Выкладываю полную версию моей статьи "Диктатура мракобесия". Жирным шрифтом в полной версии мною выделен текст, не вошедший в прошлогоднюю газетную публикацию.В сокращенном виде статья была опубликована в газете
"Свободная Республика" 29 января 2010 года. Газетный вариант публикации был продублирован
в "Кавказском узле".
(Текст статьи в формате Word) Аркадий Ганиев
ДИКТАТУРА МРАКОБЕСИЯ
«От века, им предвиденного, на месте, где горел костёр», - эти слова, отчеканенные на латинском, можно прочитать на пьедестале памятника Джордано Бруно в Риме.
Тот путь, который прошла Европа от средневекового мракобесия и костров инквизиции до цивилизованного свободного высокоинтеллектуального общества, похоже, в обратном направлении начинает проходить Дагестан!
И это притом, что республика могла бы показать всей России образец региона с развитыми институтами светского гражданского общества, свободной экономикой, высоким уровнем образования, культуры и повышенным престижем труда интеллектуального, творческого, научного…
Предпосылки такого сценария заложены в характере дагестанцев, для которых наиболее естественным является европейский путь развития, характеризующийся приоритетом прав индивида, человека и развитым светским правосознанием граждан. В отличие от азиатского пути, при котором личность и её права подавляются в угоду интересам некоей касты избранных, освящающих свою власть насаждаемой идеологией, которая может иметь окраску как религиозную (неважно при этом, какое именно религиозное течение принимается за основу идеологии правящей группировки или партии), так и псевдосветской (например, коммунизм, национал-шовинизм или фашизм).
В сегодняшнем Дагестане есть признаки как европейского, так и азиатского вектора развития. Одним из наиболее ярких проявлений вектора европейского является наличие в Дагестане разнообразной, конкурирующей, дискутирующей, оппонирующей власти прессы. Я по роду работы бываю в разных регионах страны и скажу откровенно, нигде не встречал такого количества неофициозных политизированных изданий, как в моей родной республике. Я не пропускаю ни одного номера «Нового Дела», «Черновика», «Настоящего времени», «Свободной Республики» и «Молодёжи Дагестана», которые по моей просьбе покупаются и собираются до каждого моего очередного приезда в Махачкалу.
Последнее издание, правда, менее остро и политизировано. Это объясняется тем, что её учредителями выступают Народное Собрание и Правительство Дагестана. Однако и эта газета, во главе которой долгие годы был Гаджи Абашилов, внесла свой весомый вклад в общественно-политическую дискуссию постсоветского Дагестана, и я помню время, когда свободных изданий было в несколько раз меньше, чем сейчас, и некоторые материалы мне удавалось «без купюр» печатать только в «МД».
Перечисленные издания, работающие в них (а также вещающие на волнах «Эхо Москвы - Махачкала» или ведущие некоторых телевизионных проектов) журналисты и авторы дают дагестанцам глоток воздуха, они на практике, явочным порядком утверждают свободу слова. Разнообразие позиций газет также частично компенсирует в республике отсутствие реальной многопартийности, уничтоженной в России за последнее десятилетие.
Эта особенность дагестанского медийного пространства, которой я не замечаю, например, в Ростовской области, где не знаю ни одного оппозиционного издания, не является, однако, заслугой власти. Это доказательство того, что европейский путь развития не только не чужд, а наоборот, наиболее востребован дагестанским обществом.
Но…. Не будем обольщаться. Есть в республике и признаки азиатского вектора развития: резкое снижение ценности человеческой жизни, неуважение к закону, коррупция, грязная столица с чудовищно безобразной архитектурой и культом личности мэра….
Но главный признак - масштабное наступление на институты светского общества, насаждение внешних атрибутов и обрядов религиозного характера, подмена нормального современного образования образованием религиозным, призывы к внесению норм религиозного права в законодательство светского государства….
И, к сожалению должен заметить, что те же независимые издания, а также государственные радио, телевидение и газеты активно участвуют в массированной религиозной пропаганде, которая по своей интенсивности даже превосходит коммунистическую пропаганду советского периода.
Вспоминаю, как в 1989 году мы с Деньгой Халидовым, Эдуардом Уразаевым и другими нашими друзьями по клубу «Перестройка» собирали подписи под обращением с требованием вернуть верующим мечети, закрытые ещё в первые десятилетия советской власти. Не очень просто собирались подписи. Сейчас это трудно представить, но совсем недавно, всего лишь 20 лет назад, многие боялись подписывать любую несанкционированную властью бумагу, даже с требованием разрешить им самим молиться в мечети.
