В ГРЕЦИИ ВСЁ ЕСТЬ: ДЕЛЬФЫ - 2

Oct 18, 2018 16:37

Предыдущее:
В ГРЕЦИИ ВСЁ ЕСТЬ. НАФПЛИОН
В ГРЕЦИИ ВСЁ ЕСТЬ: ДЕЛЬФЫ - 1

На всем пространстве вокруг храма Аполлона, у его подножья и вдоль Священной дороги, ведущей к Храму, стояли памятники, скульптурные композиции, крытые галереи (стоа) и просто экседры для отдыха и философских бесед.


Порой эти сооружения были просто проявлением снобизма их авторов, но были и замечательные произведения искусства - памятники в честь очень важных событий. Там стояла колонна в память победы греков при Платее, памятник по случаю победы Сиракуз над Карфагеном, знаменитая Родосская колесница («Дельфийский возничий»), наксосский Сфинкс и даже памятник римскому полководцу Эмилию Павлу. Близость к храму делало это место особенно почетным и предоставлялось оно самым именитым и важным для святилища лицам и дарам. Кое-что пережило века и хранится сегодня в местном музее, но есть памятники, которые ещё в древности «переехали» на новое место жительства.

Так дельфийский дар Аполлону - удивительную бронзовую колонну, ствол которой подобен трем переплетающимся змеям, я увидел впервые в… Стамбуле. Как и многие другие памятники, император Константин перевез эту колонну в свою новую столицу Константинополь для украшения ипподрома. В Дельфах, она была поставлена по очень значительному поводу - военной победы греков над персами при Платеях в 479 году до н. э.

14.«Змеиная колонна» на площади Ахмеди (Стамбул)
На вершине колонны между головами змей стоял золотой треножник. У подножия на базе были видны хвосты змей. На витках колонны были нанесены названия 31 города (полиса), участвовавших в борьбе против персов. Изначально высота колонны была 8 м, однако, когда в 1856 году в Стамбуле её раскопали археологи, от колонны оставалось только 5 м, а из трех змеиных голов уцелела только одна, ставшая экспонатом Стамбульского археологического музея.


Не менее впечатляющий памятник - Наксосский сфинкс, стоявший у подпорной стены храма Аполлона, на обочине Священной дороги. Колонну, а вернее множество обломков барабанов, из которых она была составлена, археологи нашли во время раскопок 1861 года, а самого сфинкса - в 1893 году.
На десятиметровую высоту ионической колонны взгромоздилась мраморная статуя фантастического чудовища - дар жителей острова Наксоса богу Аполлону. Высеченный в VI веке до н. э. Наксосский сфинкс встречал паломников у подножия храма на подобие знаменитого мифического сфинкса, что загадывал загадки царю Эдипу на скале на проезжей дороге в Фивы.

15. Сфинкс у подножья пирамиды Хефрена. Египет. (Википедия).

Вообще-то у древнегреческого сфинкса был свой предшественник - египетский сфинкс, но сходство было только в названии. Сфинкс древнегреческой мифологии не был похож на своего египетского «однофамильца». Египетский сфинкс олицетворял мощь единовластия в стране и изображался в виде могучего льва с головой фараона. Смысл эллинских сфинксов был другой. Греческая фантазия создала сказочного зверя в виде льва с крыльями и головой женщины, а не мужчины. Греческий сфинкс - это олицетворение загадочности, тайны, которую стремится познать человек, который находит, подобно многострадальному Эдипу, правильные ответы, но счастья это ему не приносит. Греческий сфинкс не вызывает страх. Напротив, его таинственно улыбающееся женское лицо, горделивая осанка, выпяченная грудь не пугают, но, как мне кажется, бросают вызов: «Познай меня - познаешь самого себя!»


16.Наксосский сфинкс. Музей, Дельфы.Другое выдающееся произведение искусства на территории святилища известно как «Дельфийский возничий» («Родосская колесница» в англоязычной литературе - «the chariot of the Rhodians»). Наиболее полно сохранившаяся часть этой композиции - возничий, выполненный в полный рост. Статую поставили в Дельфах по случаю победы на Пифийских играх, которые проходили здесь же, в Дельфах в 478 г до н.э. Надпись на плите, найденной археологами в 1896 году возле статуи и, по всей видимости, принадлежащей ей, сообщает о том, что изображение посвящалось Аполлону от имени сына сицилийского царя Полизалоса, победившего в состязании на колесницах.


