"Они сказали: встанем и пойдем на них;
мы видели землю; она весьма хороша" [Суд., 18:9]
На севере Израиля у подножья горы Хермон рядом с кибуцом Дан (шоссе №99) сохранился небольшой уголок райского сада - заповедник Тель Дан. Того старого, библейского сада, где Ева делилась с Адамом заветными яблоками, давно уже нет, но его уголки ещё встречаются кое-где на Земле. Один из них здесь, в Тель Дан.
Даже в самое жаркое время года, когда трескается земля под лучами слепящего солнца и над страной висит пыльное облако, принесенное хамсином, [родным израильским суховеем], на тропинках Тель Дан всегда тень и прохлада. Это река Дан, вытекающая из подземных источников, освежает знойное дыхание лета. Тысячелетия, не смолкая, шумит здесь вода. Если прислушаться, можно уловить в её журчании гортанную речь ханаанских богов, которым поклонялись первые жители этих мест; грозные наставления еврейского Ягве, пришедшего сюда вместе с подопечным ему народом; сладкозвучную сирингу козлоного Пана, обитающего, по мнению поселившихся здесь греков, поблизости у водопада Баниас (Паниас, первоначально). Река Дан - один из главных притоков Иордана, само название которого, как считали еврейские мудрецы, происходит от ивритского "йоред ми-Дан" (Иордан), т.е. "вытекающий из Дана".
У истоков р. Дан.
Многочисленные ключи ручейками растекаются по всему заповеднику. Они несут живительную влагу столетним лаврам и фисташковым деревьям, в густой тени которых мелькают образы "потерянного рая". Лет 40 назад во время грозы загорелось в заповеднике огромное фисташковое дерево. От него остался только обгоревший ствол, по которому смогли подсчитать возраст. Оказалось, что этому Мафусаилу было более шести сотен лет.
Этот благодатный оазис, как и многие другие места в Израиле, полон тайн, а его история теряется в глубине веков.
Когда-то, около 4000 лет назад ханаанские племена построили здесь город Лаис (Лешем), который упоминается в египетских и месопотамских текстах ХIХ века до н.э. Город был последней остановкой на караванном пути из Египта в Дамаск (Сирию). Он был окружен мощными земляными валами (10-15м в высоту и 60-70м шириной у основания!!!), остатки которых можно видеть и сегодня. С Востока в город можно было пройти через ворота, которые тоже сохранились удивительно хорошо. Несмотря на то, что всё сооружение сложено из необожженного кирпича и давно уже должно было рассыпаться в прах, этого не случилось. Ворота раскопали в 80-х гг прошлого, ХХ века. Археологи считают, что ими пользовались одно-два поколения, и по какой-то причине засыпали землей. В таком состоянии они оставались все эти годы, став для потомков свидетельством высочайшего мастерства древних строителей.
Арка этих ворот - древнейшая из всех найденных на сегодняшний день на земле, и единственная образованная 3-мя дугами. До этого считалось, что арочный свод - изобретение римлян. Арочные ворота в Тель Дан в два раза старше римских.
"Ханаанские ворота",
17в до н.э. Современный вид.
На врезке - реконструкция.
В ТАНАХе Дан упоминается впервые в связи с погоней праотца Авраама за похитителями его племянника, Лота: "Аврам, услышав,, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана."[Быт. 14:14] - и, вполне возможно, что он был одним из тех, кто входил в город именно через эти ворота, чтобы спасти своего "сродника".
Через несколько столетий после Авраама, в ХI в до н.э. 600 человек из израильского племени (колена) Дан, захватили ханаанский город Лаис и основали на его месте еврейское поселение Дан, просуществовавшее около 300 лет, до ассирийского завоевания в VIII в. до н.э. "И нарекли имя городу: Дан по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя городу тому было: Лаис". [Судьи 18:29]
Название это сохранилось и в современном арабском имени холма - Тель Аль-Кади, "холм судьи": "Дан" на иврите тоже, что и "Кади" - судья. Однако наиболее убедительным свидетельством правильной идентификации местонахождения древнего городища стала, обнаруженная здесь во время археологических раскопок 1976 года, двуязычная греко-арамейская надпись. На каменной плитке, найденной под полом римского периода, т.е. ранее I-го в до н.э. вырезано обращение (обет) человека по имени Зоил к "Богу, который находится в Дане" ["QADMONIOT" 40:114].