Помню также встречу со вторым секретарем Дагестанского обкома КПСС Коробейниковым, который пришёл «поговорить» с коллективом Отдела экономики Дагестанского филиала АН СССР, где я тогда работал. По сути, негласный идеологический надзиратель Кремля, кем, как правило, являлись вторые секретари обкомов партии в национальных республиках, сказал на той встрече, что Дагестан, в котором в горах функционирует 500 школ, и Дагестан, в котором в горах функционирует 500 мечетей - это два разных Дагестана, и поэтому надо очень осторожно подходить к открытию мечетей.
Я с таким подходом не был согласен, полагая, что и школы должны полноценно давать детям современное светское образование, и право молиться в мечети должно быть гарантировано.
Но что мы видим сегодня? Каково состояние школ и качество обучения в них, сколько в республике мечетей? И соблюдается ли светский принцип отделения церкви от школы?
Бывает, я иногда встречаю иных из тех, кто в 1989-м не решился подписать то обращение. Сегодня многие из них демонстративно религиозны, теперь они боятся уже других людей, представляющих уже другую, неофициальную, но вполне реальную в республике власть - власть «практикующих мусульман». Сегодня надо иметь мужество не для того, чтобы выступить за открытие мечети, а для того, чтобы выразить хоть какое-то сомнение в правоте того или иного религиозного агитатора и пропагандиста. Такие мужественные люди, как профессор Шамов, это лучи света в тёмном царстве.
Когда я читаю в светском издании статью с критикой светских экономических теорий и в заключение статьи узнаю, что, оказывается не нужны никакие теории, достаточно ввести шариатскую экономику, а в следующем номере той же газеты читаю об изъянах существующей судебной системы и узнаю, что есть выход - повсеместное внедрение шариатских судов, когда я вижу ажиотаж вокруг «чудо-мальчика», у которого, как говорят, выступают религиозные тексты на теле, я начинаю сомневаться в том, что на дворе 21 век.
Дефицит светского государства и качественного светского образования, светского воспитания, ДЕФИЦИТ СВОБОДЫ СОВЕСТИ (права человека самостоятельно, без принуждения, в том числе без принуждения через общественное мнение, земляков, родственников, соседей, коллег самому решать вопросы своих взаимоотношений с Всевышним) - вот ключевая проблема сегодня! Государство, озабоченное этой проблемой, вроде бы должно принимать адекватные меры, чтобы светское пространство не сокращалось как шагреневая кожа. Нет же! В Дагестан приезжает из Москвы член Общественной палаты России Максим Шевченко и на полном серьёзе предлагает вводить элементы шариата в региональное законодательство!
Расхожее мнение, что духовность в обществе прямо пропорциональна его религиозности. Если бы было так!!! Я что-то не вижу положительной корреляции между ростом количества мечетей и повышением духовности, культуры, честности, добропорядочности в обществе. Религиозная пропаганда сконцентрирована на требованиях соблюдения определённых ритуальных, обрядовых предписаний. А вот воспитание внутренней культуры, воспитание привычки делать добро, воспитание трудолюбия, воспитание уважения к науке и знаниям, - вот это в дефиците! О какой духовности может идти речь, когда одни мусульмане не скрывают иногда удовлетворения от сообщения о смерти других мусульман, практикующих несколько другие ритуалы и внешние атрибуты!
Жутко, когда нас начинают учить жизни люди с большими пробелами в образовании, но выучившие наизусть некий набор религиозных постулатов и текстов! Их коронный аргумент: не надо размышлять, сомневаться, исследовать, так как всё уже написано в Книге!
Ведь религиозная пропаганда отнюдь не ограничивается разъяснениями для верующих исламских концепций по вопросам семейной, бытовой, личной жизни, исламской морали и нравственности.
Налицо стремление взять под религиозный контроль всю жизнь человека и общества, а также всю политическую жизнь! Упомянутые выше рекомендации некоторых авторов по внедрению шариатской экономики и шариатских судов - тому пример. Открыто выдвигается и лозунг исламской республики. То есть речь идёт о смене конституционного строя.
И что примечательно, лозунг исламского государства как цели не является предметом разногласий лидеров разных течений в исламе. Их публичные разногласия - в трактовке религиозных текстов, ритуалов, обрядов и т.д. Основное же реальное разногласие - кто из них будет определять официальную идеологию и осуществлять политическую власть в исламском государстве.
Интересы же рядовых верующих тут совсем не в тему. Непредвзятому человеку ясно, что подлинная свобода совести и соблюдение прав верующих могут быть обеспечены только в светском демократическом государстве. А в исламском государстве в дагестанском исполнении будет узаконена победа одного из течений, оппозиция и свободные СМИ будут вынуждены закрыться или уйти в подполье. Наиболее вероятный сценарий - перманентная гражданская война, ибо значительная часть дагестанцев, привыкшая жить в светском обществе, не приемлет власти мулл.