17. Макет композиции «Родосская колесница» . Музей.
Несколько фрагментов четырех лошадей, колесницы, бронзовые полоски вожжей и рука мальчика-слуги были обнаружены рядом со статуей. Наверное, тогда это была одна из самых впечатляющих статуй, установленных в святилище.
Скульптурная группа стояла на одной из плоских крыш зданий-сокровищниц, спускавшихся террасами по склону горы.

Исключительная ценность сохранившейся статуи возничего состоит ещё и в том, что кроме эстетических достоинств - совершенства его спокойной, уверенной стойки на колеснице с замечательным мастерством переданное неизвестным скульптором, - бронзовая статуя V века до н.э. в такой поразительной сохранности невероятно редкое событие.

Кроме того, что обычно бронза плохо переносит пребывание в сырой земле (а металл статуи возничего почти не пострадал), бронзовые античные статуи, которые находили во времена средневековья, не ценились как произведения искусства, а были, прежде всего, очень востребованным вторсырьем. Их переплавляли в печах и металл использовали для хозяйственных нужд.

18. Возничий - элемент композиции «Родосская колесница»
Чудом уцелели в этой статуе очень искусно выполненные инкрустированные глаза: белое глазное яблоко из непрозрачной стеклянной пасты и из коричневого камня зрачки. Вставленные в бронзовую основу глаза возничего очень выразительны. Из-под тончайших бронзовых ресниц они смотрят так же напряженно, как и в те времена, когда мимо статуи проходили паломники к оракулу Аполлона.

Через 2500 лет (в 1946 году) Дельфийский возничий удостоился размещения на греческой купюре достоинством в 10 тыс. драхм.


19.Денежная купюра с изображением возничего

От входа на территорию святилища вверх к храму Аполлона ведет так называемая «Священная дорога». Вдоль дороги греческие полисы и отдельные люди устанавливали статуи богов и героев, а также здания-сокровищницы, где они хранили свои богатые дары Аполлону. На первом участке священной дороги, сразу после входа, по правую руку стояли посвятительные дары различных государств, царей, греческих городов, частных лиц.

Слева от ворот стояли приношения афинян и города Аргоса. Здесь располагались статуи великого греческого скульптора Фидия, воздвигнутые афинянами после победы над персами при Марафоне. Статуи эти стояли на одном длинном постаменте. Затем по обе стороны дороги, обрамленные двумя полукружиями- экседрами, стояли подарки города Аргоса.


20. Экседра на агоре у входа на Священную дорогу
На сегодняшний день археологи открыли на территории Святилища 28 фундаментов зданий-сокровищниц. Эти помещения были, по всей видимости, не только хранилищами посвящаемых ценностей. Они играли существенную роль в самоутверждении греческих общин, были вещественным доказательством их богатства и могущества, а следовательно, и своеобразной рекламой хозяина, проявлением снобизма, или, как говорил классик, важным элементом «представительства и обольщения«.

Сокровищницы строили, как правило, в виде уменьшенного подобия античного храма. Очень часто фасад такой постройки украшали колонны или статуи, хотя нередко здания сокровищниц были очень простыми и строгими.


21.«Сокровищница афинян»«Сокровищница афинян» была одной из первых реконструкций в Дельфах (1893-1894 ). Строительные блоки этого здания (квадры), барабаны колонн, многие части фриза и другие архитектурные элементы были найдены на месте. Некоторые плиты, украшенные барельефами, нашли своё вторичное использование в христианских гробницах и были демонтированные оттуда. Теперь они находятся в музее Дельф, а на их месте в реконструированной сокровищнице помещены копии.

Каждый камень, принадлежавший сокровищнице, нашел свое место. Это стало возможным также благодаря многочисленным надписям на стенах, в которых сообщались для общего сведения государственные акты Афин, а также гимны в честь Аполлона. Надписи переходили с одного камня на другой, помогая восстановить здание в первоначальном виде.


В IV веке до н. э. прямо за храмом Аполлона, на склоне горы было построено великолепное здание театра. Он обращен своей открытой частью на раскинувшуюся внизу долину и многочисленные постройки Святилища. Наверное, в пору его расцвета часть этой картины заслоняло величественное здание храма и скена (или «сцена» в латинском варианте) - обязательная постройка в передней части театра.

