КАК ЗЕМЛЮ В ДАГЕСТАНЕ КРЕСТЬЯНАМ ОТДАТЬ?

Jun 25, 2012 16:39

Статья вроде снова актуальна. А написал я её тоже 15 лет назад.

“Молодежь Дагестана”, №46, 21 ноября 1997 г.
КАК ЗЕМЛЮ В ДАГЕСТАНЕ КРЕСТЬЯНАМ ОТДАТЬ?
   Вопрос о частной собственности на землю был одним из главных на состоявшемся во вторник, 11 ноября очередном заседании Политсовета Дагестанской региональной организации партии “Демократический выбор России”, обсуждение получило живое продолжение и на следующий день в штабе дагестанских ДВРовцев. Свое мнение высказали не только члены партии “ДВР”, но и активисты ряда других объединений, а также председатель Крестьянского Союза Дагестана профессор А.М.Османов.
   Участники обсуждения были практически едины в том, что институт частной собственности на землю в демократическом обществе несомненно должен быть признан и узаконен. Более сложными являются вопросы, связанные с конкретным механизмом перехода к частной собственности на землю в условиях Дагестана: масштабы и цена приватизации земли, порядок участия в нем граждан, а также предприятий и организаций, порядок учета факторов этнических, исторических, демографических, экологических.
   Было высказано мнение, что проблема частной собственности на землю, и особенно механизма приватизации земли, механизма функционирования института частной собственности на землю должна решаться не на референдуме, а на основе учета квалифицированных экспертных заключений специалистов - профессионалов. Требуется также соответствующая политическая воля руководства республики, демонстрация его готовности идти на реальные реформы в интересах экономического, социального и духовного прогресса Дагестана, одним из ключевых условий которого является развитый институт частной собственности на землю. Требуется смелость для преодоления сопротивления социалистических колхозно-совхозных помещиков и части руководителей местных администраций, которым отсутствие легальной частной собственности дает возможность зарабатывать на теневом земельном обороте, на фактической распродаже формально неприватизированных земель.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ
Какие земли могут быть приватизированы и находиться в частном обороте?   Бытует мнение, что проблема частной собственности на землю - это сугубо аграрная проблема и приватизации подлежат земли именно сельскохозяйственного назначения. Да, это - прежде всего аграрная проблема, особенно у нас в Дагестане. Развитие института частной собственности на землю явится мощным фактором повышения продуктивности нашего сельского хозяйства, экономического укрепления сельхозпредприятий. Причем, не только индивидуальных или семейных фермерских хозяйств, но и хозяйств, созданных на коллективистских принципах на основе объединения материально-финансовых, трудовых ресурсов. Я лично не противник колхозов, я - противник социалистических колхозов, основанных на

