художникам этого направления уже шло новое современное искусство, провозвестником и «отцом» которого можно считать и Роберта Генри.
Последующие годы принесли Генри популярность, он много времени проводил В Ирландии и Санта-Фе, преподавал в Лиге студентов в Нью-Йорке, оказал большое влияние на развитие модернистского направления у своих студенток -художниц. В 1929 году он был назван Советом искусств Нью-Йорка одним из трех лучших живущих американских художников. Классические элементы его стиля в портрете - силовая манера письма, интенсивные цветовые и световые эффекты, отражение индивидуальности и душевных качеств человека.
Джон Френч Слоан (1871-1951), один из основателей «Школы мусорного ведра», член группы «Восьми», художник и гравёр.
Его отец имел художественные способности и поощрял своих детей с раннего детства к рисованию. Он рано начал работать из-за болезни отца, работа продавцом в книжном магазине оставляла ему много свободного времени для чтения, рисования и копирования работ Дюрера и Рембрандта, которыми он восхищался. Он также начал делать офорты и продавать их в магазине, а его открытки и календари пользовались успехом. Работая позже художником-иллюстратором, он начал брать вечерние уроки в Академии изящных искусств Филадельфии, там познакомился с Робертом Генри, который и убедил его обратиться к живописи.
Тяжелая история его семейной жизни (алкоголизм и психическая нестабильность жены, бывшей проститутки, с которой он познакомился в борделе), мешала его творчеству, и хотя он написал почти 60 картин к 1903 году, но все еще не имел имени в мире искусства и мало продавал своих работ. Переехав в Нью-Йорк, он подрабатывал в журналах, рисовал политические карикатуры, иллюстрировал книги, участвовал в выставке в галерее Макбет и организовал после нее передвижную выставку, к нему пришел, наконец, успех.
Всю последующую жизнь Слоан был верен социалистическим идеям, что безусловно отражалось и в его творчестве, но он категорически возражал против высказываний критиков о сознательной социальной направленности своей живописи.
В конце 20-х Слоан изменил не только технику, но и сюжеты своих картин в пользу ню и портретов, часто используя подмалевку и штриховку, и никогда уже не достигал той популярности, которую имели его ранние работы.
Уильям Дж.Глаккенс (1870-1938), также один из основателей «Школы мусорного ведра», родился в Филадельфии, где жили многие поколения его семьи. Его брат и сестра тоже стали художниками. Сам Уильям, проявив еще в школе художественные способности, работал после окончания университета художником в газетах, посещал вечерний курс в Академии изящных искусств, где познакомился с молодым Слоаном, а тот представил его Роберту Генри.
В 1895 году Глаккенс путешествует с группой художников по Европе, восхищается картинами великих «голландцев», а в Париже впервые знакомится с искусством импрессионистов, потом в течение всей жизни он не раз уезжает рисовать в Париж и на Юг Франции. После возвращения в США Глаккенс поселяется в Нью-Йорке, активно участвует в выставочной деятельности «Школы мусорного ведра» и группы «Восьми».
В его творчестве все сильнее проявляется импрессионистическое направление, его даже называют «американским Ренуаром», и в отличие от Слоана он был не «социальным летописцем», а «чистым» художником, для которого художественная форма, колорит и чувственность имели первостепенное значение. Его палитра с годами светлеет, сюжеты меняют смысл, преобладают пейзажи, пляжные сцены, а в конце жизни - натюрморты и портреты.
Его искусство не отражает социальных проблем дня, времени Великой депрессии, скорее наоборот - «его картины наполнены призраком счастья, он одержим созерцанием радости» (Лесли Кейт, "Постоянство Уильяма Глаккенса, 1966).
Джордж Бенджамин Лакс (1867-1933) родился в Уильямспорте в семье фармацевта, мать была художницей-любительницей и музыкантом.После переезда в маленький городок на юге Пенсильвании, расположенный вблизи угольных месторождений, Джордж рано увидел бедность и получил уроки сострадания от родителей, помогавших семьям шахтеров.