Для этого Зоила "Бог из Дана" - это Золотой Телец, фигура довольно одиозная, негативный языческий образ, который на протяжении последних двух-трёх тысяч лет неразрывно связан с племенем Дан. О Золотом тельце упоминает и известный историк I-го века н.э., Иосиф Флавий, который описывает окрестности Селевкии, как "чрезвычайно живописную местность, водные источники которой питают так называемый малый Иордан, и вместе с ним, ниже храма Золотого быка, впадают в большой." [И.Флавий, Иудейская война, 4:1:1]
Впервые грех поклонения Золотому Тельцу случился ещё до прихода евреев в Землю обетованную. Аарон в отсутствие Моисея собрал все золотые украшения и отлил из них Золотого Тельца, которому народ мог бы поклоняться. Когда Моисей сошел с горыи увидел тельца и пляски, он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою [Исх. 32:19]
Но этого ему было мало....стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.[там же, 32:26-29]
Поклонение Золотому Тельцу. Александр Иванов. Эскиз.
Однако "запретный плод - сладок", и племя Дан, удалившееся от зоркого ока Иерусалимского Храма, вернулось к поклонению Золотому Тельцу, вызвав непримиримый гнев ортодоксального иудаизма на века. ТАНАХ посвятил этому событию отдельную нравоучительную историю."В те дни не было царя у Израиля; и в те дни колено Даново искало себе удела, где бы поселиться, потому что дотоле не выпало ему [полного] удела между коленами Израилевыми."[Суд. 18:1]
Так начинается рассказ о поисках подходящего места для поселения евреям из колена Дан. После недолгих поисков привела их судьба в ханаанский город Лаис, и захватили они его без труда, т.к. воевали "...против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем.[Суд. 18:27] ТАНАХ осудил такие действия и объяснил, что завоевание мирного города без достаточных оснований на то - это большой грех, к которому привели другие более мелкие неправедные поступки.
Так, некто, по имени Миха, завещал в случае возврата украденных у него денег отдать все Всевышнему. Однако своё обещание он выполнил лишь частично: только 200 шекелей серебра из обещанных 1100 он отдал, чтобы сделать "из них истукан и литый кумир для дома Божьего". Люди из колена Дан по дороге к своему будущему поселению встретились с Михой и тоже позарились на чужую собственность: без ведома хозяина они унесли из дома изготовленные им на эти деньги предметы культа, уговорив и самого служителя пойти вместе с ними:"Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: что вы делаете? Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом??"[ Суд.18:18-19]
Таким образом, одно неправое дело, несдержанное обещание Богу, спровоцировало людей из колена Дана сделать другие неблаговидные поступки. Кульминацией этой цепочки прегрешений стало строительство культового центра, превратившегося в серьёзного конкурента Иерусалимскому храму.
Собственно и раскопки, которые велись здесь начиная с 60-х годов прошлого века, были предприняты, прежде всего, с целью найти следы этого культового центра, построенного царем Израиля Иеровоамом I в конце Х в до н.э. После смерти царя Соломона страна распалась на две части: Иудею, с Иерусалимом, где правил сын Соломона Ровоам (928-911 гг до н.э.), и Израиль во главе с Иеровоамом I (922-901 гг).
Иеровоам I стал царем 10 северных колен, а так как Иерусалим и Храм отошли к Иудеи, он решил восстановить древние культовые центры с их традиционной символикой. Иеровоам построил в городе Дан новое святилище и, чтобы подчеркнуть его отличие от Иерусалимского Храма - воздвиг там «золотого тельца» - статую быка, традиционный образ ханаанского бога Эля."И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле [Бейт - Эль - АТ.], а другого в Дане." [3-я цар 12:28-29] И было это "неугодное в очах Господних."
Возврат Иеровоама к культу языческого поклонения Богу в образе быка - Золотого Тельца, который стал впоследствии именем нарицательным, обозначивший отход от монотеизма, был глубоко презираемым культом во всей библейской, а затем и светской литературе.
Подиум и алтарь (реконструкция) святилища. [Храм Золотого Тельца?]
Место, где находился культовый центр, было обнаружено над главным источником Тель-Дана на северной стороне холма. Святилище занимало площадь 60 х 45 м. Оно представляло собой широкий внутренний двор с алтарем в центре, окруженный по периметру комнатами. Святилище было разрушено при завоевании города царем Ассирии Тиглатпаласаром III в 732 году до н.э. Вскоре после этого, оно было восстановлено, но прежнего значения уже не имело.
Раскопки древнего городища в районе Тель-Дан, на протяжении 25 лет, проводил израильский археолог, профессор Авраам Биран. За время раскопок большинство найденных экспонатов перекочевало в хранилища Иерусалимского музея, а часть была выставлена в музее кибуца Дан - «Бейт Усышкин». В начале 1990-х г.г., когда раскопки были в основном завершены, Национальное Управление парками приняло решение благоустроить всю территорию раскопок и создать на этом месте археологический парк как часть заповедника.
