Уничтожение труда

Jun 23, 2010 12:56


Продукт труда может быть безусловно и условно необходимым.
Идея Маркса и Энгельса об уничтожении труда строится на неизменности человеческих потребностей при бесконечном росте производительности труда. Понятно, что это, в определенных услвиях, должно приводить к уменьшению количества труда, необходимого для удовлетворения неизменных потребностей.
На ( Read more... )

эксплуатация, экономические системы, теория, труд и уничтожение труда, марксизм

Leave a comment

Comments 32

fumiripits June 23 2010, 11:10:10 UTC
Гм, идея о неизменности потребностей накладывает довольно сильные ограничения на человеческие цели. Например, на кол-во населения (и кол-во любых энергопотребляющих машин, также), темпы роста которых должны контролироваться, а не диктоваться внешним фактором. Либо же, не должно быть роста вообще. Но в последнем случае, возникает задача удержания кол-ва населения на некотором стабильном уровне длительное время. Стоит допустить маленький регресс, и деградации в конце концов не избежать.
Кстати, а как можно избежать появления статусного давления на членов общества? Ведь потребление условно полезных продуктов связано именно с ними, в большой степени.

Reply

aristarh2008 June 24 2010, 10:13:53 UTC
Вы правильно ставите вопрос. Борьба за статус действительно имеет место, но способов обозначить статус может быть много. Сейчас - это материальные возможности (дорогая машина, дорогие украшения, собственная яхта и т. п. , которые ничем не лучше недорогой машины, недорогих украшений и не собственной яхты, а путешествия на круизном лайнере, но именно потребность обозначить статус заставляет людей вкладывать средства в статусобозначающую собственность).
Но есть и другие способы. Например - ученая степень, медаль чемпиона, золотая звезда героя, диплом лауреата, погоны генерала и т. п. Это вопрос психологии.
Нужно давать людям возможности себя проявить и, если они сумели себя проявить, то обозначить их достижения.

Reply


(The comment has been removed)

aristarh2008 June 24 2010, 10:20:15 UTC
Верно, у людей есть естественная потребность в труде и общественно полезной деятельности. Но она недостаточно велика, чтобы при нынешнем уровне развития производительных сил и несовершенстве производственных отношений обеспечить изобилие и удовлетворить потребительские потребности.
Однако наука делает все новые прорывы, которые все ближе продвигают цивилизацию к такому уровню развития производительных сил, что уже достаточно станет только того труда, который является естественной потребностью человека.
Придет время, когда мы будем участвовать в конкурсах на право получить работу, за которую никто не будет платить, и будем стремиться получить эту работу только ради получения радости процесса продуктивного труда, либо радости достижения высокой цели посдерсотвом этого труда.

Reply


akabash June 24 2010, 13:30:01 UTC
"Неизменность человеческих потребностей" - это, пожалуй, сказано слишком сильно. У Маркса вряд ли есть столь определённое высказывание. Естественней предположить, что потребности будут безгранично возрастать. Потребность в личном коллайдере, если человек занимается ядерной физикой - почему бы и нет?
Другое дело, что та или иная степень регламентации (и даже унификации) потребления, облегчит переход к пост-товарному производству - через сокращение рабочего времени. На этот рычаг придётся нажимать, но не слишком сильно.
Если экономика советского типа - необходимый промежуточный этап, то политика правящей партии, направленная на сворачивание товарно-денежных отношений через регламентацию потребления запросто может столкнуться с сопротивлением широких народных. Здесь потребуется гибкость, способность к диалогу, выработке консенсуса... см. горби-лексикон.

Reply

aristarh2008 June 25 2010, 05:14:40 UTC
В СССР были две системы потребления, которые функционировали на основе общедоступного изобилия. Это система образования и система здравоохранения. Обе были бесплатны, обе были общедоступны и количество потребленного из этих систем зависело только от желания и необходимости. Лечился тот, кто болел, а учился тот, кто хотел ( ... )

Reply

akabash June 25 2010, 11:20:16 UTC
Мне, по-видимому, следовало бы сказать не "регламентация потребления", а "регламентация ассортимента производимого" или как-то так, то есть центральная власть определяет, что производить, а что нет (производится только "безусловно необходимое"), и это решение имеет политический характер. То есть, взяв для примера ваш список: принято решение, что кока-кола из общественно-значимых сырьевых ресурсов производиться не будет, а компьютерные игры - будут, поскольку относятся к "безусловно необходимым". Любители кока-колы будут недовольны, но закон есть закон. Пусть формируют партию, борются за голоса в парламенте ( ... )

Reply

aristarh2008 June 25 2010, 18:33:51 UTC
Да, тут есть над чем подумать. А может быть еще при капитализме рабочее и коммунистическое движение долджно выступить с требованиями создания бесплатных фондов общественного потребления, в которые входили бы безусловно необходимые товары и услуги?

