Я хочу планирование. Я хочу экономическое планирование. Как единственный разумный выход, как единственную силу, противостоящую хаосу и энтропии, неумолимо наступающей со всех сторон и пожирающей любые стройно организованные системы. Кому, с какого перепою могла прийти в голову идея, что пустить все на самотек, отстраниться, убрать все законы и дать экономике "самой регулировать себя" может привести к чему-то хорошему? Любому мыслящему человеку ясно, что порядок требует вложения сил, что из груды кирпичей дом сам собой никогда не соберется, и что организация деятельности даже крошечной группы из 5 человек (если, конечно, вы хотите, чтобы они у вас работали) требует неустанного планирования?
Фортуна, сказал Луи Пастер, благоволит подготовленому. Отсутствие планирования разрушает жизнь.
Ну это я так.
Ученые - не самые счастливые люди на свете, а их профессия, которая становится все более и более популярной и распространенной, хотя и приносит немалое удовлетворение и, безусловно, куда лучше значительной части сервисных работ, не является немедленной путевкой в страну богатства и благополучия. Растет количество ученых - растет конкуренция за рабочее место, а вместе с нею растет стресс, страхи за свое будущее, а также падает заработная плата и желание думать о чем-нибудь, кроме получения денег. В США, например, согласно DPE Analyses, за период с 1991 по 2001 год количество ученых выросло на 93%. Но это еще не все. Есть интересный и непредвиденный нюанс. Количество женщин, занятых в науке, за примерно тот же период (с 95 по 2001) выросло на 41%. Это-то и породило ту интересную ситуацию, о которой мне так хочется здесь поведать.
Дело в том, что ученые-женщины, как правило, (или довольно часто) выходят замуж за ученых-мужчин. Так-то оно все ничего, две головы, как известно, лучше. Однако в результате получается, что два специалиста оказываются в ситуации, когда им надо искать редкую работу по редкой специальности на одной и той же территории одновременно. Что же выходит? Выходит так называемая ситуация "пары с двойной карьерой" (dual-career couple). И тут-то и начинается самое интересное.
Из одного исследования(1998), посвященного физикам, стало ясно, что 43% замужних женщин-физиков находятся замужем за другими физиками. Плотность рабочих мест для ученых-физиков черзвычайно низка в любое конкретное время в большинстве мест мира, и как правило, если где-то образуется вакантная должность, она образуется там в единственном числе. Это означает, что поиск работы в таких случаях оказывает огромное влияние на карьерный рост, семейную жизнь и профессиональную деятельность такой пары физиков. Эта задача двух тел также представляет проблему и для университетов, так как увеличение количества браков между физиками повышает вероятность того, что у любого потенциального кандидата на должность будет иметься супруг-физик, также ищущий работу в данном регионе, и безуспешные поиски таковой могут закончиться отказом от уже предложенной должности, прерыванием контракта через несколько месяцев или, упаси боже, семейными проблемами, депрессией и двумя несчастными физиками. В довершение всех бед один из упомянутых физиков может принять решение вовсе прекратить заниматься научной деятельностью, что будет представлять потерю единицы рабочей силы в этой профессии.
Здесь надо заметить, что проблема двойной карьеры оказывает влияние в основном на женщин - отчасти потому, что, в сравнении с 43% женщин, только 6% женатых мужчин-физиков женаты на физиках, а отчасти потому, что в настоящее время в земной культуре женщина все еще занимает низшее по сравнению с мужчиной место, когда дело касается карьеры и общества. Важно также и то, что чаще встречаются пары, в которых мужчина старше и/или находится на более высокой ступени карьерной лестницы, и поиск работы поэтому основывается на его нуждах (так как найти работу более высокого уровня сложнее), а нужды женщины рассматриваются как второстепенные - это приводит к менее удачной или вовсе неудачной карьере для женщины. Кроме того, даже если оба партнера находятся на одной и той же ступени, при поиске работы они, как правило, договариваются, от чьей работы они будут "плясать" при поиске, и роль лидера в силу традиционного уклада достается мужчине, в каковом случае женщина испытывает больше стресса, будучи вынужденной искать подходящую занятость там, где нужной должности уже нет. Ситуация дополняется тем, что многие учреждения отказываются замечать наличие супруга/супруги у их потенциальных кандидатов, а некоторые даже ухудшают и без того печальное положение дел своими действиями (и комментариями). Все вышеперечисленное мешает увеличению в науке доли женщин-физиков, которая и так едва достигает 6%.