Трудовую жизнь он начал еще в подростковом возрасте, работая вместе с братом в водевиле, но очень рано понял, что хочет быть художником. После недолгого обучения в Академии изящных искусств он отправился в Европу, изучал разные художественные школы, стал поклонником испанской и голландской живописи (особенно Веласкеса и Франса Хальса) и техники Мане. Вернувшись в Филадельфию, Лакс работает иллюстратором в газете, знакомится с Глаккенсом, Слоаном и Шинном, участвует в интеллектуальных встречах Роберта Генри, а после переезда в Нью-Йорк и работы художником в журнале Пулитцера начинает больше времени уделять живописи.
Он участвует в деятельности «Школы мусорного ведра» и группы «Восьми», содействует дебатам о Новом реализме, много рисует, передавая жизнь иммигрантов, их этническое разнообразие, черпая материал в Нижнем Ист-Сайде и Бруклине. Кроме картин о жизни Нью-Йорка, Лакс рисует пейзажи и портреты, он считался мастером сильных цветовых и световых эффектов.
Лакс был самобытной личностью, прирожденным бунтарем, гордился тем, что окружающие считали его «плохим мальчиком» американского искусства, создавал о себе мифы, часто напивался до беспамятства, был алкоголиком, и был в конце концов найден в подъезде убитым в результате бытовой драки.
Эверетт Шинн (1876-1953), родился в Вудстауне в общине квакеров в семье фермеров.
Рано проявившиеся способности позволили ему уже в 15 лет начать серьезно изучать основы рисования, через год брать уроки в Академии изящных искусств, а в 17 лет начать работать штатным художником в газетах. В 1897 году, переехав в Нью-Йорк, молодой Шинн вскоре приобрел известность как один из талантливых реалистов, изображавших городскую жизнь, уличное насилие, несчастные случаи и пожары.
После путешествия с женой по Европе у Шинна появились новые сюжеты (театр, балет) и импрессионистические элементы в живописи. Он единственный из «Школы мусорного ведра» и группы «Восьми», у которого много работ пастелью, а также фрески не только в квартирах манхэттенской элиты, но и 18 фресок для известного бродвейского Беласко-театра. Шинн считал, что «он был случайным членом восьми», не имеющим политической позиции и приверженным светской жизни, но отразившим кусочек американской действительности начала двадцатого века в реалистическом и романтическом духе.
Существует предположение, что Эверетт Шинн послужил прообразом художника Юджина Витла в романе Т.Драйзера «Гений».
Эрнест Лоусон (1873-1939), родился в Галифаксе, приехав в США, жил сначала в Канзас-Сити, а затем в Нью-Йорке, учился в Лиге студентов-художников у Тоуктмена, познакомившего его с импрессионизмом.
Во Франции, обучаясь в Академии Жюльена, увлекся пленэрной живописью, познакомился с Сислеем и Сомерсетом Моэмом. Вернувшись в Штаты, Лоусон развивает свой собственный эстетический стиль, на грани импрессионизма и реализма, его называют «последним импрессионистом Америки».
Он много ездит по стране, пишет безлюдные пейзажи, сходится с художниками «Школы мусорного ведра» и становится членом группы «Восьми», но в отличие от них избегает драматизма в изображении городской жизни и после участия в выставке современного искусства «Армори шоу», не отказываясь от реалистических и импрессионистических тенденций, проявляет интерес к постимпрессионизму, в частности к Сезанну.
Творчество Лоусона не так известно, как других его современников, но Роберт Генри считал его «самым большим пейзажистом после Уинслоу Хоммера». Он утонул при загадочных обстоятельствах, плавая на Майами-Бич.
Джордж Уэсли Беллоуз (1882-1925), был поздним и единственным ребенком в семье дочери капитана китобойного судна. В университете штата Огайо он учился и успешно играл в бейсбол и баскетбол при условии иллюстрирования университетского ежегодника, мечтал стать профессиональным бейсболистом работал иллюстратором в журналах. В 1904 году, не закончив университет, Беллоуз переезжает в Нью-Йорк, поступает в Школу Искусств, присоединяется к художникам «Школы мусорного ведра и группе «Восьми», снимает собственную студию на Бродвее.
Участие в выставках вместе с учениками Роберта Генри и преподавание в Лиге студентов-художников приносят ему известность, хотя многие критики считали его работы «грубыми» не только по сюжетам, но и стилистически.
