Для проекта № 91 "Заповедника сказок":
http://zapovednik-2005.livejournal.com/241270.html . На тему, которую мне дал сказочник darkmeister: "Коктейль из янтаря с гагатом". Итак,
Коктейль из янтаря с гагатом
(алхимическая сказка)
Коля был алхимик.
Выяснилось это не сразу. Признаться, если бы мы с самого начала знали, кто он такой, то ни за что не сдали бы ему комнату.
Когда мы знакомились с Колей (он пришёл по объявлению), тот рассказал нечто невнятное насчёт какой-то абстрактной работы в туманном НИИ... Когда же он поселился в нашей квартире, то быстро выяснилось, что в свободное от работы время любимым колиным занятием была, очевидно, химия.
Постоянный мерзкий запах химикатов, ядовитого цвета пятна на линолеуме в колиной комнате, колбы с разноцветными жидкостями и прочее, тому подобное - всё это, казалось бы, однозначно указывало на увлечение Коли химией. Однако он был рассеян и постоянно забывал на кухне свои книжки (любил читать за завтраком) - а это были сплошь трактаты средневековых и даже современных алхимиков.
Конечно, многие на нашем месте указали бы Коле на дверь. Но он первое время исправно платил за квартиру, день в день, копейка в копейку, а потом начал даже расплачиваться чистым золотом.
Этот драгметалл мы с мужем успешно и быстро продавали в близлежащий ювелирный магазин, так что очень скоро махнули рукой и на ядовитого цвета пятна на полу, и на мерзкие запахи, явно химического происхождения, постоянно доносившиеся из колиной комнаты.
...Между тем, я периодически почитывала трактаты, которые Коля с невероятной регулярностью забывал на кухне, и теперь знала об алхимии гораздо больше, чем раньше. Например, выяснилось, что настоящий алхимический трактат почти всегда представляет собой иносказание - практически нигде не даны прямым текстом ни вещества, ни пропорции, ни температура кипения и пр. Каким образом Коля разбирался во всём этом - остаётся загадкой.
Вот, скажем, один из примеров такого алхимического текста. Я прочитала его как-то раз за чаем; отчётливо помню, что в маленькую кухню из окна лилось солнце и на столе в вазе стояла давно засохшая роза. Автора трактата я забыла, но зато точно запомнила, что сочинение предваряется такой фразой:
«Всё нижеследующее необходимо воспринимать как притчу и иносказание; впрочем, история эта произошла в реальности некоторое время назад - что, впрочем, нисколько не мешает ей быть одновременно притчей и иносказанием».
***
«...Были два человека, жившие в разных мирах. И не то, чтобы он жил на Рублёвке, а она - в трущобах, а просто в его мире было две луны, и на деревьях рос чёрный янтарь (гагат), а в её мире луна была только одна, да и то не всегда, и янтарь выбрасывали на берег морские волны.
История проста и даже, пожалуй, банальна. Излишне и говорить, что они полюбили друг друга - это ясно итак, причём с самого начала. Опять же, всякий понимает, что между ними изначально стояло практически непреодолимое препятствие (напомним, что он и она жили в разных мирах). Но в его измерении существовала легенда о том, что если истолочь и смешать гагат с янтарём и при этом произнести слова: «Восходит третья луна, обрушься в море, стена! Море, шуми...» и т. д. (там ещё несколько строчек, которые мы здесь приводить не будем) - одним словом, если всё это проделать, то граница между мирами на мгновение могла бы исчезнуть.
Но вот в чём загвоздка: в том мире, где жил он, не было янтаря - только один гагат. Тогда он сделал следующее. Он явился ей во сне и сказал: так и так, принеси мне янтарь. И она, проснувшись, задумалась. Дело в том, что янтарь, конечно, продавался в её городе во многих магазинах и даже «с рук», но только не было гарантии, что не нарвёшься на подделку. Как же добыть подлинный янтарь, чистый, без всяких примесей?.. И она решила поехать в один приморский город.
Была как раз весна - бледно-голубое небо, тёмные статуи рыцарей и русалок, серое море... И только янтарь, продававшийся в приморском городе на каждом углу, был ярким, как июльский полдень. Посоветовавшись со специалистами, она накупила всяких янтарных штук: в их числе были бусы, маленький янтарный глобус, статуэтки животных, шкатулки, кольца, брошки... И когда она закрывала глаза в поезде, возвращаясь домой, под веками видела лишь янтарь, целые россыпи янтаря.
Теперь возникла новая задача - как же передать всё это адресату? Ответ был очевиден: сделать такое можно лишь на грани между явью и сном. Попасть на эту грань - вот что трудно. Ведь такая граница тоньше, чем самое тонкое лезвие. Словом, наша героиня с наступлением ночи разложила перед собой на столе весь привезённый янтарь и стала пристально на него глядеть... Она очень устала, веки слипались, но усилием воли она открывала их и минутами засыпала прямо с открытыми глазами... Выглянув в окно, видела две... нет, только одну луну... Кажется, это был сон... нет, она подняла голову, протянула руку к глобусу, меняющему очертания и... на секунду перед ней возник герой нашего повествования, он тоже протянул руку - дело было сделано: когда она окончательно открыла глаза, солнце било в окно, и все фигурки, шкатулки, зверюшки и брошки находились на месте, но только глобуса среди них не было.
