Китайский философ и полководец Сунь-Цзы писал, что умеет воевать тот, кто побеждает без сражения, умеет воевать тот, кто захватывает крепости без осады, тот, кто сокрушает государства без армии. Тем самым он указал на силу мифа.
История народа базируется на мифе.
Он становится плотью и кровью народа. Но в настоящее время популяризируется миф об отсталой России и о уникальной гуманной цивилизации Западной Европы, которая имеет право цивилизовать других. Вот уже 200 лет над Россией довлеет миф об ее отсталости и духовном рабстве. В этом отношении важен миф об Иване Грозном. В правление Ивана Грозного Россия стала мировой державой, исповедующей православную веру. Для Западной Европы Россия была страшна, поэтому считалось целесообразным формировать негативный облик России, в частности, ее Царей. Что же происходило в Западной Европе? В Англия при Генрихе VIII повешено 70 тысяч человек. В результате "огораживания" миллионы крестьян сгоняются со своих земель.
Когда упоминается Иван Грозный, подчеркивается, что его якобы патологическая жестокость была не аномалией, а неотъемлемо присущим русскому человеку качеством.
Что же говорит сухой язык статистики о нормах жизни в России и Западной Европе? За 37 лет царствования Грозного было казнено около 3-4 тысяч человек - в десять раз меньше, чем за одну только Варфоломеевскую ночь в Париже тех лет. В это же время в Нидерландах было казнено более 100 тысяч человек.
Об этом всем известно, однако человек, который уверовал в миф, уже не может отказаться от уверенности в том, что Россия - изначально дикая азиатская страна. При этом вспоминая: «Да, скифы - мы, да, азиаты…».
В России же только в XV веке стали применять смертную казнь за измену и поджог. Запрещалось применение смертной казни без Собора, поэтому многие бояре-изменники ссылались. Антирусский миф закладывался на основе таких идей, что их плоды должны были отравить общество и убить в нем всякий потенциал развития и стремления к лучшей жизни.
В Западной Европе зверствовала инквизиция. В России же не было жестоких религиозных гонений.
Фактически в России действовал суд присяжных. Управляли на местах выборные люди - было самоуправление. Русское государство было самым цивилизованным. Имелось начальное образование при церквях.
Вплоть до середины 19 века Россия, несмотря на все недостатки, была самым цивилизованным из всех европейских государств.
Пушкин писал: «…Подле меня в карете сидел англичанин, человек лет 36. Я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?
Англичанин. - Английский крестьянин.
Я. - Как! Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?
Он. - Что такое свобода?
Я. - Свобода есть возможность поступать по своей воле.
Он. - Следовательно, свободы нет нигде; ибо везде есть или законы или естественные препятствия.
Я. - Так; но разница: покоряться законам, предписанным нами самими, или повиноваться чужой воле.
Он. - Ваша правда. Но разве народ английский участвует в законодательстве? Разве власть не в руках малого числа? Разве требования народа могут быть исполнены его поверенными?
Я. - В чем Вы полагаете народное благополучие?
Он. - В умеренности и соразмеренности податей.
Я. - Как?
Он. - Вообще повинности в России не очень тягостны для народа: подушныя платятся миром. Оброк не разорителен (кроме в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности умножает корыстолюбие владельцев). Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своему крестьянину доставать оный, как и где он хочет. Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 верст вырабатывать себе деньгу. И это называете вы рабством? Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простору действовать.
Я. - Но злоупотребления частые…
Он. - Злоупотреблений везде много. Прочтите жалобы английских фабричных работников - волоса встанут дыбом; вы подумаете, что дело идет о строении фараоновых пирамид, о евреях, работающих под бичами египтян. Совсем нет: дело идет об сукнах г на Шмидта или об иголках г на Томпсона. Сколько отвратительных истязаний, непонятных мучений! Какое холодное варварство, с одной стороны, с другой - какая страшная бедность! В России нет ничего подобного.
…Я. - Что поразило вас более всего в русском крестьянине?
Он. - Его опрятность и свобода.
Я. - Как это?
Он. - Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлености говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия…; никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны.
Я. - Справедливо. Но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?
Он. - Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения с вами! Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?
Я. - Не удалось.
Он. - Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого. Вы не видали раболепного masters Нижней каморы перед Верхней; джентльменства перед аристократией;
кулачества перед джентльменством; бедности перед богатым; повиновения перед властью. А продажные голоса, а уловки министерства, а тиранство наше с Индией, а отношения наши со всеми другими народами!
Англичанин мой разгорячился и совсем отдалился от предмета нашего разговора. Я продолжал следовать за его мыслями - и мы приехали в Клин».
Главная задача геополитических противников была дискредитировать правителей России, при которых она достигала наивысшего могущества. Все мнимые неудачи стали списывать на Сталина, на Ивана Грозного… Ведь были же разговоры о том, что во всем виноват каган Владимир, который принял Православие от Византии и тем «навечно предопределил отсталость и духовную закрепощенность России».
На Западе усвоили принцип психологической борьбы: «Если не можешь изменить мир, то измени представление о нем»…
Чтобы уничтожить народ достаточно уничтожить его историческую память, внушить ему чувство вины и, желательно, чувство неполноценности.
Мифы всегда проецируются на настоящее. Операторы психологической войны пытаются внушить нам: «Зачем защищать страну, за принадлежность к которой стыдно? В странах Запада сегодня создано наилучшее из всех возможных общество. Нам следовало бы не выдумывать свои пути, а следовать за Западом».
https://www.razumei.ru/blog/koparev/4566/mify-v-istoricheskoi-nauke