Продолжая темы городской жизни и спорта в своем творчестве, Беллоуз также начинает получать заказы на портреты от богатой элиты, а летом пишет морские пейзажи в штате Мэн.
Он был очень политизирован, придерживался социалистических и даже анархистских взглядов, работал иллюстратором в социалистическом журнале. В 1918 году он создал серию гравюр и картин, изображавших зверства, совершенные германскими солдатами при вторжении в Бельгию.
. Беллоуз внес также значительный вклад в литографию, иллюстрировал множество книг, в том числе несколько изданий Герберта Уэллса. Он умер в возрасте 42 лет от перитонита после неудачной операции, оставив после себя жену, двух дочерей и большое количество картин и гравюр, находящихся сегодня во многих крупных американских музеях.
Следующих двух художников нельзя в полной мере отнести ни к «Школе мусорного ведра», ни к группе «Восьми», они уже скорее ближе к модернистскому направлению, они более открыты для экспериментов, их творчество можно с полным основанием считать переходным этапом к постимпрессионизму.
Артур Боуэн Дэвис (1853-1928), уже в 15 лет принял участие в передвижной выставке в своем городе, организованной членами «Школы реки Гудзон». После переезда семьи в Чикаго он учился в Академии дизайна, а переехав в Нью-Йорк, обучался в Лиге студентов-художников и работал иллюстратором в журнале.
Сложные семейные обстоятельства (неверность Дэвиса, наличие второй незаконной жены и внебрачного ребенка) накладывали отпечаток на его поведение и скрытный характер, но уже в первый год после его женитьбы картины Дэвиса стали успешно продаваться, а регулярные поездки в Европу и работы Коро и Милле помогли ему отточить свое чувство цвета и выработать свою живописную манеру.
В двадцатых годах он был признан одним из самых уважаемых и финансово успешных американских художников. Будучи членом группы «Восьми», он был главным организатором Армори-шоу, более осведомленным в современном искусстве, чем его товарищи, выступал в качестве советника многих богатых жителей Нью-Йорка при совершении покупок для своих коллекций, помогал многим молодым художником советом и деньгами.
Артур Б.Дэвис - аномальное явление в американской живописи: его собственный лирический стиль можно охарактеризовать как сдержанно-консервативный, но его вкусы и интересы были совершенно авангардными.
Морис Брэзил Прендергаст (1858-1924) и его брат-близнец родились в семье торговца фактории в Британской колонии Северной Америки. После переезда в Бостон, отец отдал способного к рисованию Мориса в обучение к коммерческому художнику, что объясняет яркость и «плоскость» его работ.
Обучение в Париже в Академии Коларосси, а потом и в Академии Жюльена, знакомство с творчеством английских и французских авангардных художников, изучение работ Ван Гога и Сера привели его фактически к постимпрессионизму. Прендергаст был одним из первых американцев, признавших Сезанна, понимавших его творчество и использовавших его выразительные методы передачи формы и цвета. Вернувшись в 1895 году в Бостон, он работает в основном в технике акварели
и монотипии, а после поездки в Италию получил известность и признание критики за свои работы, посвященные Венеции.
Он знакомится с художниками группы «восьми», участвует с ними в знаменитой выставке в Макбет-галерее в 1908 году, а Глаккенс становится его другом на всю жизнь. Семь работ, представленных им на «Армори-шоу», показали его стилистическую зрелость и окончательную приверженность постимпрессионизму, его стиль сформировался и был метко охарактеризован критиками как «гобеленоподобный» или «мозаичный.
Прендергаст всю жизнь оставался холостяком, возможно из-за природной застенчивости, слабого здоровья и сильной глухоты в поздние годы жизни.
Интересно, что и в последующие годы реалистическое направление в американской живописи не утеряло своей актуальности и получило свое отражение и развитие в постимпрессионизме, «магическом реализме» и «регионализме». Но об этом в следующий раз.
И, как всегда, слайд шоу по теме, в котором представлено гораздо больше репродукций:
Ссылки:
http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page http://allpainters.ru/hudozhniki-po-alfavitu.html http://en.wikipedia.org/wiki/The_Eight_(Ashcan_School)
http://www.britannica.com/EBchecked/topic/181021/The-Eight