22. Макет греческого театра

Вообще-то идея театра - греческое изобретение. Само театральное действие существовало с древнейших времен: подмена реальной действительности воображаемым миром духов, магии и общения с всесильными богами развивалось вместе с попытками осмысливания окружающего мира. Наиболее продвинутые индивидуумы становились шаманами, священниками, жрецами. При этом они не могли уже оставаться «такими, как все». Они преображались не только визуально, используя маски и отличную от своих соплеменников одежду, но и вербально, изменяя голос, интонации, применяя шумовые эффекты и, нередко, организовывая «группы поддержки», вроде знаменитых менад - спутниц бога Диониса. Отсюда до настоящего театрального представления было совсем близко, но происходило это действие всегда на природе, даже когда стало частью официальных церемоний.

Самыми популярными были празднества, посвященные Дионису (он же Вакх, или Бахус в римском пантеоне богов) - богу виноделия, растительного мира, плодородия. В Афинах праздники в его честь (а их было несколько и справляли их в разные времена года) устраивали на склоне Акрополя. Самыми важными были Великие Дионисии и длились они почти неделю. Площадку для выступлений - орхестру - делали круглой и в центре площадки возводили алтарь Диониса. Поначалу зрители сидели просто на земле, потом стали устанавливать скамьи, одну над другой. Это был «театрон», т.е. место, с которого смотрят (от греч. «теаомай» - гляжу, смотрю). Однако в 499 г. до н. э. произошел несчастный случай: временные деревянные скамьи подломились, и считается, что именно эта катастрофа вынудила заменить временные деревянные скамьи сиденьями, высеченными в камне. Это было рождение театра как особого сооружения для проведения зрелищных мероприятий.


23.Театр в Дельфах. Слева видны колонны храма Аполлона.Бетон и бетонные опоры впервые придумали в Риме, поэтому для строительства театра греки всегда искали подходящий рельеф - естественные склоны гор, в которых вырубали скальную породу, чтобы создать «театрон» - зрительный зал в виде своеобразного полукружия-подковы. Театрон в Дельфах насчитывает 33 ряда скамей и вмещал до пяти тысяч зрителей. При этом греческие строители умели с такой точностью рассчитать его размеры, что с любого места зритель не только хорошо видел всё, что происходило на орхестре и проскении, но и отчетливо слышал каждое слово, произнесенное чуть ли не шепотом.

Об этом наслышаны все теперешние туристы, и при посещении любого древнегреческого театра всегда кто-то проверяет правдивость этого акустического феномена.


24. Театр в Эпидавре. На орхестре стоят люди и «проверяют» акустику театра
На несколько десятков метров выше самых верхних рядов театра и в 15-20 минутах ходьбы от него, на широкой террасе склона горы, окруженный редкими сосновыми деревьями (в древности здесь были непроходимые леса, в которых менады/вакханки устраивали свои оргии/вакханалии), расположился стадион знаменитых Пифийских игр.

Пифийские игры были для греков не только спорт. Это был мистериальный праздник (благо Дионис был здесь не чужой) с многочисленными элементами соревнований. Вообще соревнования для греков были чуть ли не смыслом жизни. Соревновались во всем: в игре на кифаре, в декламации торжественных гимнов и од, в написании драматических произведений и, конечно же, в спорте. (Замечу в скобках, даже олимпийские боги, которые были проекцией повседневной жизни Древней Греции, тоже соревновались. Как ещё, кроме как «Конкурсом красоты» можно назвать знаменитый «Суд Париса», на котором решался вопрос прекраснейшей из трёх богинь - Геры, Афины и Афродиты?)

По началу Пифийские игры проходили раз в 8 лет и состояли только из состязаний кифародов, певцов, которые под аккомпанемент кифары исполняли пеан (гимн) в честь Аполлона. Потом программу дополнили по образцу Олимпийских игр гимнастическими и конными состязаниями, но главное место в программе по-прежнему оставалось за музыкантами. С 586 г. к кифародам прибавились состязания певцов, которые пели под аккомпанемент авлоса - что-то вроде свирели или гобоя, играли часто на двух авлосах или на одном двойном. В V - IV до н.э. появились состязания трагических поэтов.

Интересно, что в Пифийских играх могли принимать участие и женщины, но, скорее всего, только в музыкальных соревнованиях. (В Олимпии женщинам разрешалось только смотреть на состязания, и это касалась лишь незамужних женщин, так как присутствие замужних могло плохо повлиять на урожай. sic!) Победитель - пифионик получал лавровый венок и много всяких почестей: его имя выбивалось на каменных плитах и выставлялось на всеобщее обозрение, они имели право поставить свою статую в священной роще бога, у них было право первого вопрошания Дельфийского оракула (а желающих там всегда было очень много), право убежища, свободы от многих повинностей, им предоставлялось почетное место на состязаниях, возможность владения домом и землей в Дельфах и много других льгот.
Право участия в играх тоже предоставлялось не всем. Например, Павсаний рассказывает, что легендарные Гомер и Гесиод не были допущены к соревнованиям, так как не умели играть на кифаре.