Для этого были предприняты так называемые «археологические спасательные работы», когда исследование ведется не так тщательно, и все находки заносят в журналы и на карту без их детального изучения. После чего, место засыпается землей и благоустраивается, а археологические тайны продолжают ждать новых исследователей.
"Израильские ворота", 9 в до н.э.
И вот тогда было сделано открытие, о котором сообщили практически все СМИ. Началось всё с того, что в ходе запланированных "спасательных работ" археологи обнаружили, откопали и, частично реставрировали, так называемые "Новые" или "Израильские ворота", построенные в IХ в до н.э., в период процветания Дана. Комплекс состоял из внешних и внутренних ворот, между которыми находились караульные помещения, скамья, где заседали старейшины, и царский трон:«И встал царь и сел у ворот; а всему народу возвестили, что царь сидит у ворот.» [2 Цар 19:8].
От внутренних ворот в город по склону вверх вела дорога для торжественных процессий. Перед внешними воротами была площадь, размером около 400 кв. м. И вот здесь, на площади, совершенно неожиданно, как это нередко случается, была найдена стела с надписью - заветная мечта любого археолога.
Вот, что пишет об этой и о других находках руководитель раскопок, профессор Авраам Биран:«...Уже в предыдущие сезоны мы видели, что мостовая площади перед внешними воротами не ограничивается самими воротами, а продолжается дальше, но только в 1993г стали понятны её действительные размеры... Продолжая раскопки, мы задержались около внешних ворот, т.к. обнаружили каменные оси довольно оригинальной конструкции, в которых вращались ворота. Вот здесь, около ворот, на исходе 21 июля 1993г Гила Кук заметила среди камней мостовой, камень, на котором в лучах заходящего солнца можно было различить вырезанные на нем буквы...»
Можно себе только представить, что пережили участники экспедиции, когда камень вынули из земли, очистили и осветили так, чтобы можно было увидеть всю надпись. К сожалению, это был только обломок стелы размером 32 х 22 см. Судя по внешнему виду, камень был специально разбит ещё в древние времена. Данные химического анализа показали, что стела была изготовлена из местного базальта, буквы вырезаны с помощью закругленного зубила. Время создания стелы - не позже VIII века до н.э., т.е. времени самой мостовой, когда из памятника он превратился в строительный материал, булыжник, которым замостили площадь.
К сожалению, в надписи практически нет ни одного законченного предложения. Но из отдельных слов стало понятно, что речь идёт о событиях, связанных с военными конфликтами между Израильским и Сирийским (Арамейским) царствами. В седьмой и восьмой строках упоминаются правившие в то время цари: в Израиле - царь Иорам (849-842), а в Иудеи - Охозия (843-842), «царь дома Давида». И это, первое в истории письменное упоминание "дома Давида" - династии царей, правивших согласно Библии в Иудее, обнаруженное в независимом от Библии источнике, стало событием исключительной важности. Ведь до сих пор ни в каких, ни в египетских, ни в месопотамских документах не найдено ни одного упоминания о царе Давиде и династии, основанной им. Все существующие описания и упоминания, так или иначе, связаны с библейским текстом.
Обложка журнала QADMONIOT №103-104 с факсимильным изображением осколка "арамейской стелы", в которой упоминается «царь дома Давида».
О сделанном открытии писали в газетах, показывали по ТВ, обсуждали на научных конференциях, но самим археологам найденных фрагментов было мало. Для более полного понимания текста и причины его написания хотелось ещё. И "ещё" было найдено. Профессор Биран понимал, что этот камень не мог быть единственно уцелевшим остатком стелы, а значит, на площади должны быть еще осколки этой надписи. Было решено пересмотреть заново отвалы археологического мусора, и усилия увенчались успехом - уже в следующем сезоне были найдены два новых осколка этой стелы. Теперь расшифровка текста стала более обоснованной. В целом, речь шла о том, как арамейский царь (в сохранившемся тексте имя его не встречается), посаженный на царство самим Хададом [Хадад, один из главных богов региона - АТ.] победил 70 царей, имевших много повозок и лошадей, разрушил их города и превратил их страны в безлюдную пустыню. Указание на восшествие царя на престол с помощью бога указывает, по всей видимости, на незаконное престолонаследование. И действительно, в "4-ой Книге Царств" рассказывается о таком событие:
"…Венадад [Бен-Хадад - АТ.], царь Сирийский был болен... на другой день он [Азаил] взял одеяло, намочил его водою, и положил на лице его, и он умер. И воцарился Азаил вместо него." [4-я цар 8:7-15]. И дальше, о периоде правления в Израиле царя Иоахаза (815-801) говорится: " … воцарился Иоахаз, сын Ииуя, над Израилем в Самарии, [и царствовал] семнадцать лет, и делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, и не отставал от них. И возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила, царя Сирийского". [там же 13:1-3]
Гюстав Доре. Убийство Иезавели.
