Сегодня прочитал интервью с Полиной для Тюменской губернии
http://lissa-zharkevna.livejournal.com/212977.html?thread=539121 Правильное... Примерно два месяца назад я сделал статью для "Сибирского богатства" -- примерно о том же...
Культурный код Тюмени
Вопрос о значении и месте культуры в нашей жизни - постоянная тема для дискуссий. Более того, сам термин «культура» является достаточно неопределенным и каждый понимает под ним нечто свое - историческое наследие, правила поведения, образ мыслей, качество производства и так далее. В свою очередь, попытаемся проанализировать состояние «культурной отрасли» в нашем регионе, оценить ее успехи и предложить варианты развития.
You can watch this video on www.livejournal.com
Традиционно считается, что без поддержки сильных мира сего творческая жизнь чахнет. Это справедливо, ведь практически невозможно просчитать рентабельность производства, например, песни. Отношение к этому жанру как к чему-то легкомысленному опровергается кассовыми сборами наших эстрадных звезд, но прямой взаимосвязи между их доходами и качеством репертуара пока не наблюдается. Музыкальная индустрия развивается по своим законам, близким к традиционному маркетингу, когда главным становится умение продавать. Но даже в этом случае, авторы и исполнители должны иметь представление о гармонии, обладать профессиональными навыками, проще говоря, быть музыкально грамотными.
Главной целью государственной политики в сфере культуры может считаться создание условий для реализации своего таланта. Юное дарование вне зависимости от места жительства должно иметь возможность развивать свои способности и видеть перспективы роста. Опыт показывает, сколь богата талантами провинция, а в качестве хрестоматийных примеров достаточно привести Дениса Мацуева. В его случае вложения в развитие творческих способностей оказались выгодными, в том числе, и государству - пианист представляет Россию на самых престижных международных площадках, а налоги с его гонораров пополняют нашу казну. Можно сказать, что этот случай уникален, но законы жизни неоспоримо доказывают - количество всегда переходит в качество. Будет более доступным развитие творческих способностей - появится больше успешных людей в этой сфере.
Творчество в настоящее время одна из самых реальных возможностей подняться на так называемом социальном лифте. Не знаю, остались ли еще люди верящие, что можно заработать свой миллион, играя на бирже, но всем понятно - деньги, заработанные творческим трудом, имеют большую ценность, чем спекулятивный капитал. Бизнес в самом широком смысле требует от человека дисциплинированности, самоограничения, а это дано не всем. Зато, реализуя себя в творчестве, человек максимально объединяет удовольствие с работой - что может быть приятнее получать зарплату, занимаясь любимым делом.
Изменить отношение к творчеству...
Открытым остается вопрос насколько в нашей стране востребовано массовое творчество? Сколько художников на душу населения может позволить себе государство? Думаю в разы больше тех, кто сегодня официально признан «творческими работниками». Современные технологии максимально упростили производство фото и видео продукции, записать качественную фонограмму, можно не только не выходя из дома, но и фактически не владея музыкальными инструментами. Интернет при этом предоставляет колоссальные возможности по распространению своего интеллектуального продукта. Конечно, в первую очередь, этим пользуется молодежь, причем достаточно успешно. Думаю, для многих земляков будет откровением узнать, что тюменских ребят пишущих электронную музыку активно «продвигают» европейские продюсеры. Воистину, нет пророка в своем отечестве…
Предвижу реплику: «Хорошо, что они записываются и издаются, но при чем здесь государство?» Вопрос необходима ли помощь и не загубит ли она инициативу, по-своему справедлив, но лишь отчасти. Дело в том, что талант многих самодеятельных творцов становится для них обузой, тем, что якобы отвлекает от учебы, профессии, карьеры, семьи. И это проблема, в том числе, государственной политики, которая ограничивает свою поддержку лишь помощью профессиональным коллективам. Всем остальным предлагают «маяться дурью» в свободное от работы время и на собственные деньги. Соответственно, складывается и общественное мнение о творческих личностях как о «бездельниках», которые не могут взять себя в руки и «стать как все». Действие рождает противодействие, художники уходят в подполье, которое не располагает к позитивным эмоциям.
Стоит ли напоминать известное изречение, что талантливый человек талантлив во всем. Возможность сменить сферу деятельности, ощутить себя не частью корпорации, а самостоятельной «производственной» единицей обязательно скажется и на результатах постоянной работы. Творчество может стать началом собственного дела, источником идей, в конце концов, приносить доход. Многие работодатели уже начали понимать это, например, в продвинутых компьютерных компаниях есть даже специальные комнаты «творческой разгрузки», с музыкальными инструментами или другими средствами для самовыражения. Хотя корпорации чаще предпочитают иметь собственную спортивную команду, чем, например, симфонический оркестр. Задача государства дать сигнал: «Мы поддерживаем творчество во всех видах и проявлениях, ведь у нас очень талантливый народ».
Увлечение - дело серьезное!
