Прощение, или чем был огорчен пророк Йона?

Jun 06, 2013 15:08



"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"
[Мф. 5:7]
Вчера была последняя лекция Йохи Брандес (на фото), известной израильской писательницы и лектора ТАНАХа[*](так она представлена в ивритской версии Википедии). Прежде чем продолжить, следует сказать несколько слов о лекторе. Йохи Брандес родилась в ортодоксальной семье АДМОРа - высшего духовного авторитета в еврейской общине (аббревиатура слов "адонену морену ве-раббену" - "господин, учитель и наставник наш") хасидской династии Биала. В отличие от других девушек из религиозных семей Йохи Брандес после окончания школы продолжила учебу в Университете Бар Илана и институте Шехтера. Последний функционирует в рамках консервативного течения иудаизма, что никак не отвечает требованиям хасидизма. Об её взаимоотношениях с родителями Википедия не говорит ничего, но вряд ли они могут быть мирными.

Цикл лекций Йохи Брандес был посвящен разбору нескольких ветхозаветных текстов, в которых, по её мнению, под маской нравоучительных библейских историй скрываются политические и социальные проблемы того времени. Каждая лекция была по своему интересна и неожиданна для меня. Да и не только для меня, знакомого с библейскими текстами весьма поверхностно. Ещё больше меня удивлялись и "сопротивлялись" неожиданному ракурсу люди, прекрасно знающие ТАНАХ:  школьные учителя и просто верующие. Тем не менее, зал был почти полон - человек 200-250. Не меньше.

Не буду, да и не смогу пересказать все лекции, но эту - попробую. Очень уж она была неожиданной и... логичной. Речь идет о такой важной добродетели, как прощение. Свою лекцию она начала с истории про Содом и Гоморру. Все помнят судьбу этих библейских городов, уничтоженных за грехи его жителей, и торг с Всевышним, затеянный праотцом Авраамом:



"22 Авраам же еще стоял пред лицем Господа. 23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? 24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? 25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? 26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. 27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: 28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. 29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. 30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. 31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. 32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. 33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом;"

[Быт 18]
На этом Йохи остановилась и спросила публику: "Как вы думаете, почему Авраам вместо того, чтобы торговаться, не попросил Бога о прощении? Почему не попросил назначить какой-то срок - может жители города исправятся, не будут больше грешить? Почему не попросил дать им хоть какой-то шанс на спасение?" Люди начали гадать, предлагать всякую конспирологию. Но ответ Йохи был прост: "В те времена просто не существовало такого понятия, как прощение". Не знал Авраам о такой возможности. Это сегодня стандартное наказание - тюрьма и возможное помилование. В те библейские времена справедливость выражалась в стремлении уравнять наказание с причиненным ущербом, мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением: "око за око", "зуб за зуб", "мера за меру". Так называемый "принцип талиона".

В ТАНАХе, который складывался на протяжении многих сотен лет, можно наблюдать, как прощение, этот, естественный сегодня способ урегулирования конфликтов, с трудом проникал в сознание людей.

Прошли года. Тысяча лет, или больше. Скончались библейские патриархи, Авраам, Ицхак и Иаков, вышли 12 израильских колен из Египта и расселились в Земле Израиля, вознеслось и распалось Израильское царство Давида и Соломона, навалился на Землю Израиля тяжкий гнет Ассирийского, а потом Вавилонского, владычества.
С первым караваном пленных в 597 году до н. э. был уведён в Вавилонию и жил там в посёлке Тель-Авив (см. очерк "Тель Авиву 100 лет") у реки Ховар близ Ниппура будущий великий пророк Иезекииль. Здесь "в 5-й год от пленения царя Иоакима" [Иезек. 1:2] в 592 году до н. э. было у него видение, с которого и началось его пророческое служение.

За 6 лет до разрушения Иерусалима Навуходоносором пророк обличает преступления народа и предрекает гибель города. Однако, перечисляя грехи Израиля и предрекая грядущие кары, он подчеркивает, что Бог не желает гибели "беззаконников, но их покаяния":

"21 И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. 22 Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет."

[Иезек. 18]
Но народ ещё не готов принять такое новшество:

"29А дом Израилев говорит: "неправ путь Господа!" Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?"

[там же]
Надо на конкретном примере показать людям пользу покаяния. И тогда появляется "Книга пророка Ионы", по мнению многих исследователей, одна из наиболее поздних книг ТАНАХа. В книге описывается вынужденная миссия пророка в Ниневию, столицу Ассирии. Бог наказывает ему предупредить ее жителей, что их злодеяния навлекут на них небесную кару. Однако пророк, не понимающий, как можно кого-то прощать и отвести справедливое наказание, пытается скрыться "от лица Господня". В Яффо он сел на корабль и поплыл в далекую страну Фарсис (Испания). "4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться." [Иона 1] Быстро вычислив виновника этого несчастья, его спутники "15 взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей." [там же]

Но пророк не утонул. Господь послал «даг гадол», (большую рыбу, кита, надо полагать), которая проглотила его и через три дня выбросила на берег. На этот раз он уже не дерзнул ослушаться, а пришел в Ниневию, «город великий у Бога, на три дня пути».
Там он возвестил, что через 40 дней Ниневия будет разрушена. К его огорчению, жители искренне покаялись и кара была отменена. Пророк все же надеялся, что язычники погибнут, и сел у стен города, ожидая знамений. Тогда Господь вырастил растение, "6чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его" [Иона 4] Но радовался он не долго. На другой же день червь подточил растение и оно засохло. Потом начался "хамсин"[**] и стал просить он у Бога смерти:"лучше мне умереть, нежели жить".

И сказал Бог Йоне то, ради чего была написана вся книга:
"10Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. 11Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

Книга пророка Ионы - очередной этап внедрения в сознание людей представления о милосердии как новой парадигмы справедливости. "Око за око" - не единственное решение конфликта.

ПРИМЕЧАНИЕ

[*]ТАНАХ - акроним названий трёх разделов еврейского Священного Писания -Тора (Пятикнижие); Невиим (Пророки); Ктувим (Писания). В христианской традиции практически полностью соответствует Ветхому Завету.

[**]Хамсин - южный, жгучий, сухой ветер, одинакового происхождения с подобными ему ветрами: самумом и сирокко.

философия, Истории из Библии, религия

Previous post Next post
Up