Оригинал взят у
markosyan_usik в
Тыква на солнце, и шокирующая история!2013 году путешествовали с однокурсниками по Нагорному Карабаху (Арцах). Возвращались в Ереван с другой стороны Арцаха. Хотели увидеть старинный
армянский монастырь Дадиванк, который находится на том же направлении.
Дорога оказалась великолепная, золотое кольцо для авто путешествия, она как понравившаяся песня, которую один раз послушал, потом хочется еще и еще раз.
Дорога проходила то по горным серпантинам, то долго тянулась по ущельям рек, с сопровождающими отвесными мощными скалами, то по мелколесью. Природа была изумительна на каждом взгляде, я за рулем не успевал осматривать все. Хотя осенние краски в одеже природы скудели, но не сильно навредило ее красоте.
Селения, разные, большие и совсем малые, то вообще один единственный домик в округе. Стоят на склоне гор, то спрятались в ущельях, то сидят на горке. Проезжаем их, смотрим то налево, то направо, то вверх , то вниз.
На первый взгляд трудно определить, они армянские, или бывшие азербайджанские.
Только часто встречающиеся армянские хачкары и разрушенные тысячелетние монастыри подсказывали, происхождение этих селений должно быть армянское.
Оказывается, последние много десятилетие тут, в землях исконно на моленными армянскими церквами, монастырями, хачкарами и христианской верой, жили азербайджанцы.
20 лет тому назад справедливость восторжествовал, армяне вернулись на земли своих предков. Вернулись, чтобы спасти и восстановить чудом сохранившихся остатки монастырей.
И это справедливо с стороне армян!
Уже ближе к монастырь Дадиванк, обратил внимание слегка отремонтированный дом, а рядом на стенах сплошь лежавшие тыквы. Непонятно, по каким соображениям хозяин выставил их, - то ли сушить, то ли показать для продажи.
В общем, интересный кадр - фотографирую. Дети хозяев заметили меня и подошли, а за ними - дед и внуки.
Дед явно соскучился по человеческому общению, и поэтому безостановочно говорил.
На похвал друзей что много внуков, рассказал историю семьи.
Было интересно послушать деревенского мужика. Это было шокирующая история.
"Дед" оказался совсем не дедом, а отец этих детей. Ему уже давно стукнул за 60. Как оказалось, он далеко не простой крестьянин, а бывший столичный житель Ереване. Ранее вырастил двоих сыновей: была у него огромная квартира в центре города, машины, семейные отпуска в Европу и Америку ездили...
Когда началась война за Арцах, он поехал «втихаря от семье отдать свой долг" - защищать Родину.
В Арцахе узнал, что оба сына тоже приехали воевать. У него самого ни одного ранения. Зато оба сына погибли. Старшего было 25 лет, он ему не похоронил, так как его тело осталось на чужой стороне.
После войны, он остался без работы, и жена тоже. Завод, где он работал главным инженером, закрылся. Пришло для их семьи время голода и холода, как и для других сотни тысяч горожан. Предложил он жене переехать в село, чтобы не умереть от голода. Жена - по жизни городская жительница, бывшая преподавательница университета, категорично отказалась. Ко всем бедам добавились еще и семейные ссоры. "Не жизнь стало, - а бестолковая существование"..
Однажды он встретил на улице болтающую девушку, голодную, и похоже бездомною. (Тогда в Ереване после землетрясения в Спитаке, и арцахских событии, таких, бездомных было много.)
Пришло у него в голове интересный мысль: "Не попробовать ли ему еще раз по-новому пожить?"
...Через какое то время он с той девушкой уехал в деревню, в Арцах...
- Вот и обосновались в этом селе, в краях моих давних предков. Мой дед в Дадиванке служил священником.
В огороде у нас все растет, не голодаем, нам хватает, помогаем другим, в город моей бывшей жене тоже всего отправляю.
..- За той горой, сын похоронен. Пешком не близко, но я часто к нему хожу.
Мои старшие сыновья стали корнями в Арцахском земле для моего нового семьи. Только благодаря их наше семейная дерево плодоносить Божие плодов.
Уже родили шестерых детей, будущих три солдат и три жен солдатов для армии Арцаха. Да сохрани их Господь, - он посмотрел в сторону холма и перекрестился. Богаче человека, чем я, в мире нет".
Потом показывая на беременную жену, радостно добавил, - Армию Карабаха ждет еще одно пополнение.
Я напоследок сделал семейное фото на память. Обещал им когда то, с собой фото привезти. Рукой махнули им, и торопясь, уехали.
Еще долго в машине обсудили «деда», а точнее молодого мужчина, который один имеет детей больше чем мы трое однокурсников вместе взято.
Попозже нам стало стыдно, за то что мы не попрощались с «дедом» по-человечески. Не нашли пяти минут времени, на приглашение зайти в дом в гости, как он говорил, - "Попьём урцовый (чабрец) чай с тыквенный варением. Вчера жена сварила, в каждом хрустящем варенном кусочке тыквы, солнце внутри их светится". Зайти к ним в гости для него было так очень важно. Не подумали поискать в машине какой нибудь подарок для детей. Не подумали купить у него пару тыквы, -да просто так, чтобы им сделать приятного...
А еще мы не спросили, - Зачем они выставили тыквы на показ?
И не запомнили имя этого Великого человека: героя Арцахского войны, активного участника в создание нового истории Арцаха, ...
Мы молча поняли: его дети тоже таким станут как их отец.
..Очередной армянский монастырь на правой стороне дороги, интриговал нас своим видом. Это был
монастырь Дадиванк. И сразу у нас возникла вопрос.
Как получается, среды этих гор, где еще недавно жили азербайджанцы стоит армянский монастырь?.
Не они же, азербайджанцы построили армянский монастырь?.
Значить раньше в этих ранее считавшихся неприступных горах жили армяне, а потом тут стали жить азербайджанцы.
Потеряли 10 минут и по серпантину и поднимались к монастыру Дадиванк.
В монастыре «Дадиванк» стоило побывать, хоть и коротко. Построен монастырь в десятом веке. Состояния монастыря полуразрушенная, видно, планируется ремонтные работы.. Долгие годы использовалось как помещение для скота.
На стенах сохранились армянские фрески и надпись с 12 века. Огромные хачкары вмонтированные в стенку (возможно специально спрятали от варваров) смотрелись величественно.
У хачкара, почти открытом месте, догорали несколько свечей оставленное перед нами кем то.
Ветер вечерний гулявший между строениями, огонёчка на свечах было не помеха...