Поддержка самодеятельности на самом деле не требует больших ресурсов - ни материальных, ни организационных. Возвращаясь к сказанному выше, повторим, для начала власть должна объявить о том, что творчество, как в настоящее время здоровый образ жизни и спорт, входят в число приоритетов развития. Не думаю, что инновационную экономику, о создании которой сейчас так много говорят, можно построить лишь при помощи мускульной силы спортсменов. Если наши люди поймут, что творческая деятельность не осуждается, но даже поощряется, они достанут из чуланов гитары с мольбертами и такого натворят! А разбуженные лириками физики доделают таки термоядерный реактор, и наступит полная благодать…
Самое время вспомнить репризу Аркадия Райкина с замечательной фразой: «Чего балерина просто так вертится? Надо ей к ноге динамо-машину приделать». Поверьте, ирония здесь лишь попытка обратить внимание на серьезность проблемы сочетания административной логики и творчества. Разговорами о том, что искусство улучшает нравы, чиновников не убедить - экономический базис у нас по-прежнему первичен. Но может быть, стоит принять во внимание, что отрасль развлечений, включающая в себя производство музыки и кино - вторая по объему в экономике США после военно-промышленного комплекса. И в ее основе лежит не индустрия шоу-бизнеса, а широкая возможность для самореализации, результатом чего становятся тысячи «гаражных» аудио и видеостудий.
Для творчества нужно, прежде всего, иметь место, где будет создаваться продукт, а затем возможность представить его на суд общественности. С первым дело в наших краях обстоит достаточно сложно: хотя офисные здания с заманчивыми баннерами «Аренда» растут как грибы, пока не доводилось слышать, чтобы в каком-то из них патриот-предприниматель предоставил место на льготных условиях, например, под репетиционную точку. В списках компаний, которым предоставляются места в бизнес-инкубаторах, тоже не встречаются студии звукозаписи, кинокомпании или продюсерские центры. Это тем более странно, что творчество наиболее подходит под определение «инновации» -- чистая идея (сюжет или песня) воплощенная в продукт с добавленной стоимостью (диск с кинофильмом или музыкальный альбом).
«Нам песня строить и жить помогает…»
Вопрос реализации творческого продукта можно сформулировать так: «А кому все это нужно?» Рискну предположить, что нужно и нужно многим, особенно в наш век тотального отчуждения и того, что называется потерей жизненных ориентиров. Понимание того, что ты не одинок, кто-то придерживается подобных взглядов на жизнь дорого стоит. Да и массовое искусство, предлагаемое кинотеатрами и ведущими телеканалами уже, мягко говоря, достало - людям хочется свежих впечатлений, разговора о близких им вещах с близкими по уровню жизни артистами. Выводом, хотя и несколько парадоксальным, может быть следующий - нужно открывать больше точек общепита, а выдачу лицензий связать с наличием ансамбля или штатного кинокритика. Это и вопрос трудоустройства выпускников Тюменской академии культуры поможет решить.
Помню, что одни из моих самых ярких детских впечатлений были связаны с приездом в наш пионерский лагерь вокально-инструментальных ансамблей. Пацаны и девчонки открыв рты смотрели на «лабухов» откровенно восхищаясь ими, а может быть, мечтая о сцене. Сотни ребят с гитарами ходят по улицам наших городов, собираются в подвалах и гаражах, усиленно репетируют, надеются быть услышанными… Многие ли из них гастролируют по детским лагерям? Почему не организовать эту работу, которая с одной стороны воспитывает детей на примере музыкантов (ведь для умения играть нужна целеустремленность) с другой стороны, музыканты будут видеть, что они нужны людям. Всем хорошо будет еще и потому, что цена вопроса, прямо скажем, не велика…
Созданное в Тюмени при городском комитете по культуре «Сибирское музыкальное агентство» по своим уставным целям как раз должно заниматься популяризацией творчества местных исполнителей. Этому могла бы помочь передача на одном из региональных телеканалов или радиостанций, постоянная рубрика в газете или журнале. Кстати, тюменские группы достаточно хорошо известны в России - достаточно вспомнить «Инструкцию по выживанию» Романа Неумоева, внука легендарного Якова Неумоева. «Нева», «Чернозем», «Джек и Потрошители» регулярно гастролируют в городах России и даже выезжают за рубеж. В свою очередь в Тюмень регулярно приезжают поклонники местной музыки - совсем недавно у нас гостили девушки из Польши и Германии, которые снимают фильм о сибирской рок-музыке.
Итоги
При небольшой организационной поддержке можно добиться того, что Тюмень вполне может завоевать славу культурной столицы. На одном из сайтов уже приходилось читать такой диалог: «А что такое Тюмень?» «Ну... Тюмень это Шамбала!» Речь может идти о развитии здесь всех жанров современного искусства, начиная от граффити и электронной музыкой, заканчивая хенд-мейдом и аутентичным фольклором. У нас есть для этого все возможности - продвинутая молодежь, сложившиеся мифы о нашей территории, удобное расположение. Нужно лишь постараться разглядеть в наших творческих людях присущую Тюмени уникальность, помочь им поверить в себя, в том числе за счет повышения престижности работы в культуре.
Так получилось, что в материале мы совсем не коснулись того, что традиционно считается успехами этой отрасли в Тюменской области. Конечно, мы рады и гордимся областной научной библиотекой, новым драматическим театром, уровнем нашей филармонии. Большинство объектов культуры, в том числе в районных центрах, приведено в нормативное состояние, либо активно реконструируется. Вместе с тем, сложной остается ситуация с работниками культуры на селе - например, в Сладковском районе нет своей музыкальной школы, а значит талант из этой территории может просто остаться незамеченным. Разумно было бы создать стандарты по которым должны формироваться учреждения дополнительного образования. В районном центре обязательно должна быть школа искусств с музыкальным и художественным отделением!
Это можно назвать инвестициями в душу и рентабельность их невозможно оценить. Ведь мы поющий народ, который уже почти забыл об этом... Поэтому, низкий поклон тем, кто решится помочь вернуть нам голос!
You can watch this video on www.livejournal.com