АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА. Шедевры из музеев Сицилии. Выставка в Третьяковской галерее (ГТГ , 2011)

Sep 10, 2011 13:02




Мадонна с благословляющим Младенцем и преклоненным францисканцем (лицевая сторона). Дерево, темпера. 16x11,9. Мессина, Региональный музей Мария Акашина

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА

Шедевры из музеев Сицилии

Выставка открыта с 10 сентября по 20 ноября 2011
Адрес : Москва, Лаврушинский переулок, 10, Государственная Третьяковская галерея, залы № 46-48

Антонелло да Мессина (ок.1425/1430-1479) - знаковая фигура в искусстве Раннего Возрождения. В российских музейных собраниях нет ни одной работы этого выдающегося художника итальянского Ренессанса, поэтому выставка даже четырех произведений Антонелло да Мессина в Третьяковской галерее является важным фактом художественной жизни и значимым событием Года итальянской культуры и итальянского языка в России.
     Творчество Антонелло да Мессина представляет «самый убедительный и органичный синтез из элементов нидерландской и итальянской художественной культуры, синтез, который можно смело отнести к числу высочайших достижений кватроченто» (В.Н.Лазарев). Путешествие четырех произведений Антонелло да Мессина из Сицилии в Москву (причем три из них впервые вывозятся за пределы Италии!) позволит зрителям сопоставить русскую и итальянскую культуры, далекие географически, но при этом объединенные общей художественной памятью о влиянии византийского искусства. Именно в ранних работах Антонелло да Мессина, которые будут представлены на выставке, можно увидеть признаки общей византийской наследственности с русскими иконами XV-XVII веков.
 

Ecce Homo (Се Человек) (оборотная сторона). Дерево, темпера. 16x11,9. Мессина, Региональный музей Мария Акашина

В изучении творчества Антонелло да Мессина неизменно встает вопрос о художественных влияниях разных культур. В XV веке город Мессина, родина художника, находился на перекрестке торговых путей, соединяющих Восточное Средиземноморье с окраинами Западной Европы. Начальное образование художник получил, вероятно, в мастерской отца, который был резчиком по камню и ювелиром. Но маленький город мало что мог дать юному художнику в отличие от Неаполя, столицы королевства и центра «Средиземноморского Возрождения», признанного места распространения фламандской, испанской и французской живописи. Именно в Неаполе в период с 1445 по 1455 год началась настоящая карьера Антонелло при дворе короля Альфонсо Арагонского (1442-1458), который слыл хитрым и ловким политиком, стремящимся окружить свой престол ореолом «просвещенного монарха». Таким образом, Антонелло, не выезжая за пределы Неаполитанского королевства, имел возможность ознакомиться со всеми тонкостями нидерландской живописи, которая была в большом почете при дворе.



Св. Грегорио. Дерево, темпера. 46,5x35,5. Палермо, Региональная галерея Палаццо Абателлис

Выставка, организованная в рамках Года двустороннего культурного сотрудничества России - Италии 2011, подготовлена итальянскими исследователями совместно с сотрудниками Третьяковской галереи. Небольшой, но информативный каталог выставки может послужить поводом для углубленного изучения многогранной и загадочной личности художника.

ссылка : Подробнее о выставке АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА смотри на сайте Нового форума изобразительного искусства HalloArt.ru

>>>>>
Previous post Next post
Up