Быть героем в России - тяжкий и неблагодарный подвиг
Зиновий Колобанов в центре
Есть ли у нас пропаганда? Если нет, то куда смотрели советские умники-идеологи? Немецкие танковые асы времен Второй мировой кучу книг уже понаписали, прославляя себя, любимых. Один из них, живой до сих пор, даже открыл заведение под названием «Тигр»… А про наших «наши» молчат. Знаете, почему? У нас ведь как - что ни герой, то (по мнению разноплановых НКВД, ОГПУ, СМЕРШ, КГБ и др.) - раздолбай, ярчайший нарушитель государственной дисциплины! Тем не менее, пробелы надо восполнять, чтобы наши отпрыски знали в лицо своих настоящих героев и гордились ими.
Итак, Зиновий Григорьевич Колобанов. Он прославился одним танковым боем, в котором его КВ-1 за час с небольшим уничтожил 22 немецких танка, а вся Колобановская рота из 5 танков - 43. Это мировой рекорд танкового боя! Тот самый немецкий деятель Герр Виттман в своем знаменитом бою у Виллер-Бокажа погубил на 1 танк меньше! Да что там, замечательное достижение Зиновия Колобанова занесено в книгу рекордов Гиннеса.
А Звезду Героя - вполне заслуженную за великолепно проведенную операцию - товарищ Колобанов так и не получил. Только орден Боевого Красного Знамени, который достоинством ниже Ордена Ленина, врученный его же наводчику Андрею Михайловичу Усову. Ну как так? Усов только отменно стрелял из пушки, а Колобанов умело думал и принимал решения за все пять подчиненных машин. И почему к тому времени кадровый военный с 1936 года Зиновий Колобанов оставался в звании старшего лейтенанта и в должности командира роты?
В принципе, такого рода несправедливость царила не только у нас. Фрицы тоже выли от бюрократии и гнилой казенщины. Тот же Курт Книспель, безусловно талантливый наводчик, а после и командир танка, уничтоживший за всю войну порядка 185 танков на всех фронтах - царствие ему небесное в апреле 45-го - долго был предан забвению и не упоминался ни в сводках хроники, ни в истории, ни в литературе. Книспель вечно попадал в истории с СС, побил офицера СД, вступившись за русского пленного, стырил из железнодорожного состава, охраняемого дивизией СС «Викинг», шампанское и жратву для своего экипажа. Ну, какие ему за это почести?
А что Колобанов? Да ему просто по жизни не везло с советскими спецслужбами.
Родился Зиновий Григорьевич по одним данным в 1910, по другим - в 1913 году в селе Арефене Вачевского района Нижегородской области. Закончил восемь классов средней школы, после учился в техникуме. В 1932 году по комсомольскому набору был призван в ряды Красной армии, а в 1936 году уже с отличием закончил Орловское бронетанковое училище имени Фрунзе. А дальше…
Дальше в составе 20-й тяжелой танковой бригады в должности командира роты ему довелось участвовать в финляндской компании 1939 - 1940 годов. Бригада, в которой он служил, первой вышла к линии Маннергейма. Именно тогда Колобанов первый раз горел в танке. В бою у озера Вуокса он вырвался со своей ротой вперед, и опять ему пришлось спасаться из горящей машины. Третий раз он горел при рейде на Выборг.
Здесь опять какая-то засада с данными. Якобы, за финскую кампанию Колобанов получил Золотую звезду героя Советского Союза, орден Ленина и звание капитана. Однако, в ночь с 12 на 13 марта 1940 года был подписан мирный договор между СССР и Финляндией. Узнав об этом, солдаты двух ранее противостоящих армий устремились навстречу друг другу для "братания". Счастливые финны пошли пообщаться с русскими. Побратались, обменялись папиросами-сигаретами, поговорили на непонятных друг другу языках, посмеялись, похлопали друг друга по плечам, и разошлись. Финны ушли домой. А Колобанова потащили в политотдел.
