Опубликовано в ВоентернетеВ мае 2011 года авиазавод им. Ю.А. Гагарина (КнААПО) в Комсомольске-на-Амуре выпустил первый серийный истребитель СУ-35С - с буквой «С», традиционно обозначающей технику для Минобороны России.
12 февраля 2014 года на вооружение Военно-воздушных сил России поступила очередная партия (12 единиц) этих новейших истребителей. Самолеты вошли в состав 23-го истребительного авиационного полка третьего командования ВВС и ПВО России (аэродром «Дземги», Хабаровский край).
Командир танка Рошка воспользовался случаем и узнал, кто и как строит этот истребитель поколения «четыре+плюс», который должен стать основной ударной силой российской авиации на ближайшие годы.
Чтобы добраться из Москвы на авиазавод в Комсомольск-на-Амуре необходимо иметь выдержку двоеборца - перелет на самолете Москва - Хабаровск (6141 км) и переезд на микроавтобусе Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре (400 км). Кроме того, необходимо учесть разницу во времени - 7 часов. В итоге, спустя 16 часов добровольного марафона, я с группой товарищей оказался в гостинице «Дземги». Тут надо отметить, что в Комсомольске-на-Амуре словом «дземги» называется абсолютно все, начиная с аэродрома и заканчивая коммерческим банком. Говорят, «дземги» в переводе с нанайского значит «березовая роща». И если это правда, то местное население - сплошные романтики.
Так вот наша программа пребывания в крае «дземги» была разбита на три этапа. Первый, торжественная церемония передачи истребителей, второй, посещение агрегатно-сборочного цеха боевых самолетов всех модификаций «СУ» и Т-50, и третий, посещение производства гражданских самолетов «Сухого» (ГСС).
Торжественная церемония передачи истребителей прошла без замечаний, в полном соответствии с планом организаторов. Здесь было всё. Высокие гости, торжественные марши и речи, награды и подарки, освещение боевой техники и широко улыбающиеся девушки в летной форме.
Министр обороны Сергей Шойгу выглядел усталым, но событием, по-видимому, остался доволен.
После торжественной части мы отправились в агрегатно-сборочный цех, где собирают элементы корпуса истребителей СУ-35С, СУ-30М2, СУ-27СМ3 и Т-50. В основной массе здесь работают молодые ребята. Основные профессии - сборщики, клепальщики и механики, по 400 человек в смене.
В мастерах производства тоже молодежь - выпускнику местного политеха Алексею всего 23, а под его руководством уже 13 рабочих. Алексей уверен, что с профессией не прогадал. Руководить сборкой боевого самолета дело не только интересное, но и ответственное. Я его понимаю и отчасти завидую. Одно дело модельки самолетов собирать для себя, и совсем другое - настоящие самолеты для большой страны.
- В месяц цех собирает три центроплана и три хвостовых части фюзеляжа (в народе - «хвосты»). С начала работы и до полной сборки корпуса самолета проходит около пяти-шести месяцев. После его передают на следующие этапы, где пустой корпус начиняют электроникой и устанавливают двигатели. При этом работу всех систем неоднократно тестируют и сдают военным представителям, - отрапортавал Игорь Лещев, начальник цеха агрегатной сборки.
После такого короткого и емкого рапорта у меня возникли только два вопроса: а) Сколько уходит на один истребитель заклепок? б) Отмечают ли рабочие закладку очередного самолета, ну, как в судостроении - момент закладки подводной лодки? Игорь пожал плечами: «- Сколько заклепок? Точно сказать не могу, возможно, несколько десятков тысяч штук. А по второму вопросу - нет, закладку нового борта не отмечают». А зря, подумалось мне. Был бы дополнительный повод.
Закончив ответы на мои вопросы, Игорь Лещев продолжил:
- После того, как пустоты корпуса заполнили чем положено, начинаются испытания. Сначала наземные, а затем истребители встают на крыло. И только после этого самолеты красят и передают ВВС. Кстати, как таковой конвейерной сборки самолетов нет. Абсолютно все собирается вручную. Каждая деталь, каждая заклепка проходят через руки человека. Насколько мне известно, во всем мире всегда ценилась ручная работа. И, видимо, поэтому наши самолеты так ценятся на мировом рынке тактической авиации.
Здесь ведь главное ответственность каждого сборщика. И ответственность тройная: а) как исполнитель, он участвует в процессе сборки на своем участке, б) является потребителем результатов труда предыдущей операции - своего поставщика, в) передает результаты своего труда на последующую операцию, выступая при этом в роли поставщика.
Вот так. Место сборки изменить нельзя. Но после боевых самолетов нас пригласили посетить сборочные площади гражданских самолетов «Сухого». Здесь оказалось не менее интересно, но об этом в следующий раз.
Продолжение следует