25.Стадион в Дельфах (вид на северо-восток)Дошедший до нашего времени стадион хорошо сохранился. Он ориентирован с востока на запад. На северной (продольной, под горой) и западной (торцевой) сторонах сохранились 12 рядов скамей в метр шириной. С южной стороны рядов было, очевидно, меньше, так как они стояли на искусственной подпорной стене. В центре располагались самые почетные места в виде кресел. Размеры стадиона несколько меньше, чем в Олимпии и Афинах: длина 178 м, ширина 25 м. В восточной стороне дельфийского стадиона находились отметки старта, откуда начинали бег атлеты и состязавшиеся на колесницах.


26.Стадион в Дельфах (вид на запад)Если подъезжать к Дельфам со стороны Афин, т.е. с востока, примерно за километр-полтора до входа на территорию святилища и храма Аполлона, слева от дороги на склоне горы хорошо видны руины другого святилища - Афины Пронойи, т.е. Провидящей.


27.Общий план расположения объектов в ДельфахЭто место иногда называют Мармария, от слова «мрамор» (marmor - лат.), из которого сделано наиболее впечатляющее сооружение этого святилища - толос. Очень фотогеничная реставрация трех колонн (из первоначальных 20-ти) и участка антаблемента (балочного перекрытия) этого толоса украшает сегодня многие проспекты и статьи, посвященные Дельфам, но назначение этого сооружения до сих пор не известно. Более того, Павсаний, в своём описании святилища Афины Пронойи вообще не упоминает этот толос, хотя по данным археологических раскопок он был построен ещё в IV веке до н.э., т.е. за много столетий до Павсания.


28.Вид на толос в Мармария


29.Восстановленная часть толосаВозможно во времена Павсания это сооружение уже давно было разрушено и память о нем не сохранилась. Ведь главным был всё-таки храм Афины, который тоже подвергался неоднократным разрушениям, но его всегда (во всяком случае в те времена) восстанавливали или строили заново. Об одном из таких разрушений пишет Геродот (Книга восьмая. Урания. 35-37):

«Одна часть варварского войска направилась в Беотию. Другая же с опытными проводниками двинулась к дельфийскому святилищу, оставив Парнас на правой стороне. Это войско также опустошало все фокийские селения на своем пути. Войско же это следовало этим путем отдельно от прочих сил, чтобы разграбить дельфийское святилище и передать его сокровища царю Ксерксу. Ведь, как мне передавали, Ксерксу все знаменитые сокровища дельфийского святилища были известны лучше оставленных им в своем доме: только и было толков, что о сокровищах в Дельфах, в особенности же о посвятительных дарах Креза, сына Алиатта. Дельфийцы же, узнав о намерении Ксеркса, пришли в ужас. В великом страхе они вопросили оракул: закопать ли им в землю храмовые сокровища или вывезти в другую страну. Бог же запретил им трогать сокровища и сказал, что сам сумеет защитить свое достояние. Получив такой ответ оракула, дельфийцы стали заботиться о собственном спасении.

. . Когда варвары подошли к святилищу Афины Пронойи, в это время с неба упала на них молния, а от Парнаса оторвались две вершины, с сильным шумом устремились на них и многих задавили. Что касается камней, упавших с Парнаса, то они сохранились до нашего времени и лежат в святилище Афины Пронойи, куда попали через ряды варваров»

На месте разрушенного храма возвели другой, но в IV веке до н. э. он тоже сильно пострадал от землетрясения. Павсаний видел этот храм в развалинах, так как восстанавливать его не стали, посчитав место, где он стоял, слишком опасным из-за частых обвалов.
И действительно, во время раскопок 1901 года здесь ещё можно было видеть пятнадцать стоявших колонн, но уже через четыре года новый обвал разрушил и их до основания.

30. Реконструкция святилища Афины Пронойи. Для наглядности изображены оба храмы Афины Пронойи, хотя вряд ли они когда-нибудь существовали одновременно.
По дороге от Мармарии к святилищу Аполлона не доходя до Кастальского ключа видны руины гимнасия. Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физическими упражнениями или гимнастикой. На спортивных площадках и стадионах при гимнасиях юноши играли в мяч, состязались в беге и прыжках, занимались борьбой, проводили кулачные бои. Здесь же были отведены места, где ученики занимались с учителями риторики, выступали ораторы, философы.