Дорого обошлось капитану Колобанову это братание: его понизили в звании, лишили всех наград, уволили в запас, а по некоторым данным еще и посадили. И сидел он до начала следующей войны. В августе 1941 Колобанов вышел из лагеря лейтенантом, безо всяких наград и совсем не Герояем Советского Союза - надо было кому-то воевать, а грамотных военных не хватало. Дали ему опять роту, 5 танков КВ-1 и отправился он на Ленинградский фронт.
«Меня часто спрашивали, было ли мне страшно. Неловко отвечать, могут принять за хвастуна. Но никакого страха я не испытывал. Объясню почему. Я - человек военный. После выхода в отставку я двадцать три года проработал в народном хозяйстве. Но все равно всю жизнь чувствую себя военным. Тогда командир дивизии дал мне приказ «стоять насмерть». Это не какая-то эмоциональная формулировка, а точный приказ. Я принял его к исполнению. Был готов, если надо, умереть. И никаких страхов у меня уже не возникало и возникнуть не могло».
Колобановцам повезло, никто из экипажа даже не был серьезно ранен. Дорогу перекрыли, в Гатчину не прошли и наступление их застопорилось. О результатах боя генерал Баранов, командир Колобанова, сразу же сообщил в ставку и представил Колобанова к Золотой звезде. На что получил резонный ответ: "Офигел? Он только что из тюрьмы вышел!". В общем, дали только орден Боевого Красного Знамени.
После боев ремонт танков затянулся почти на месяц. Ночью 21 сентября на кладбище города Пушкин, где танки заправлялись топливом и боеприпасами, рядом с КВ Колобанова разорвался немецкий снаряд. В это время комроты только что вылез из танка, и его с чудовищной силой швырнуло на землю. В госпиталь старшего лейтенанта отправили в бессознательном состоянии. В истории болезни Зиновия Колобанова, хранящейся в Военно-медицинском архиве, значится: "Осколочное поражение головы и позвоночника. Контузия головного и спинного мозга".
В 1942 году в тяжелом состоянии его переправили через Ладожское озеро на Большую землю. Затем месяцы по госпиталям, длительное беспамятство и только потом медленное возвращение к жизни.
Несмотря на тяжелое ранение и контузию, Колобанов вновь попросился в строй. Палку, на которую он при ходьбе опирался, пришлось выкинуть. И вот в конце 1944 года Колобанов снова на фронте, командует дивизионом СУ-76. За бои на Магнушевском плацдарме получает орден Красной Звезды, а за Берлинскую операцию - второй орден Боевого Красного Знамени.
После войны, еще в Германии, принимает батальон тяжелых танков ИС-2, который за короткий срок становится лучшим в армии. Командующий наградил Зиновия Колобанова именным охотничьим ружьем.
Удалось ему разыскать свою жену и маленького сына. Всю войну Колобанов о них ничего не знал, он расстался с беременной женой в первый день войны. Но Зиновий Григорьевич и Александра Григорьевна нашли друг друга: помогла одна из радиопередач. И жизнь вроде наладилась, дали подполковника...
А в 1955 году - опять та же невезуха, что и в Финляндии. И вроде он совсем и не причем, на нем-то непосредственно никакой вины нет, а чуть опять не залетел под трибунал: из его батальона в английскую зону оккупации сбежал солдат. Спас Колобанова командарм: быстро перевел его в Белорусский военный округ. Все случившееся не прошло для офицера бесследно: обостряются последствия контузии. По инвалидности он увольняется в запас.
Однако, и на этом беды танкиста не закончились. Еще долгое время Колобанову отказывались верить, когда он рассказывал о знаменитом бое и о количестве уничтоженных его экипажем танков. Были случаи, когда из зала, услышав про количество подбитых танков, доносился иронический смех: "Мол, ври ветеран, но знай меру!"
