Предисловие
тут. Вся тема
здесь.
Лицей Туол Свай Прей, он же Туол Сленг, он же Специальная тюрьма S-21 - место, где должен побывать каждый посещающий Пномпень, несмотря на то, что это место меньше всего похоже на парк развлечений.
В 1975 году, вскоре после своей победы, красные кхмеры избрали бывший лицей Туол Свай Прей в качестве места для специальной следственной тюрьмы (а места в опустевшем Пномпене тогда было хоть отбавляй) и начали перестраивать его под это специфическое применение - обнесли территорию колючей проволокой, переоборудовали классы под камеры и пыточные камеры, приспособили гимнастические снаряды для допросов с пристрастием. Считается, что за три года через тюрьму прошло около 17 тысяч человек (в том числе 11 иностранцев), хотя здания никогда одновременно не вмещали более чем полторы тысячи человек. Средний срок пребывания в тюрьме составлял примерно 2-3 месяца; тех, кто не умирал на месте, отправляли на казнь в Чуэнг Эк, место, ныне известное как "Поле Смерти". Известно лишь о 12 заключённых, прошедших через Туол Сленг и выживших.
Уникальность Туол Сленга в том, что это практически единственный музей коммунистических преступлений такого рода; все другие государства, в которых были установлены коммунистические порядки, либо прошли через длительный период смягчения нравов, давший, в числе всего прочего, достаточно времени для уничтожения таких вот "следственных центров", либо сохраняют коммунистический строй до сих пор. Режим же Пол Пота рухнул буквально за две недели, и, когда в город вошли вьетнамские войска, они ещё застали в тюрьме нескольких мёртвых и умирающих узников. Ирония заключается в том, что у вьетнамцев, благодаря которым мир и узнал о преступлениях "красных кхмеров", за душой было предостаточно своих скелетов, но вьетнамские Туол Сленги вряд ли когда-нибудь станут достоянием общественности по названной мной причине.
В любом случае, СРВ была кровно заинтересована в демонстрации зверской сущности полпотовского режима и распубликовала найденное самым широким образом, доказывая всему миру, что вьетнамская оккупация Кампучии была актом крайней необходимости и практически спасла страну от самоуничтожения. Что, по большому счёту, было правдой. Так что нынешний музей является совместной заслугой вьетнамских коммунистов и тех "красных кхмеров", которые вовремя поменяли стороны в конфликте и в итоге стали руководящей элитой Народной Республики Кампучия
В этом корпусе (корпусе А) находились пыточные камеры
Здесь же, у входа, находится надпись на трёх языках, рассказывающая о сути того, что находится внутри
Надпись описывает жертв как "крестьян, рабочих, техников, инженеров, врачей, учителей, студентов, монахов, "полпотовских кадров", солдат всех рангов, камбоджийский дипломатический корпус, иностранцев и т.д.", а также их жён и детей. Возможно, в тюрьме и побывали представители всех перечисленных категорий, но главным и основным "контингентом" Туол Сленга были как раз "полпотовские кадры" - т.е. те из красных кхмеров, которые были заподозрены в шпионаже, нелояльности и так далее. Чистки собственного аппарата вышли на полную мощность сразу после победы.
Согласно этой надписи, во дворе лицея похоронены тела последних 14 человек, убитых охранниками перед бегством, чьи тела не успели убрать. Среди убитых - одна женщина
Вот они - эти могилы
Вот так выглядит типичная пыточная камера - одна из тех, в которых были найдены тела узников
На стене - фотография камеры в том виде, в котором её застали вьетнамские военные корреспонденты
Правила поведения в тюрьме вынесены на отдельный стенд и стоят того, чтобы их перевести полностью
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Ты должен соответствующим образом отвечать на мои вопросы - не обходи их
2. Не пытайся скрывать факты, делая те или эти отговорки. Категорически запрещается спорить со мной.
3. Не пытайся строить из себя дурачка; здесь ты - тот малый, который рискнул помешать ходу революции
4. Ты должен отвечать на мои вопросы немедленно, не тратя время на раздумья
5. Не говори мне ни о своих пороках, ни о сущности революции
6. Тебе совершенно запрещено кричать в то время, как ты получаешь удары или разряды тока
7. Не делай ничего, сиди неподвижно и жди моих приказаний. Если приказов нет, сохраняй тишину. Когда я приказываю тебе делать что-либо, ты должен делать это немедленно и без протеста.
8. Не вступай в дискуссию про Кампучию Кром (дельта Меконга, отошедшая от Камбоджи к Вьетнаму в 18 в. Утрата этих земель - "больное место" кхмеров) с целью скрыть свои тайны или предательство
9. Если ты не будешь следовать вышеназванным правилам, ты получишь много ударов электрическим кабелем.
10. Если ты не повинуешься любому из моих правил, ты получишь десять ударов либо пять электрических разрядов
Ещё один погибший узник Туол Сленга
Гимнастический турник во дворе был превращён в дыбу; рядом стояли большие кувшины, которые наполняли нечистотами. Потерявшую сознание жертву снимали с дыбы и погружали головой в этот кувшин, чтобы привести в чувство. (этот и другие рисунки сделаны одним из 12 выживших заключённых)
А это - знаменитый фотоархив Туол Сленга. Никто из изображённых на фото не выжил. Обратите внимание на то, насколько много на фотографиях детей и подростков обоего пола - это оттого, что красные кхмеры рекрутировали в свои "кадры" детей чуть ли не с десятилетнего возраста. Кампучийская революция пожирала своих детей в буквальном смысле слова.
Ножные кандалы для заключённых общей камеры. Вот так, сидя или лёжа на полу рядами, они проводили почти всё время
Бюсты товарища Пол Пота. Теперь - в клетке.
Корпус "С". Первый этаж - кирпичные камеры-одиночки. Второй - деревянные. Третий - общие. Колючая проволока предотвращает попытки самоубийства
Одиночные кирпичные камеры первого этажа
Галерея второго этажа
Одиночки второго этажа
В конце приведу несколько рисунков выжившего с изображениями применявшихся в Туол Сленге пыток, а также фото пыточных орудий, весьма простых. Комментарии тут излишни, напомню только, что основной массой охранников и палачей в Туол Сленге были подростки младше 18 лет.
Морализаторства и заключений в этом рассказе не будет. Фотографии говорят сами за себя. И здесь, и на "Поле Смерти", о котором
в следующей части.