Про Жратву Негры Крокодилы-бегемоты Обезьяны. Без кашалотов.
Как я уже упоминал, Эфиопия - одно из древнейших христианских государств мира. Эфиопские христиане, хоть и на зывают себя православными, не признают решений Халкидонского собора, имеют свой собственный Символ веры и вообще значительно отличаются от церквей как византийского, так и латинского обряда. Желающие вникнуть в тонкости различий могут заглянуть, например,
сюда и побродить по ссылкам. Я же ограничусь впечатлениями от посещения монастыря Адади Мариам, примерно в 100 км к югу от Аддис-Абебы.
В монастыре нам повезло - мы попали на весьма красочную церемонию. Как нам объяснили гиды, жто была то ли помолвка, то ли приготовительная процедура к свадебному обряду.
Товарищи в синем - это низшая ступень тамошней церковно-монашеской иерархии. что-то вроде нашего послушника
Сами брачующиеся сидели тихо в нарядных коронах и никакого видимого участия в празднестве не принимали
Само же мероприятие проводилось с поистине африканской удалью - с плясками в кругу, хлопаньем в ладоши и биением в бубны и барабаны. Вообще, если бы не кресты на послушнической униформе, никогда бы не догадался, что это церковный обряд
тем более что одежда присутствовавших женщин напоминала скорее мусульманские моды
Священники тоже выглядели весьма и весьма колоритно, но в плясках с бубнами участия не принимали
зато простой народ отрывался по мере сил и возможностей
Надо сказать, что местные послушники выражением своих коричневых и чорных лиц ничем не напоминали смиренных рабов Божыих. Надеюсь, что их так раздражали не мы, а суровая эфиопская монашеская жизнь как таковая.
При первом же взгляде на монахов мне показалось, что их шапочки мне что-то определённо напоминают. И только по возвращении в Москву я понял - что именно: пиктограмму слона (или офицера) в шахматных этюдах. Тот. кто в детстве изучал шахматную теорию - меня поймёт.
В скорости пляски прекратились и начались торжественные речи, выслушиваемые публикой с немалым почтением
правда, выражение лиц некоторых детей диссонировало с общим благостным настроением
Мы тем временем воспользовались возникшей паузой, чтобы посетить собственно старую церковь, которая размещалась под землёй, в катакомбах
Оказывается, церковно-монастырский комплекс был построен в далёкие средневековые времена, чтобы обезопасить его насельников от вторжений оромо, которые тогда были ещё совсем Дикие и только-только начали свою миграцию на север с территории нынешней Кении. Кроме оромо, опасность представляли ещё и мусульмане, которые устраивали периодические набеги на окраинные христианские области. В конце концов вся эта территория оказалась под властью неверных и монастырь был заброшен. Даже когда эфиопы вернули эти земли себе, этот монастырь пребывал в заброшенном виде, поскольку его не могли найти да и вообще забыли, что он когда-то был. Однако веке в 18 какой-то местный феодал охотился за мелкой антилопой под названием дик-дик, которая, не желая превращаться в шашлык, проявила в себе качества заправского суслика, нырнула в невесть откуда взявшуюся дыру да там и исчезла. Любознательный феодал проследовал за антилопой в отверстие и - оба-на! - заново открыл этот заброшенный храм. С тех пор он вновь используется для богослужений.
В подземной церкви местный монах, стоявший в иерархии на ступень выше злобных синих крестовиков и по этому поводу закутанный в белую марлю, рассказал нам об особенностях эфиопскоправославного богослужения. К сожалению, монах получился нерезким, потому что я случайно сбил настройку наведения резкости и не сразу это обнаружил
Во-первых, в эфиопской церкви на входе принято разуваться, как в мечети. Во-вторых, если наши церкви, грубо говоря, делятся на две части - общую и алтарную, то у эфиопов всё сложнее. У них существуют отдельные помещения или стороны для молящихся мужчин и женщин, если стоять спиной к алтарю, то женская сторона будет слева, а мужская справа. Входы тоже, естественно, разные. Я не берусь утверждать, практикуется ли это во всех церквях Эфиопии, но по крайней мере нам разъяснили, что так оно и есть. А ещё, кстати, эфиопы практикуют обрезание и не едят свинину. Правда, запрет на поедание свинины не является каноническим.
Во время лeкции наше внимание привлекал громадных размеров Барабан, занимавший чуть ли не половину женской стороны.
Если на сцене в первом акте висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить. Так же вышло и с Барабаном. Поскольку Эфиопия хоть и христианская страна, но находится тем не менее в Африке, то представить себе тамошний молитвенный обряд без Барабана просто немыслимо. Роль Барабана нам продемонстрировал всё тот же инок. Сначала он взял молитвенный посох и стал распевать гимны, раскачиваясь вперёд и назад. Потом он отставил посох в сторону и повторил то же самое, бия в барабан. Видимо, во время реального богослужения эти действия происходят одновременно, но для этого нужны два человека, а наш экскурсовод был один.
На этом наше знакомство с африканскими церковными таинствами закончилось, и мы выползли на свежий воздух. Церемония к тому времени закончилась совсем, и послушники мирно отдыхали в тени смокв и акаций
Напоследок мы с
_dmitrii совершили незапланированную экскурсию на погост. Перед отъездом мы попросились слить лишнюю воду из радиатора, дабы не беспокоить потом экспедицию незапланированными остановками, и нам любезно отворили дверцу, ведущее на некое поле. Отойдя на разумное расстояние и пристроившись у какого-то колышка, я вдруг понял, что это не просто оградка. а последний выдох.... Могила.... Кладбище...
так что пришлось срочно купировать процесс и бежать ещё дальше, в заросли опунций и каланхоэ.
На этом наше знакомство с местной христианской цивилизацией закончилась. Впереди нас ждали саванны, бездорожье и негры-анимисты и прочие жирафолюбы, о коих я частично написал, а частично ещё напишу.
Продолжение следует.