(начало здесь -
http://aronin.livejournal.com/796465.html?nc=7 )
В назначенный день , я конечно же , не пошёл в институт , а отправился в синагогу.
О празднике Суккот я имел ещё меньшее представление , чем о Судном Дне... В моём карманном календарике лаконично значилось , что это "праздник в память того , что Б-г поселил евреев в райских кущах во время их исхода из Египта".
Поскольку меня пригласили на праздник , и как я понял , праздник весёлый , я "на всякий случай" захватил с собой бутылочку самодельного изюмного вина, прозванного приятелями моими "Бродилом".
И , как оказалось , не напрасно...
В отличие от вечера минувшего праздника, утром Суккота синагога была полупуста. Я сразу розыскал Пейсаха Менделевича на условленном месте. Он меня действительно ждал: " О! Наконец-то! Я сегодня приехал, можно сказать специально для Вас .... В праздники не очень-то принято пользоваться транспортом... , а мне ведь добираться аж из Петродворца..., на электричке .... Но поскольку она едет и без моего участия... , и предположительно, её ведёт не еврей...., то можно сделать послабление... Тем более, что я Вам обещал..."
Это была иная система координат , иные поведенческие коды.... Ни о чём подобном я прежде не слыхал.
" Смотрите, сейчас будет Благословение Когенов, вот они выходят! Но когда они благословляют - смотреть на них нельзя, надо или закрыть глаза или накрыться талесом ! Про это говорят : " Кто первый раз увидит "Берхат Коаним" - ослепнет, а кто второй раз посмотрит на них - умрёт!".
Как Вам нравится такое , как можно второй раз увидить, если ты уже ослеп?!".
Несколько стариков , без обуви , в одних носках , обмотанных с головами в покрывала-талесы наподобие саванов вышли вперёд и разместились на сцене в ряд. Лиц их было не видно . Потом они крыльями взметнули руки вперёд и закричали что-то надрывно и протяжно. ..
Пейсах Менделевич наклонил мою голову вниз. Я закрыл глаза и подумал , что наверное , уже ослеп...
Именно тогда я с восторгом осознал , что те "перчатки" с расставленными пальцами на старинном надгробии , с детства завораживавшем меня в привокзальном друскенинкайском лесу - это знак Благословения Когенов !
Это те самые "Коаним , благословляющие свой народ" , о которых , когда-то рассказывал мне старый Хайтас , обучавший меня еврейскому алфавиту по надписям на камнях... ,уничтоженного кладбища...
Так когда-то в детстве... , возле разбитого и замшелого камня ..., я получил своё первое "когенское бладословение" !... И вот , сейчас, в Суккот , меня благословляли уже не мёртвые , а живые когены!
Когда мы вышли в пустынный двор синагоги, Пейсах Менделевич подвёл к меня к групке из трёх парней, стоявших неподалёку: "Гриша, познакомтесь ...., расскажите , что к чему.... " . ОН подтолкнул меня к старшему из них , а сам немедленно исчез. Ребята казались моими ровестниками, но выглядели совершенными завсегдатаями. Познакомились: Гриша В. Миша Ц. и Боря И. ...
Мы зашли внутрь огромного сарая стоявшего в синагогальном дворе. Там были столы и скамейки , а вместо крыши - еловые ветки. Кроме нас - никого. Ребята достали закуску, а я своё "Бродило" . Разлили, сказали ; "Лехаим!".
" Это у тебя не вино , а КОСОРЫЛОВКА!" , - сказал старший, чем ,конечно , обидел меня... , но налили по второй... Обменялись телефонами... Приятели стали обсуждать какие-то непонятные темы , занятия , составление писем и т.д. , То и дело они с опаской посматривали на меня , пытаясь говорить намёками - я понял , что мешаю им и условившись о встрече в ближайший праздник "Симхас Тойра " , распрощался, окрылённый открывшимися переспективами для моих духовных поисков...
Уже значительно позже я узнаю , что "сарай " -это "сукка" - шалаш, в котором принято проводить праздник Суккот ... Что в сукке этой в дни ленинградской блокады складывали умерших евреев , откуда их потом перевозили в братскую могилу еврейского кладбища. Я узнаю , что среди "счастливцев" которых не бросили , где попало, а на саночках привезли в эту сукку, был и прадед мой Менахем -Мендел, погибший в первую блокадную зиму 1941-го...
Спустя всего лишь несколько лет сукка эта будет до тесноты заполняться поющей на иврите молодёжью, те новые знакомые мои , станут действительно признанными авторитетами в изучении и соблюдении еврейского Закона среди возвращающихся в лоно еврейства и.... , разумеется, уже не станут столь опрометчиво пить "Бродило", сделанное сомнительным незнакомцем, даже не подозревавшем о законах кашрута и соблюдении субботы.
С Пейсахом Менделевичем я больше не встречусь никогда : попав с его подачи в компанию единомышленников...., я почему-то надолго забыл об этом первом моём синагогальном "меламеде", а когда однажды всё же попыпытаюсь разузнать : кто он , и быть может, ещё кто-то помнит его, этого Пейсаха Менделевича из Петродворца ...., то НИКТО, даже Гриша В. ... не смогли мне рассказать более , того , что " Да..., действительно , .... Был , кажется такой....".
Признаюсь, к "Благословению Когенов" у меня особое отношение с тех пор....
Когда я слышу их молитву, то непременно вспоминаю , и вижу , как сейчас , перед собой , замшелый камень с распрастёртыми ладонями, Пейсаха Менделевича положившего мне руку на плечо ... и других моих учителей явившихся за ними...
*** ***
Когда я рассказал Басеньке историю про Пейсаха Менделевича и посетовал , что ничегошеньки не знаю про него .... , то она сказала : " Не иначе , это был Илья-Пророк : он всегда так поступает ... "