К сожалению, от спортивных помещений гимнасия в Дельфах остались только фундаменты и место беговой дорожки.


31.Остатки комплекса гимнасия в ДельфахПоследним, и самым насыщенным объектом археологического комплекса Дельф является его археологический музей, расположенный ближе с городу. В отличие от принятого во многих странах мира, и в частности в Дельфах, все найденные при раскопках артефакты не увезли в столичный музей, в Афины, а организовали музейное хранилище и показ в непосредственной близости к раскопкам. Посетителям музея представляется замечательная возможность увидеть скульптуры, барельефы, архитектурные украшения зданий, остатки капителей колонн, метопы и многофигурные композиции фронтонов храмов, сокровищниц и других зданий сразу же после осмотра…… О некоторых я уже рассказал выше: «пуп Земли», философ, сфинкс, Дельфийский возничий. О всех рассказать, конечно, невозможно, но ещё несколько произведений древне греческих мастеров не могу не показать.

Самые знаменитые экспонаты Дельфийского музея - две скульптуры юношей VI века до н. э. Юноши настолько похожи друг на друга, что их иногда называют близнецами. К сожалению, подписи к этим скульптурам сохранились только частично, но и того, что осталось археологам было достаточно, чтобы связать этих юношей со знаменитой историей, рассказанной Геродотом (Книга первая. Клио. 30-32).

Царь Крез спросил однажды афинского мудреца Солона, кого он считает счастливейшим человеком в мире? Крез, самый богатый человек того времени, ожидал услышать своё имя, но Солон назвал имена двух аргосских юношей Клеобиса и Битона, о которых он рассказал историю, как однажды их матери-жрице нужно было отправиться на праздник в храм, а быки, которые должны были тянуть тележку, не вернулись с поля.

«Медлить было нельзя, и юноши сами впряглись в ярмо и потащили повозку, в которой ехала их мать. 45 стадий пробежали они и прибыли в святилище. …Аргосцы, обступив юношей, восхваляли их силу, а женщины - их мать за то, что она обрела таких сыновей. Мать же, возрадовавшись подвигу сыновей и народной молве о них, стала перед кумиром богини и молилась даровать ее сыновьям Клеобису и Битону, оказавшим ей столь великий почет, высшее благо, доступное людям. После этой молитвы и жертвоприношения и пиршества юноши заснули в самом святилище и уже больше не вставали, но нашли там свою кончину. Аргосцы же велели поставить юношам статуи и посвятить в Дельфы за то, что они проявили высшую доблесть”.


32. Клеобис и Битон. Музей в Дельфах
Впечатляют барельефы сцен гигантомахии в тимпане фронтона храма Аполлона и на фризе сокровищницы сифнийцев (место сокровищницы сифнийцев см. на плане объектов святилища - фото 4, п.32).

Вот, написал и задумался. Если начать рассказывать про гигантомахию - битву олимпийских богов с гигантами, или объяснять архитектурные и географические термины, в этот очерк влезет ещё такая куча текста и фотографий, что будет совсем скучно. Поэтому ограничусь ещё двумя фото из музея. Одно фото - обычное, автор настоящего текста на фоне фриза сокровищницы сифницев в музее:


33. Автор этого опуса и фриз сокровищницы сифницев. Музей.
Другое особенное, сделанное в том же музее в Дельфах, но с Древней Грецией и с Дельфами никак не связанное: запись в «Книге отзывов музея» гордого россиянина, который знает, что кругом враги, кругом фашисты, затаившиеся даже в таком, далеком от современной цивилизации месте, как оракул Аполлона, и нелишне им напомнить, что «Фашизм не пройдет!»


34.Гостевая книга Археологического музеяИз сентиментального путешествия в прошлое, как по мановению волшебной палочки, эта запись вернула нас к нашим будням. Хотя… в наших буднях тоже есть свои прелести - вечером по рекомендации хозяина отеля мы пошли поужинать в таверну, лучше которой не было на всем протяжении нашего путешествия: TO PATRIKO MAS. Там было всё: потрясающий вид, отличное обслуживание и вкусная и разнообразная еда.


35. Сын и автор большинства фотографий этого очерка, Эди Таль с Сашей Черни в ресторане Patrikomas -
главные «виновники» этого путешествия

история с географией, Греция

Previous post Next post
Up