Уважаемый
igo_ru пишет Почему сейчас не заводят детей :
1. нет денег
2. нет условий (нет квартиры, квартира мала, плохой район и т.д.)
3. нет работы
4. нет уверенности в будущем (страны, фирмы и т.д) Почтенные традиционалисты, братья и сёстры, не набрасывайтесь сразу на человека!!! Он специально так сформулирвал, несколько провокационно и нарочито банально.
Разговор зато получился.
По этому поводу
сформулировал (сумбурно и скомканно) несколько тезизов, которые давно хочу изложить в развернутом виде (когда-нибудь, может, получится):
Всё-таки не только в подходах/ценностях дело, и не совсем в деньгах.
Главное что надо помнить - традиционная русская семья есть прежде всего семья крестьянская, живушая при общинном землевладении в условиях сословного общества. Отсуда всё и проистекало:
1) Подушное наделение землёй. Сынок ещё в люльке, а вам община землицы прирезала. Хорошо? Лучше пособия?
2) Гарантированная возможность передать свой социальный статус детям. Если учитывать, что человек традиционного общества воспринимал свой статус в Божьем мiре как НЕ СЛУЧАЙНЫЙ, а потому уже достойный, то это очень важно. Кто из нас сейчас может реально 100% ГАРАНТИРОВАТЬ своему ребенку хоть какой-либо статус? Инстинктивно каждый понимает: не обеспечить своему ребенку своё или более высокое положение в социуме - это значит остаться всего лишь биологическим родителем, потерпеть полный крах как глава рода.
3) Единство труда и быта. Дом преходит в подворье, подворье в поле. Семья как трудовой коллектив. Все всем полезны, все в семье СО-трудники. Кто нам ближе коллега или сосед по площадке (в среднем)? Кстати, не люблю разговоров про "возвращение женщины в семью" - не традиция это. Именно сотрудничество мужчин и женщин суть мiроуствойства любой земледельческой цивилизации (при условии, что семья - замкнутый "хозяйствующий субъект").
4) Отсутсвие проблеммы востребованности/невостребованности. При крестьянском, натуральном в основе своей, хозяйстве не могло (до определенных пределов, до наступления т.н. называемой "малоземельности") существовать проблеммы безработицы, всегда оказывающей влияние на репродуктивное поведения людей. Между человеком и куском хлеба стоял только Бог. Ребенок не был товаром, который по достижении трудоспособного возраста выставляется на рынок, где в связи с "изменением коньюктуры" он может быть не востребаван.
5) Ранняя социализации детей. В 9 лет - помощник(ца), в 14 - работник(ца), в 16 он уже всё знает, что можно ЗНАТЬ, остальное - дело опыта и навыка. Потому - можно и женить. "Сидеть" с детьми старше 5 лет - это уже не просто "нетрадиционно", а "антиприродно". Не один крестьянин не завёл бы ни одного ребёнка если бы тот первый кусок хлеба добыл себе в 18-23 года. Не "вытянул" бы просто. Так что считайте кто дорастил одного до высшего образования, тот, по-старому - трёх поднял!
6) Жилищная проблемма решаема. Дом, даже маленький, но с подворьем - просторнее квартиры даже большой. Один в амбаре, другой в сенях, третий по воду пошёл, червертый дрова колет, пятый сконину кормит, шестой у верстака, седьмой телегу чинит - вот и нет этого неизбежного в четырёх стенах синдрома "пауков в банке". А если построить надо - так на то в общине существует "помочь". Вообще, идея о том что не было никаких социальных гарантий и все как угорелые рожали "живую пенсию" ложная. Община и сословная система как раз представляли собой довольно эффективный механизм именно социальных гарантий.
7) Жизнь в небольших общинах делала действенными моральные ограничения. Как тут бросишь без попечения мать или оставишь жену с детьми если каждый встречный-поперечный об этом знает и в "глаза тычет"? Я уж не говорю о "мягком принуждении к аборту". Для особо непонятливых "мiр" обладал правом телесных наказаний. .
8) Сама технология крестьянского быта ставила одиночек (и моногендерные семьи) в заведомо невыходные условия. Быбыль или бобылка (люди не создавшие семью) всегда - сельская нищета.
Уже слышал упрек "А как же цености?" Ценности - руководство к устроению мiра. Нужно либо творческое усилие для создания на их основе ценностей жизнеспособного в современных условиях (и изменяющего сами эти условия к лучшему) жизненного уклада или "внутренняя эмимиграция" она же маргинализация. А уж выбор - за человеком.