- Карьера ... инженера пугает меня. Я знаю многих из них; все разделяются на три категории: одни - дельцы, загребающие деньги, чины, места; другие - спившиеся люди, третьи - кандидаты во вторую категорию...
Гаршин ВМ - Александровой РВ, 19.09.1876 (с сокращениями, удобными мне)
Картина Репина
Что-то везет мне с рассказами про "
инженеров первой категории", вот еще один попался: "Встреча" Гаршина Всеволода Михайловича (
Вики).
Впервые опубликован в журнале "Отечественные записки" №4 за 1879 год. Оригинал можно поглядеть
тут.
Ну а у меня будет фрагмент без "ятей" из сборника 1984 года, читал
тут.
Суть сюжета там в том, что приехавший в один южный приморский город учительствовать некий Василий Петрович встретил своего бывшего однокашника Кудряшова, служащего инженером, и поразился уровнем его жизни.
- Как же это? Откуда это все?
- Эх, брат, простота ты! Откуда? Из воды и земли, из моря и суши. А главное, вот откуда.
И он ткнул себя указательным пальцем в лоб.
- Видишь вон эти картинки, что по стенам висят?
- Вижу, - ответил Василий Петрович: - что же дальше?
- Знаешь ли, что это?
- Нет, не знаю.
Василий Петрович встал с дивана и подошел к стене. Синяя, красная, бурая и черная краски ничего не говорили его уму, равно как и какие-то таинственные цифры около точечных линий, сделанные красными чернилами.
- Что это такое? Чертежи?
- Чертежи-то чертежи, но чего?
- Право, друг мой, не знаю.
- Чертежи эти изображают, милейший Василий Петрович, будущий мол. Знаешь, что такое мол?
- Ну, конечно. Ведь я все-таки учитель русского языка. Мол - это такая... как бы сказать... ну, плотина, что ли...
- Именно плотина. Плотина, служащая для образования искусственной гавани. На этих чертежах изображен мол, который теперь строится. Ты видел море сверху?
- Как же, конечно! Необыкновенная картина! Но построек я не заметил.
- Мудрено и заметить, - сказал Кудряшов со смехом. - Этот мол почти весь не в море, Василий Петрович, а здесь, на суше.
- Где же это?
- Да вот у меня и у прочих строителей: у Кноблоха, Пуйциковского и у прочих. Это - между нами, конечно: тебе я говорю это как товарищу. Что ты так уставился на меня? Дело самое обыкновенное.
…...
- Посмотри сюда, - сказал он. - Вот тебе поперечный разрез нашего мола, вот его продольный разрез. Видишь голубую краску? Это море. Глубина его здесь настолько велика, что начинать кладку со дна нельзя; поэтому мы приготовляем для мола прежде всего постель.
- Постель? - спросил Василий Петрович. - Странное название.
- Постель каменную, из огромных булыжников, не меньше одного кубического фута объемом. - Кудряшов отвинтил от часового ключика крошечный серебряный циркуль и взял им на чертеже какую-то маленькую линию. - Смотри, Василий Петрович, - это сажень. Если мы ею смерим постель поперек, то окажется без малого пятьдесят сажен ширины. Не узка постелька, не правда ли? Такой ширины каменная масса выводится со дна моря до шестнадцати футов ниже его поверхности. Если ты сообразишь ширину постели и огромную длину, то можешь иметь некоторое представление о громадности этой массы камня. Иногда, знаешь ли, целый день барка за баркой подходит к молу, барка за баркой выбрасывает свой груз, а смеряешь - приращение самое ничтожное. Точно в бездну валят камень... Постель выкрашена здесь на плане грязно-серой краской. Ее подвигают вперед, а от берега начинается на ней уже другая работа. Паровыми кранами спускают на эту постель огромнейшие искусственные камни, кубические глыбы, слепленные из булыжника и цемента. Каждый такой кусок величиною в кубическую сажень и весит многие сотни пудов. Пар поднимает их, поворачивает и укладывает рядами.
Странное чувство испытываешь, когда легким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека... Видишь, вот они, эти кубики. - Он показал, циркулем. - Кладка из них доводится почти до поверхности воды, а на ней начинается уже верхняя каменная кладка из тесаного камня. Так вот какое это дело; оно не уступит любой египетской пирамиде. Вот тебе в общих чертах работа, которая тянется уже несколько лет, а сколько времени еще протянется - бог знает. Желательно бы, чтобы подольше... Впрочем, если она будет идти так, как последнее время, то, пожалуй, на наш век хватит.
