Облачный столп, часть 1

Nov 22, 2012 09:02


Окончание операции "Облачный столп" вызвало негодование среди практически всех моих френдов в сети, как в Фейсбук, так и в Живой журнале. Это справедливо, но я хотел бы прокомментировать несколько моментов. То, что я пишу, это не wishful thinking. Это и не мои пожелания, бо, честно говоря, я бы хотел видеть вместо сектора Газа огромную парковку. Это именно то, что происходит и как происходит не только в нашей политической системе, но и нашем регионе. Как не дерись, но геополитика и внутренняя политика в нашем случае очень тесно связаны.

Итак, запись номер один.

Кто выиграл от всего этого?
  1. Нафтали Беннет. На фоне общего недовольства действиями правительства, молодой лидер партии "Еврейский дом" в эти дни на коне. Он умен, выдержан, его репутация ничем не подмочена. Он - бывший спецназовец, сколотивший огромное состояние в сфере хай-тека. Он носит кипу, но живет в Раанане, и его жена - светская. Он хочет объединить религиозных и светских. Чем не мечта любого израильтянина из правого лагеря?
  2. ХАМАС. Теперь он - сила, признанная де-факто Западом. Теперь ни у кого нет сомнений, что именно он правит и будет править сектором Газа, что Хамастан - это не только термин, но и реалии этого чертового клочка земли. Именно к руководителям  ХАМАСа приезжали в гости премьеры Египта и Турции, глава ЛАГ и прочие арабские/мусульманские  бонзы. Сегодня уже понятно, что ХАМАС правит сектором, и Абу-Мазен менее релевантен, чем когда либо. ХАМАС добился открытия КПП, ставил условия в ходе переговоров о прекращении огня, показал, что может и по Тель-Авиву пульнуть, если что.
  3. Мухаммед Мурси. Египетский президент дал всем понять, от Обамы и до Нетаниягу, что он - главная региональная сила, что он держит ХАМАС за причинное место, и может спустить своего "цепного пса", если понадобится. Более того, для того, чтобы успокоить "собачку", надо ехать на поклон в Египет. С одной стороны - исламист, с другой стороны - прагматичный политик, командующий одной из 10 самых больших армий в мире. Напомню - в его стране более 80 млн человек, большинству есть нечего, исламисты грозят снести пирамиды и Сфинкса, заодно требуя напасть на Израиль и уничтожить туристическую отрасль. Показав себя сильным лидером в ходе операции "Облачный столп", он намерен использовать этот кредит доверия для того, чтобы навести порядок в Египте.


Кто проиграл от всего этого?
  1. Биньямин Нетаниягу. Из этой операции он мог выйти победителем лишь в одном случае - если бы сектор Газа был залит кровью, мировая общественность возмущалась , лидеры ХАМАСа и Исламского джихада гибли один за другим, Обамы и Эштоны обрывали телефон, а он, и в ус не дуя, продолжал бы утюжить сектор Газа, плюнув на все. Но он - премьер, и он уже не может толкать те речи, которые позволял себе, будучи простым депутатом. Он не может говорить о свержении ХАМАСа, потому что понятно - это mission impossible. Люди не чувствуют себя защищенными, люди чувствуют себя обманутыми, но другого и быть не могло. Он проиграл еще и потому, что многострадальные жители юга готовы терпеть и дальше. Они умоляют его "вдарить" по сектору, они говорят: мы готовы сидеть в бомбоубежищах и дальше, только разберись с ними. У Нетаниягу был карт-бланш на войну, он мог ввести войска в Газу, его поддерживал даже левый лагерь, никто не укорял бы его в случае гибели солдат, но он "профукал" свой шанс.
  2. Авигдор Либерман. С одной стороны, МИД сработал блестяще. Во всем, что касается разъяснительной работы, Израиль выглядел в десятки раз лучше, чем во время "Литого свинца". Но от него ожидалось большего. В глазах большинства русскоязычных в Израиле он (и только он) - сильная личность, настоящий лидер. Именно он не боится ни черта ни Б-га (ни Обамы с "Гаарец" вкупе), разнесет к чертям собачьим всех врагов наших, а главное - станет подспорьем слабохарактерному Нетаниягу. В ходе операции Либерман доказал, что он прагматик, что он серьезно настроен стать следующим премьером. Но в глазах своего основного электората он проиграл.
  3. Махмуд Аббас (Абу-Мазен). Кроме радикальных левых, читающие мантру о том, что следует немедленно подписать с ним мирный договор и признать независимость Палестины, всем стало понятно - он никто и звать его никак. Он с трудом контролирует Иудею и Самарию, и власть его, откровенно говоря, держится на израильских штыках. Зачем говорить с Абу-Мазеном, если на его территории и так спокойно (благодаря израильской армии, пограничникам, спецслужбам), а реальная и альтернативная сила растет на юге? Зачем признавать Палестинское государство, если оно не будет иметь никакого влияния на воинственный и дикий анклав? Да и территории уступать нет смысла, разумеется.
  4. Жители юга Израиля. Тут всем всё понятно. Они будут продолжать жить под сенью сирен, падений ракет, но масс-медиа, как и подавляющее большинство граждан Израиля, о них забудут примерно через 10 дней. Жители центра вернутся к своим бытовым проблемам, большая часть страны вновь примется обсуждать то или иное ток-шоу, а они будут тянуть лямку и дальше.


Надеюсь, что вторую часть смогу написать в ближайшие дни.

Израильские реалии, размышления, наша политика, геополитика

Previous post Next post
Up