Введение
тут Прежде чем начать публикацию разнообразных фотографий храмов Ангкора, следует провести небольшой исторический экскурс. Тем более что
_dmitrii который был вместе со мной в этой поездке и уже начал публикацию своего отчёта, поведывает об этом довольно скупо. Итак.
Если кто-нибудь когда-нибудь задастся целью составить список наций и народностей, на всю голову ушибленных имперским прошлым, то я бы непременно посоветовал этому гипотетическому автору внести кхмерскую нацию если не в первую тройку, то уж точно в пятёрку. Ведь когда-то, в начале второго тысячелетия н.э., кхмеры владели почти всей Юго-Восточной Азией. Цывилизация кхмеров изначально зародилась в крокодильей и болотистой дельте Меконга (которая, по иронии судьбы, кхмерам теперь не принадлежит), одним из главных преимуществ которой было чрезвычайное плодородие почвы плюс обилие речной и морской пищи. Видимо, именно эта кормовая база позволила кхмерам в конце концов создать империю, занимавшую, помимо нынешней территории Кампучии, ещё и Южный Вьетнам, весь Таиланд и почти весь Лаос. Наглядную информацию о развитии кампучийской государственности даёт эта-вот
интерактивная карта.
Примерно в 800 году н.э. король Джаяварман Второй перенёс свою столицу в район северной оконечности озера Тонлесап (см.
карту для наглядности). Это был вполне логичный поступок, потому что в то время эта территория находилась в географическом центре камбоджийской империи и, кроме того, озеро Тонлесап, одноименная река и нижний Меконг формировали богатейшую с точки зрения вкусно жрать территорию, где при определенном уровне ирригации (а он был высок) можно было снимать три урожая в год (и снимали), вылавливать громадное количество всеразличных рыб, а также съедобных крокодилов, лягушек и креветок, ну и про овощи-фрукты не забываем. Имея эти бонусы, о каковых соседи Кампучии даже и мечтать не смели, местные короли увлеклись тем, чем увлекаются все правители, потерявшие связь с реальностью - великими стройками. Примерно за 300 лет на территории в 3000 кв. км (три Москвы) были построены сотни храмовых комплексов, стен, бассейнов, прудов и прочих вспомогательных сооружений. Закономерным венцом всего этого безумия стало возведение Ангкор Вата - самого большого религиозного комплекса в истории и одновременно одного из самых злосчастных
Ангкор Ват строился в период с 1113 по 1150 год и был посвящён индуистскому богу Вишну. Размеры внешней стены комплекса - 1024(!!!) на 802 метра. Всё сооружение вдобавок ко всему окружено прудом шириной 190 метров
Конечно, всё это было сделано не просто так, а с умыслом. Дело в том, что Ангкор Ват символизирует собой мифические горы Меру - эдакий индусский Олимп, место, где обитают боги индуистского пантеона. Горы Меру окружены морем. За неимением моря пришлось мобилизовать со всех концов империи лучших специалистов по ирригации и сообразить вот такой-вот водоём.
Через водоём перекинута дамба, дабы паломник ощущал, что дорога в небеса - это тебе не фунт рису. Сейчас у внешнего конца дамбы расположился террористический лагерь: стоит только туда подъехать, как со всех сторон тут же сбегаются тучи малолетних ваххабитов и наперебой пытаются всучить тебе холодное пиво за доллар, пыльные открытки с видами храмов, дудочки, которые не дудят, и прочий подобный мусор. Если же туристу удаётся отбиться от назойливых бизнесменов-попрошаек, то он быстренько пересекает дамбу и получает шанс войти в храм через главные ворота, в нашем случае - западные
На входе в ворота наблюдалась тусовка, которую можно было на первый взгляд принять за аукцион для состоятельных западных пидаров. Истинная цель мероприятия разъяснилась несколько позже.
Миновав внешнюю стену, паломник (ну или турист) получает возможность рассмотреть сам храм во всех видах. У храма пять основных башен, что опять-таки символизирует 5 основных и самых высоких пиков мифических гор Меру
Однако же если смотреть на храм строго с севера, юга и т.п, то башен видно только три - что символизирует уже Шиву, Вишну и Кришну - трёх самых главных богов Индии.