Не зря говорится: Бог на небе, царь на земле. Именно муллы присвоят в исламском государстве себе право решать судьбы людей и общества в целом от имени Всевышнего. Но и среди самих исламских лидеров не будет единства. Самое главное, кто и как толкует, интерпретирует Писание применительно к конкретной ситуации. На протяжении всей истории это приводило к конфликтам и даже кровопролитию внутри самой мусульманской Уммы. Шло разделение на суннитов и шиитов, суфиев и салафитов и т.д. При установлении исламского строя борьба за власть не исчезнет и раскол в исламе будет только углубляться (так же как борьба за власть привела к расколу коммунистического движения на троцкистов, ленинцев, сталинистов, маоистов и т.д.). Да посмотрите, наши служители в Дагестане даже о дне наступления и окончания уразы который год договориться не могут. Просто позор! Куда им государством править!!???
Обилие боевых сводок в новостях из Дагестана - это одно из следствий ослабления светских институтов, нарушения принципа отделения государства от церкви. Видя освобождающееся от светского государства политическое пространство, его стремятся занять противоборствующие религиозные политические группировки. И поэтому один из путей к миру в Дагестане - чёткое и недвусмысленное закрепление светского характера государства, не оставляющее ни у кого соблазнительной надежды установить теократический режим.
Такое ослабление светских устоев мы видим не только в Дагестане, а в России в целом. Не должно быть в светском государстве такого политического влияния религиозных деятелей, как у Патриарха Московского и Всея Руси! Неуместно публичное появление первых лиц светского государства на церковных богослужениях по поводу сугубо религиозных праздников и придание тем самым церкви политического статуса! А чего стоят разговоры о том, что во властных московских коридорах обсуждается идея создания мусульманского крыла в партии «Единая Россия» (вопрос не в тему: «А разве есть такая партия?»)!
И что интересно, при таких богобоязненных политических лидерах страны, эфирное время на центральных государственных телевизионных каналах заполняют такие мракобесы от культуры и морали как Боря Моисеев и мафия пошлых юмористов! Видимо, такие «артисты» более удобны правящему режиму в эфире, нежели острые общественно-политические передачи и дискуссии, которые исчезли с экранов.
В Дагестане первым крупным поражением светского государства явился в 1990-е годы отказ руководства республики под давлением исламских идеологов от возведения памятника Имаму Шамилю. Тем самым, республика потеряла Шамиля как исторического государственного деятеля, как будто он был исключительно религиозным деятелем. Самое главное, это был сигнал о том, что клерикалы могут диктовать светскому государству.
Я тоже не сторонник языческого поклонения идолам. Но памятник это от слова Память. Он призван напоминать людям о том, что был в истории такой-то государственный, общественный, культурный и т.д. деятель. Оценку же этому деятелю, в том числе и Шамилю, люди могут давать разную, кто положительную, кто отрицательную, а кому-то он безразличен. Идолом же памятник может стать только в голове человека. И если мусульманин выступает против возведения памятника, то не говорит ли это просто о его неуверенности в себе, в том, что он не сможет удержаться от впадения в язычество?! Я за то, чтобы в республике развивалось монументальное искусство, за возведение памятников всем значимым историческим, культурным, научным деятелям всех народов Дагестана. И не обязательно, чтобы я был в восторге от упоминания деятеля, которому стоит памятник. Как, например, памятник Ленину на центральной площади Махачкалы. По мне бы лучше, если бы такого деятеля в истории не существовало. Но, к сожалению, он был и пусть памятник напоминает об этом как предостережение потомкам. А памятник какому-либо другому деятелю может напоминать о добром примере.
Итак, есть два вектора. Европейский и азиатский. Какой вектор развития возобладает в Дагестане? Азиатский, который постепенно погрузит республику во тьму средневекового мракобесия и погубит её, или европейский - который выведет республику на путь прогресса и процветания?
Я лично за второй, европейский, путь развития. Этот путь развития требует сегодня решения первоочередной задачи: остановить сползание республики в пучину мракобесия. А для этого необходимо твердое следование путем укрепления светского характера государства и общества.
Европа достигла технологического и экономического прогресса не потому, что она христианская, а потому, что она СВЕТСКАЯ по характеру политического устройства. Мусульманские страны отстали в развитии не потому, что их население исповедует ислам, а потому что в этих странах недостаточно последовательно проводится принцип отделения государства и школы от религиозных институтов. А вот Турция, вставшая на путь построения светского государства со времён Ататюрка, превратилась в развитую современную страну.
Остановить диктатуру мракобесия! Этот лозунг должен стать одним из ключевых в повестке дня нового Президента Дагестана и в политике федеральной власти
.