Однако в надписи на стеле археологи, неожиданно для себя, прочли - "Я [Азаил - АТ] убил Иорама сына Ахава царя Израиля и Охозия (Ахазия) сына Иорама царя из дома Давида". Здесь следует уточнить, что в первом случае, Иорам, сын Ахава - это царь Израиля со столицей Изре'эль (Изреель) в Самарии, а второй Иорам - это отец Охозия, иудейского царя из Иерусалима, который действительно из династии царя Давида. С этим у историков затруднений не было. Где, какой "Иорам" они разобрались. Недоумение вызвало содержание написанного. ТАНАХ очень подробно рассказывает об убийстве израильского царя Иорама сына Ахава, но... совсем не Азаилом, царем Арама, а восставшим против него военачальником
Иеху (Ииуйем), будущим 10-м царем Израильского царства, устроившим дворцовый переворот, который сопровождался убийством не только правившего царя, но и его жены
Изевель (Иезавель) и служителей финикийского культа Ваала.
" И сел Ииуй на коня, и поехал в Изреель, где лежал Иорам, и куда Охозия, царь Иудейский, пришел посетить Иорама...
И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? И поворотил Иорам руки свои, и побежал, и сказал Охозии: измена, Охозия! А Ииуй натянул лук рукою своею, и поразил Иорама между плечами его, и прошла стрела чрез сердце его, и пал он на колеснице своей.
Охозия, царь Иудейский, увидев сие, побежал по дороге к дому, что в саду. И погнался за ним Ииуй, и сказал: и его бейте на колеснице. [Это] [было] на возвышенности Гур, что при Ивлеаме. И побежал он в Мегиддон, и умер там. И отвезли его рабы его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его, с отцами его, в городе Давидовом.
И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое и украсила голову свою, и глядела в окно. Когда Ииуй вошел в ворота, она сказала: мир ли Замврию, убийце государя своего? И поднял он лице свое к окну и сказал: кто со мною, кто? И выглянули к нему два, три евнуха. И сказал он: выбросьте ее. И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее." [4-я Цар 9:16-37]
Так это выглядело согласно Библии. Однако не надо забывать, что Библия скорее нравоучительная, чем документально-историческая книга. Сама идея восстания Иеху принадлежала пророку Елисею (Элише), который, кстати, и арамея Азаила воодушевил на цареубийство. С точки зрения Библии, борьбы за "чистоту веры" и искоренения чужеземного влияния в Израиле, действия повстанцев были оправданы. Жестокая расправа с царской семьей и жрецами Ваала была богоугодным делом. Вместе с тем, и цари никогда не скупились на восхваление собственного имени и не колебались приписывать себе чужие заслуги.
Надпись на стеле сделана от лица арамейского царя, Азаила, поэтому его слова не могут служить бесспорным свидетельством происходивших событий, а лишь подтверждением того, что такое событие действительно произошло. Можно лишь отметить, что теперь, после прочтения этого отрывка на арамейской стеле, расправа Иеху с неугодной Богу царской фамилией, расписанная в многочисленных комментариях и литературных произведениях, вызывает некоторые сомнения.
В целом, восстание Иеху увенчался успехом, но в общеполитическом плане оно привело Израильское царство к полному упадку, от которого страна оправилась не скоро. Прошло больше 50 лет, и внук Иеху израильский царь Иоас, трижды воевавший с арамеями и, в конце концов, разбивший их, вернул утраченные территории, а свою победоносную кампанию завершил ультимативным актом - разрушил стелу, поставленную врагом, а камнями велел вымостить площадь перед городскими воротами.
Такова 4-х тысячелетняя история поселения у истока реки Дан. К сожалению, обрели смысл и наполнились действием только фрагменты событий тех дней. Подробности хранятся в камнях подиума Храма Золотого Тельца, в глубине земляного вала, окружавшего древнее городище, в булыжниках мостовой у "Израильских ворот", через которые прошли многие тысячи людей, прежде чем время засыпало их землей, в несмолкаемом журчании реки, вытекающей из таинственных подземелий горы Хермон. Приезжайте в заповедник Тель-Дан. Может быть, вам откроются новые факты нашего далекого прошлого.
План заповедника Тель Дан
Источник - буклет Управления Национальных парков и заповедников Израиля
תל דן.
© АТаль