Однажды Колобанов попросил слова на проходившей в Минском Доме офицеров военно-исторической конференции. Говорил о роли танковых подразделений в оборонительном бою, сослался на собственный пример и рассказал о бое под Войсковицами. Один из ораторов, ехидно усмехнувшись, заявил о том, что этого не было и быть не могло! Тогда, едва сдерживая волнение, Зиновий Григорьевич передал в президиум пожелтевший листок фронтовой газеты. Руководивший конференцией генерал быстро пробежал глазами текст, подозвал оратора к себе и приказал:
- Читай вслух, чтоб весь зал слышал!
В 1995 году Зиновий Григорьевич Колобанов скончался. Героя ему так и не вернули.
Ну вот, собственно, и вся история. Она постепенно становится всё более известной. Вот, например, она расписана в очень художественном и подробном виде, в частности не забыта поимка и поедание гуся в ночь перед боем (животное было сварено в ведре). Тут также приведены стихи, написанные о подвиге колобановцев по свежим следам. Стихи красивые, но ситуацию описывают совершенно неправильно: получается, что его танк въехал посередь колонны и всех разметал в прямом единоборстве. Именем Колобанова недавно назвали улицу в Питере, а также в Войсковицах. На месте боя установлен памятник: танк ИС-2 (по одним сведениям в 1983, по другим в 2008 году). Это не тот танк, но всё равно реальный танк, хороший. На таком Колобанов катался в конце войны.
Что надо сделать, чтобы справедливость восторжествовала? И человек был дисциплинированный и ответственный, настоящий боец и командир. Он не пьянствовал, не нарушал дисциплины, жил по Уставу, служил по совести, не воровал вино из эшелонов, не дрался и не задирал особистов, как это делал приснопамятный немецкий танкист. А также не игнорировал приказов начальства, не оставался у женщин вопреки приказам командования, не боролся с военной тупостью кардинально-скандальными способами, как Маринеско. За что ему это все? Как-то все неправильно вышло.
-- О героическом бое под Войсковицами поэт Александр Гитович написал поэму «Танкист Зиновий Колобанов» (датирована 26 сентября 1941 года). Отрывок из поэмы:
Все это было так:
В молчании суровом
Стоит тяжёлый танк,
В леске замаскирован,
Враги идут толпой
Железных истуканов,
Но принимает бой
Зиновий Колобанов.
И сквозь разрывов грохот
Мир смотрит на равнину,
Где старший лейтенант
Повёл на бой машину.
Он бьёт врагов подряд,
Как богатырь былинный,
Вокруг него лежат
Подбитые машины,
Уже их двадцать две,
Как бурей разметало,
Они лежат в траве
Обломками металла…
-- В песне 1-й Краснознамённой танковой дивизии есть слова о З. Г. Колобанове и Ф. М. Дудко:
А в яростный час, когда нам нелегко,
Мы клятву твердим неустанно:
- Клянёмся! -
Мы будем такими, как Федор Дудко,
Такими, как был Колобанов!
-- В компьютерной игре World of Tanks («Мир танков») одна из наград носит имя этого советского танкиста - «Медаль Колобанова». Присваивается игроку, который в одиночку одержал победу против пяти и более танков и самоходок противника. На середину 2012 года свыше тридцати миллионов игроков со всего мира узнали фамилию «Kolobanov».
-- 10 сентября 2010 года в Минске в рамках торжественных мероприятий по случаю Дня танкиста в Центральном Доме офицеров впервые прозвучала песня народного артиста СССР композитора И. Лученка и поэта И. Титовца «Зиновий», посвящённая подвигу З. Г. Колобанова. Ему также посвящена книга белорусского предпринимателя В. Г. Монича «О вечном и настоящем» (2008).
Документальный фильм о танковом бою Зиновия Колобанова Бой экипажа Колобанова с немецкой танковой колонной. Красногвардейский УР. 1941 г. Бумага, акварель 30×40 см. 2004 г. Художник Денис Базуев Мемуары Зиновия Колобанова. "На ближних подступах к Ленинграду" Оригинал поста здесь:
Жизнь и война Зиновия Колобанова Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!