Кстати, насколько мне известно, Ангкор Ват - единственное в мире здание, изображенное на государственном флаге, равно как и Камбоджа - единственное в мире государство, избравшее руины в качестве своего официального символа. Флаг страны в течение столетия менялся 9 (девять) раз и на каждом был Ангкор в разных видах - при французах это был стилизованный вид сверху, при Сиануке и Лон Ноле (равно как и сейчас) - довольно детальное изображение с тремя башнями, при Пол Поте - стилизация с тремя башнями, а при вьетнамцах - стилизация с пятью башнями. Такое постоянство - ещё одно свидетельство ушибленности кхмеров старыми имперскими комплексами тем более что по многим показателям они до сих пор уступают Камбодже того времени.
Центральные башни окружены внутренней галереей. Вот несколько фотографий галереи и внутренних интерьеров. Кое-где даже сохранились следы росписи.
Раскрывается тут между прочим и тема сисек, причем гораздо более полно, чем в той же ланкийской Сигирии
Подножие одной из башен
Ангкор Ват всегда полон туристов. Мы были там в самом начале туристического сезона, причем не самого удачного (кризис) сезона. Что здесь творится в лучшие годы в районе западного Рождества - даже и представить трудно
Гуляючи вдоль внутренней стены, наткнулся я между прочим и на группу местных нимфеток, одетых в вычурные одежды, среди которых особенно выделялись костюмы зелёных птиц с хвостами и крыльями. Нимфетки невнятно топтались на месте, явно готовясь начать изображать какой-то местный древний танец в современной обработке, но представления я в итоге так и не дождался.
Вид одной из башен снизу. Вообще надо сказать, что с условиями съёмки нам не повезло - мы приехали в храм уже поздним утром, небо затянуло каким-то невнятным слоем облаков, поэтому небо даже для невооруженного глаза выглядело молочно-белым, плюс ко всему рассеянный ультрафиолет сводил с ума экспонометры. Поэтому, увы, небо на снимках в лучшем случае невнятное, в худшем же его нет совсем
Ещё один вид на храм, уже с другой точки
И, уже покидая территорию комплекса, я раскрыл тайну мужчин в белых костюмах. Оказывается, на территории храма проходили съёмки свадебных альбомов сразу для нескольких пар. В тех краях к свадебному альбому подходят примерно так же, как у нас к дембельскому, поэтому готовят его заранее. Жених с невестой облачаются в свадебные одежды и позируют на фоне лучших местных достопримечательностей, при этом им не мешают ни нервные родители, ни бухие друзья, норовящие облить жениха шампанским, а невесту ухватить за разные выступающие детали её молодого организма, ни тем более тамада с его идиотскими шутками и прибаутками. А к свадьбе альбом уже готов и на позирование можно не отвлекаться. Разумно, да.
Да, и напоследок, почему я назвал сие сооружение злосчастным? Напомню, что построен Ангкор Ват был в честь индуистского бога Вишну. Но уже через 20 лет после окончания строительства храм, да и весь город, был разграблен войсками империи Чам, ныне несуществующей. Разбивший чамов король Джаваярман Седьмой не только восстановил былую мощь империи, но и поменял государственную религию на буддизм махаянистского толка, при этом, естественно все индуистские статуи в храме были заменены на лики Будды. По его смерти в стране опять произошёл религиозный переворот, индуисты вернулись и первым делом стали отшибать буддам носы и уши. Однако, поскольку милосердие Будды безгранично, а сам Будда бесконечно терпелив, в течение последующего столетия индуизм окончательно сменился буддизмом, но теперь уже буддизмом течения Теравада. А ещё через 50 лет территория была заброшена благодаря натиску окрепших тайцев, которые медленно, но верно выдавливая кхмеров в море. При этом в храме поддерживали какой-никакой порядок, поскольку бросать этакую громадину на съедение джунглям казалось уж полным кощунством. В состав Камбоджы территория вернулась только в 1907 г., исключительно благодаря французам.
А об общих причинах упадка кхмерской империи я напишу попозже.
Продолжение следует