внеэкономических принципах и подавлении индивидуальных прав граждан на землю и свободу предпринимательской деятельности. В нормальном обществе экономической основой сельхозпредлприятия является частная собственность на землю. Это может быть частная собственность фермера - крестьянина, а может быть и частная собственность коллективного предприятия - колхоза (с обязательным сохранением права колхозника на выход со своим паем и земельным наделом) или же акционерного сельхозпредприятия. Могут в ряде случаев сохраняться и государственные сельхозпредприятия. Частная собственность на землю - необходимое условие развития ипотечного кредитования, системы крестьянских и земельных банков. А это - мощный рычаг привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики.
   Но не только в сельском хозяйстве актуальна проблема частной собственности на землю. На повестке дня остро стоит вопрос о собственности промышленных предприятий на землю, на которой они расположены, о собственности на землю под индивидуальными домостроениями, под приусадебными и дачными участками. Частный собственник земли может найти сотни разных вариантов эффективного и прибыльного ее использования. Ограничения могут быть наложены законодательно только исходя из критериев общественной и экологической безопасности.
   В государственной собственности также могут оставаться значительные массивы земель стратегического значения и общего пользования. Должен быть и государственный резервный земельный фонд. Кроме того, часть земель может находиться в муниципальной собственности. Но основная часть хозяйственно используемой земли несомненно должна находиться в частной собственности, быть включенной в сферу товарно-денежных отношений, иметь рыночную цену, в т.ч. залоговую.
ВОПРОС ВТОРОЙ
Кто может стать собственником земли? Кто может принять участие в земельной приватизации?   Как уже отмечалось выше, частными собственниками земли могут быть и граждане, и предприятия (сельскохозяйственные, промышленные или относящиеся к другим сферам экономики), а также их объединениям. В результате рыночного оборота земля может неоднократно менять своих хозяев, может изменяться и характер ее использования.
   Но наиболее сложным является вопрос о том, кто и каким образом может стать первым владельцем приватизируемой земли. Те, кто уже фактически владеет этими участками (очень часто это оказываются люди, близкие к руководству колхозов, совхозов или местных администраций, либо заплатившие по установившемуся в теневом секторе “тарифу” этим же руководителям)? Потомки тех, кто владел землей до ее насильственного обобществления? Те, кто обрабатывает землю? Закрепить, как предлагают некоторые, землю за этносами? Допускать ли горожан к приватизации земли в сельской местности, а сельских жителей - к приватизации городских земель? Эти и многие другие вопросы возникали в ходе обсуждения.
   Принципиально важно, как представляется, установить исходное равенство прав всех граждан республики на землю. То есть каждый должен иметь право на равное (с учетом качества и месторасположения) с другими гражданами количество приватизируемой земли. Различия, думается, могут быть только в очередности доступа отдельных групп граждан к приватизации конкретных участков. Причем, эти различия должны быть четко расписаны в самом законе о порядке приватизации земли и не вызывать разночтений. Нельзя отдавать земельную приватизацию во власть руководителей колхозов, совхозов и местных администраций, властвовать должен закон. Использовав свою “квоту” при приватизации одного участка, гражданин может приобрести другой участок уже только на рыночных условиях, во вторичном обороте земли.
   Василий Барончук допытывался у участников обсуждения, может ли он, прожив почти 15 лет в Дагестане, иметь при желании участок земли. В число граждан, имеющих право на участие в земельной приватизации в Дагестане, думается, должны быть включены все, кто прожил в республике не менее 5 лет, и их несовершеннолетние дети. То есть, включая и тех наших земляков, которые по разным причинам живут или работают в настоящее время за пределами Дагестана, независимо от мотивов их отъезда.
ВОПРОС ТРЕТИЙ
Приватизация земли должна быть платной или бесплатной? Если платной, то как будет устанавливаться цена?   Видимо, все же приватизация земли в пределах установленных для каждого гражданина “квот” должна быть проведена за символическую плату. Что, однако, должно компенсироваться безусловным взиманием налога на землю по ставке, дифференцированной в зависимости от месторасположения участков, Отдельные участки, правда, могут быть проданы первым владельцам с аукциона по рыночной цене, вне “квот”.
ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ
Как учесть этно-демографические и исторические, а также связанные с ними экологические факторы?   Один из возможных механизмов - это очередность доступа отдельных групп граждан к приватизации конкретных участков. Например, земля может быть предложена, там где это возможно, в первую очередь наследникам прежних владельцев (но обязательно в пределах равной с другими гражданами квоты!), затем - всему джамаату и только после этого - всем гражданам республики. Граждане могут использовать свою квоту для приватизации участков, занимаемых ими под индивидуальными домостроениями, дачами, огородами. Фермеры могут приватизировать в пределах квоты свои участки. Квоты могут вноситься и в уставной капитал промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которые используют их для приватизации земель под этими предприятиями.
   Важный механизм учета этнодемографических факторов - налог на землю, который используется прежде всего для решения проблем экономического и социального развития тех территорий, где эти земли расположены. Кроме того, в целях экологической безопасности и сохранения Среды обитания народов, на территории проживания которых расположены приватизированные земли, должен быть установлен четкий механизм лицензирования способов хозяйственного использования земли. Несоблюдение собственником установленных правил землепользования должно иметь следствием штрафные санкции вплоть до изъятия участка.
ВОПРОС ПЯТЫЙ
Какие могут быть с учетом вышеизложенного конкретные механизмы приватизации земли?   Разумеется, было бы лучше всего, если бы на общероссийском уровне была принята программа земельной приватизации, учитывающая в числе прочего и местные особенности, в частности Дагестана. Но, наверное, нельзя назвать правильной политику пассивного ожидания принятия такой программы. Более верной представляется ориентация на разработку и реализацию собственной дагестанской программы приватизации земли. Тем более, что право частной собственности на землю закреплено в Конституции Российской Федерации - Основном Законе страны (поэтому несостоятельны ссылки на позицию Госдумы, решения которой в случае расхождений с Конституцией не имеют юридической силы) и Указе Президента РФ об обеспечении конституционных прав граждан на землю.
   Разработка дагестанской программы приватизации земли может быть осуществлена группой профессионалов. Конечно, это должны быть и единомышленники в том, что касается безусловного признания института частной собственности на землю. Одним из инициативных сторонников такого подхода является профессор, экономист и географ, руководитель Крестьянского Союза А.М.Османов. Необходимо и политическое решение о создании такой группы и разработке программы.
   Механизм приватизации должен включать наделение каждого гражданина равными квотами на землю. Квоты эти должны быть непременно именными и строго целевыми - используемыми только при приватизации. Конкретную форму квот следует еще разработать. Возможные варианты - следующие. Первый вариант. Каждому гражданину выдается именной приватизационный чек на один условный гектар. Вся подлежащая приватизации земля в зависимости от месторасположения и качества (на базе кадастра) на основе поправочных коэффициентов пересчитывается в условные гектары. Второй вариант. Каждому гражданину открывается именной приватизационный счет в банке с равным количеством условных “земельных” рублей, которые могут использоваться только при приватизации земли и при этом должны погашаться. Какой именно вариант выбрать - это должны оценить эксперты.
   Приведенный в этой статье анализ является дополнением к опубликованным мною в “МД” №18 от 9 мая 1997 г. статье “От земельных паев - к полноценной частной собственности на землю” и в №30 за 1 августа 1997 года проекту законодательной инициативы “Через конституционную, земельную. и избирательную реформы - к миру, единству и демократии в Дагестане”. То есть, земельная реформа - это один из механизмов решения также и многих политических проблем Дагестан.

демократия, дагестанцы, Дагестан и Кавказ, приватизация, оппозиция, политика, история демдвижения Дагестана, жизнь, история, политические партии, "Молодёжь Дагестана", экономика

Up