52 минуты весны

Jan 09, 2015 00:13

Я подумал, что нет такого блага цивилизации, ради которого был бы готов пожертвовать одним весенним утром в лесу, что нет ни одного художественного произведения о лесе, способного заменить лес, ни одной сколько-нибудь совершенной записи, фильма или фото, равноценных самому пребыванию на природе. И все произведения о природе, фотографии, фильмы и сохранённые звуки имеют смысл и воздействуют только тогда, когда у читателя-слушателя-зрителя есть собственный опыт общения с природой. Когда дикий мир исчезнет совсем, его отражения в искусстве перестанут волновать людей будущего, и всё накопленное человечеством останется только немногочисленным учёным. Которых тоже станет меньше. Ведь уже по всему миру идёт сокращение числа учёных ботаников - зоологов. Сейчас почти никого не трогают описания быта ушедших эпох, никто не скучает по исчезнувшим звукам, а в произведениях классиков мы ищем темы, перекликающиеся с миром настоящим. (ну наверняка, кто-то уже сказал об этом :) ). Меня, вот, описания быта в классической литературе очень интересуют, но за сердце в отличие от описаний природы не трогают. Слова бричка или пролётка звучат для нас совершенно одинаково. И не отзываются сладкой пылью причерноморских степей в первом случае и стуком лошадиных копыт по брусчатке большого города во втором. Мы знаем только, что туда запрягали лошадей, но не знаем, как скрипели у них рессоры, не знаем, чем они пахли, не знаем с какой скоростью ехали. Страшно, что уже сейчас мы подобным образом начинаем воспринимать и литературу о природе, о той природе, которой уже нет. Например, о неповторимом утреннем птичьем хоре Новой Зеландии, восхитившем первооткрывателей, его нам больше не услышать никогда. Ничего не сохранилось даже на старых грампластинках.

А пока пение птиц ещё волнует некоторых из нас, и январские ночи такие долгие, то можно и надеть наушники - здесь весенняя подборка моих записей, немного обновлённая, целых 52 минуты.

уходящая планета, птицы, голоса

Previous post Next post
Up