- Ну, что ж дальше? - спросил Василий Петрович после долгого молчания.
- Дальше? Ну, а мы сидим на своих местах и получаем, сколько следует.
- Я еще не вижу из твоего рассказа возможности получать.
- Молод ты, вот что! Впрочем, мы с тобой, кажется, ровесники; только опыт, которого тебе не хватает, умудрил и состарил меня. Дело вот в чем: тебе известно, что во всяком море бывают бури? Они-то и действуют. Они размывают каждый год постель, а мы кладем новую.
- Все же я не вижу возможности...
- Кладем мы ее, - спокойно продолжал Кудряшов, - на бумаге, вот здесь, на чертеже, потому что только на чертеже буря ее и размывает.
Василий Петрович весь превратился в недоумение.
- Потому что не могут же на самом деле размыть постель волны, достигающие только восьми футов высоты. Наше море не океан, да и там такие молы, как наш, выдерживают; а у нас на двух с лишним саженях глубины, где кончается постель, почти что мертвая тишина. Слушай, Василий Петрович, как дела делаются. Весною, после осенних и зимних непогод, мы собираемся и ставим вопрос: сколько в этом году размыло постели? Берем чертежи и отмечаем. Ну, и пишем, куда следует: размыло, дескать, бурями столько-то и столько-то кубических сажен начатых работ. Оттуда отвечают: стройте, чините, черт с вами! Ну, мы и чиним,
- Да что ж вы чините-то?
- Да карманы себе чиним, - сострил Кудряшов и сам рассмеялся своей остроте.
Но не спешите расстраиваться! Я предполагаю, что вопреки всем коррупционерам мол все-таки достроили. Как раз в год выхода рассказа, в 1879.
Вот смотрите, какая красота в верхней части картинки:
В.Пастаковъ "Типы портовыхъ сооруженiй Россiи", СПб, 1901
Почему про этот мол подумал? Ну, город же явно южный, есть каменная постель и кладка бутобетонных блоков, над постелью больше 2 сажен обещанных. Надстройка от уровня воды - из камня. Да, указанная ширина постели "50 сажен" (~106м) немного отличается от нарисованной (около 50 м на вид), но возможно на чертеже была головная часть, она всегда больше. Чтоб можно было разместить пушку,
помните?))
Еще по годам подходит многострадальный мол в Поти, но там глубины больше. А Ялту и Новороссийск строили позже. Так что пусть будет Одесса, почему бы и нет.
Вот этот мол, справа. Спасибо тов
Humus за прекрасную
подборку карт Одессы.
Не думаю, что метод заработка был придуман героем рассказа Кудряшовым. Ведь оградительные сооружения такого типа строили по всему миру:
проф А.Г.Нюберг, из "Курсъ портовыхъ сооруженiй по программъ института инженеровъ путей сообщенiя Императора Александра I", СПб 1895
В этом учебнике Нюберга отдельно доставляет, что одновременно присутствуют упоминания Гавра, Гамбурга и Мариуполя в качестве примеров сооружений современного технического уровня. Вы же уже поняли, что пост затевался ради похвастаться наличием этих книжек?))
А что касается инженеров - они всегда нужны. Институт инженеров путей сообщения существует до сих пор, а строить молы учат в отделившемся от него в 1930 Институте водного транспорта (ЛИВТ, ГУВК), с 2012 часть "
Макаровки". Оттуда же, из Института инженеров ПС, произошли автодорожный и авиационный институты, поэтому как бы получается, что все транспортные инженеры - родственники. И заодно правнуки А.А.Бетанкура. Ну того самого, который родом с Тенерифе)) Так что Тенерифе - наш))
Есть еще
Политех, московская
Академия водного транспорта (филиал "Макаровки") и еще несколько приличных заведений. Тоже не чужие)
Ну а для героя рассказа на всякий случай есть Ростехнадзор и Прокуратура)
Первая монетка настоящая, вторая - сувенирная. Эксперт
mikhaelis2009 в курсе)
UPD: Ну, за гидротехнику, побольше монеток и пятницу!