Reply


tantum_est June 25 2010, 00:54:59 UTC
- А кто там будет нужники выгребать?
- Вот и весь вопрос.
Или же снова по очереди?

Reply

aristarh2008 June 25 2010, 05:23:01 UTC
А почему, собственно, нет? Если нужник в жилище, то и теперь его выгребает обычно тот, кто в этом жилище живет. А по месту работы действительно по очереди, или по жребию. Плюс тут в том, что профессор, которому не нужно чистить нужники и не думает о том, как построить такой нужник, который не нужно чистить. А вот если ему самому придется это делать хотябы раз в месяц, он задумается и возможно придумает чтото такое, что чистит себя само.
Я видел такой в Германии. Все автоматически, даже чтото вроде уборки после каждого посетителя.

Reply

tantum_est June 25 2010, 05:26:27 UTC
Не дай-то боже, сломается)

Reply

aristarh2008 June 25 2010, 05:48:09 UTC
Ну так и лифты ломаются, и самолеты падают, и канализация забивается.

Reply


yahaha June 26 2010, 12:40:42 UTC
Вообще, ваши примеры не совсем правильны. Кока-кола, по сути, - вода. Которая является безусловно (биологически) необходимой человеку. Равно как квас, лимонад, чай, кофе и прочие напитки.

Телесериалы бывают разные - бразильские "мыльные оперы" или, например, 12-серийный Штирлиц. Или даже 4-серийный Жеглов (тоже вроде сериал - 4 серии ведь).

Компьютерные игры тоже различаются. Вот профессиональный авиасимулятор - тоже, по сути, игра. Но реально помогает готовить лётчиков. Всякие логические игры - тоже полезные штуки.

Reply

aristarh2008 June 27 2010, 19:17:32 UTC
Кока кола не обычная, а отравленая вода с добавками вызвающими привыкание к этому напитку.
Кофе не пьют ради утоления жажды и восполнения жидкости в организме. Кофе пьют ради возбуждения вызываемого кофеином.
Когда речь о сериалах, то того же Штирлица и Жиглова можно уместить в фильм показываемый за один раз.
Вред сериалов в том, что они тоже вызвают привыкание. Их смотрят не потому, что они высокохудожественны, а потому, что естественное любопытство заставляет людей каждый день садиться к телеящику, чтобы узнать, что будет дальше. А потом появляется привыкание. В некоторых случаях люди начинают воспринимать события сериала, как часть собственной жизни и это не удивительно, ведь они смотрят их годами.
Авиастимулятор хорош, если он помогает обучению реальному пилотированию самолета. А если такой цели не ставится, а речь идет о бессмысленом времяпрепровождении, то он безусловно вреден.

Reply

yahaha June 27 2010, 20:43:28 UTC
Кока-кола, она разная. Когда-то давным-давно её делали из листьев коки, а сейчас - это абсолютная химия. Насчёт привыкания - я, например, люблю зелёный чай и не вижу ничего плохого в любимых напитках. Да, кофе пьют ради возбуждения (кофеин). А вот чёрный час с мёдом пьют ради успокоения. Короче, всё от целей зависит.

Сериалы смотрят всякие пенсионеры, которые сидят дома одни, и им нечего делать (заметьте, что сериалы ставят на дневное время, когда дети в школе, а работающие на работе). Чаще всего даже не смотрят, а просто включают "для фона".

Reply

aristarh2008 July 10 2010, 20:42:13 UTC
Тут главное, чтобы система делала продукт доступным, но не принимала специальных мер, стимулирующих потребление.
Если продукт не продается, а предоставляется, то в системе отсутствует заинтересованность предоставить его в как можно больших количествах. Потребление становится категорией права, а права предоставляют, но не стимулируют их реализацию.
В такой системе вместо рекламы будет описание свойств продукта. Естественно, что в такой системе кока кола не выдержит соперничества с зеленым чаем.
Тоже с сериалами. Они являются дешевой заменой более интересным, но и более дорогим занятиям.
Возможность посещать клуб с оздоровительной гимнастикой, бассейном, встречами с интересными людьми, экскурсиями, общением, кружками по интересам сделает сериалы невостребованными.
Вообще должна измениться функция жилища. Это должно стать местом, где человек только спит и общается с близкими в интимной обстановке. Вся остальная жизнь должна проходить в обществе.

Reply


Leave a comment

Up