Она собралась и пошла на работу - а что ей ещё было делать?.. Как раз когда стояла на автобусной остановке, в другом мире восходила вторая луна, и человек, о котором она думала постоянно, толок в ступке чёрный янтарь. Когда она подъезжала к офису, он смешивал жёлтый и чёрный порошок. Когда она включала компьютер, он начал говорить что-то про третью луну... не успел он произнести всё, что нужно, до конца, как граница, разделяющая два мира, исчезла, наши герои слились в единое целое и на этом наша история заканчивается.
Да, говорят, что с того момента началась большая химическая реакция, диффузия двух миров - так что если вдруг увидите вторую луну или чёрный янтарь, растущий на дереве - не удивляйтесь, всё так и должно быть. Обрушься в море, стена, восходит третья луна... и так далее...»
***
Дочитав до этих слов, я отхлебнула остывшего чаю и вдруг услышала за спиной колин голос:
- Вам понравилось?
Я смутилась.
- Книжка просто... здесь лежала... - пробормотала я, теребя лепесток засохшей розы, уже пару недель стоявшей в вазе на столе (всем было лень выбросить сухой цветок).
- Скажите, вам очень дорога эта роза? - вдруг спросил Коля.
Перед моим мысленным взором мелькнул праздничный стол, торт со свечками, гости, почему-то узор на занавеске...
- Да, пожалуй, дорога, - равнодушно сказала я.
- Хотите, я вам её оживлю? - спросил Коля.
***
Засохшую розу поставили в сосуд с чем-то жёлто-черным. К утру цветок был свежим, как только что срезанный. Мы с мужем не могли поверить своим глазам.
- Пусть пока постоит, - сказал Коля - Поглядим...
И роза стояла. Прошёл месяц, другой... третий... она всё цвела. Это было действительно страшно, но в тоже время вызывало невероятный восторг, а также целый вихрь смутных, трудно передаваемых, но потрясающих... просто потрясающих мыслей.
...Однако в этой бочке мёда была и громадная ложка дегтя. Дело в том, что все эти три месяца Коля не платил за квартиру.
Началось всё с того, что золотые слитки, которые он нам передал в качестве оплаты, на этот раз оказались фальшивыми. А денег у Коли не было.
Мы ждали три месяца. Всё это время Коля продолжал ставить свои алхимические опыты или как это правильнее назвать - словом, по-прежнему стояла вонь, булькали цветные жидкости в колбах, а на полу появлялись всё новые пятна ядовитых оттенков. Через три месяца мы с мужем сказали Коле, что надо платить или освобождать помещение.
Разговор происходил на кухне.
- Ну нет у меня денег, и идти мне некуда! - с наглостью отчаяния кричал Коля. Он так махал руками... что уронил сосуд с розой, тот разбился, жёлто-чёрный порошок рассыпался, а роза отлетела в дальний угол. Это стало последней каплей.
- Завтра же утром чтобы вас тут не было! - прошипела я. - И уберите всё за собой, весь тот свинарник, который устроили в своей комнате! И тут - все осколки эти ваши!
Коля убежал к себе в комнату и хлопнул дверью.
Среди ночи я встала выпить воды и увидела, что осколки и роза так и валяются на полу. Решила, что утром заставлю-таки Колю всё это убрать, и пошла спать дальше.
На утро я первым делом отправилась на кухню и застыла в дверях.
Жёлто-чёрного порошка на полу не было. Во всех тех местах, где он был рассыпан, теперь цвели великолепные розы. Они росли прямо из линолеума, из ножек деревянного стола, из спинки стула... В кухне стояло благоухание. Я попятилась... и наткнулась на Колю, стоявшего за моей спиной.
- Я сам не ожидал, - тихо сказал он.
Пришёл муж и тоже застыл в дверях. Повисло долгое молчание.
- Вам что, действительно некуда идти? - спросила я наконец Колю.
Коля вздохнул, махнул рукой и рассказал нам всю правду, которую скрывал от нас - всё, как есть.
В НИИ, где он работал, стали задерживать зарплату. И не на пару дней, а на месяцы. Золото, которое он давал нам в качестве оплаты за комнату, алхимик Коля изготавливал сам, но у него каким-то образом кончился исходный материал, а денег на приобретение нового не было (он даже не потрудился сделать какие-либо сбережения!), и потому золото стало получаться фальшивым. Словом, Коля крепко сел на мель.
- Ладно, живите пока у нас, - сказал муж.
- А сколько я могу у вас пожить? - робко спросил Коля. - Я как раз ищу другую работу...
Мы посмотрели друг на друга, потом на розовый сад, в который превратилась наша кухня...
- Так сколько могу у вас пожить? - снова спросил Коля.
- Да хоть вечно, - неожиданно хором ответили мы.
- Спасибо, - выдохнул Коля.
Через полчаса мы пили чай в колиной комнате (на кухне всё за ночь так заросло розами, что чаёвничать там было решительно невозможно) и рассуждали о том, как мы будем дальше.
- Тебе что вообще для золота нужно? - отхлёбывая чай с мятой, спрашивал мой муж у алхимика. Мы не заметили, как впервые за столько месяцев перешли на ты.
- Да ничего такого особенного, но денег нет и на это, - отвечал Коля. - Впрочем, если купишь, я тебе буду признателен... Записывай...
- Диктуй, - сказал муж, взяв с тумбочки блокнот и ручку.
...И тут - на самом интересном месте - наша история заканчивается. Восходит третья луна, рушится в море стена... Море, шуми... И так далее, и так далее...
Но нужно ещё, пожалуй, добавить, что даже если вся история произошла на самом деле, это совершенно не мешает ей быть притчей и иносказанием… как, впрочем, и всякой другой алхимической сказке.