Вопрос номер 16 в исследовании: "Когда вы последний раз искали работу, пришлось ли вам или вашему партнеру взять более низкую в профессиональном смысле должность, работать не по специальности или же остаться вообще без работы?" Так как 60% ответов на этот вопрос были "да", то можно видеть, что значительная часть ответивших была вынуждена сделать шаг назад в своей карьере или оставить физику вообще. Большинство ответивших были женщины, что подтвердило положение о неравенстве.
Учреждения имеют тенденцию чаще отказывать женщинам еще и потому, что они (нанимающие люди) думают, что для пары физиков по определению важнее найм мужчины, чем женщины. О том, на что это похоже, говорят ответы на открытые вопросы в исследовании:
--"Глава департмента позвонил мне домой, чтобы задать несколько вопросов о моем семейном положении. Он сказал, что знает, что такие вопросы нелегальны, но что он собирается задавать их в любом случае, хотя я могу и не отвечать. Когда он узнал, что я замужем за физиком, он сказал, что мой муж не найдет себе работу в этом городе. Неделей позже я позвонила им и узнала, что мне отказано в должности."
--"В нескольких местах меня спросили, буду ли я рассматривать предложение в случае, если мой муж не сможет найти работу в их районе. Мужу таких вопросов ни разу не задавали."
Наниматели также любят выносить свои собственные суждения о том, как, по их мнению, поступит пара, даже не посоветовавшись с ней.
--"Мне было сказано, что они решили сразу отклонить мое резюме, потому что "подумали", что я "и так" не возьму эту работу, потому что мой муж не собирается переезжать".
--"Я уже была на стадии интервью, когда мне отказали, сообщив, что они знают, что мой муж не нашел себе хорошей работы поблизости и поэтому я "все равно" не возьму эту должность".
Многие респонденты в исследовании сообщили, что просили учреждения, нанимающие одного из супругов, помочь в поиске работы для партнера. Часто такие просьбы бывают встречены с удивлением, как будто пара супругов-ученых - это какая-то странная неожиданность. Кроме того, женщина-физик частенько рассматривается учреждениями как менее квалифицированный работник независимо от ее реальных достижений и наград.
--"Они предположили, что, так как я женщина, я удовлетворюсь и более мелкой работой. Я и мой муж имеем одинаковые дипломы из одного и того университета, с похожей темой исследования, однако ему была предложена должность профессора-ассистента, в то время как мне - пост-док."
--"Они сказали, что я могу подумать о том, чтобы отказаться от карьеры".
--"Один сказал, что искать две хороших работы - плохая стратегия, и что всегда лучше, если один член семьи находит хорошую работу, а другой перестает работать".
Если же учреждение все-таки предлагает работу двум физикам, то часто одна из должностей бывает постоянной, в то время как вторая - парт-тайм. Результаты опроса и статистика APS говорит о том, что низшая должность чаще достается партнеру-женщине. В таких случаях обычно обещается, что должность со временем станет постоянной, однако в будущем этого не происходит, так как женщину начинают считать "пленницей".
--"Когда я вызвалась преподавать летние классы в ответ на е-мэйл нашего департмента о том, не хочет ли кто-нибудь поработать летом, моя начальница вызвала меня в кабинет - я думала, на интервью. Однако она сказала, что вызвала меня с тем, чтобы извиниться за то, что не сдержит свое обещание дать мне преподавать "высшим" классам. Что же касается летних уроков, она сообщила, что мне не стоит на них надеяться, так как университет, по ее словам, считает мой ранг "ниже, чем студента Ph.D.". "Летние классы предлагаются сначала постоянным профессорам, затем непостоянным, затем студентам, и затем..."
Картина была бы неполной без упоминания некоторых комментариев, отпускаемых руководителями уважаемых учреждений, настолько бестактных, что сложно поверить, что они не принадлежат к ушедшей эпохе нашего общества.
--"Один профессор предложил моему мужу на интервью, что, чтобы решить проблему двойной карьеры, следует развестись со мной"
--"..сказал, что супруга кандидата вообще должна сидеть дома".
--"Один из них сказал, что я должна быть готова выполнять бесплатную научную работу, потому что платить за содержание семьи будет мой муж".
--"Мне сказали, что я легко смогу найти себе лабораторию, если буду достаточно гибкой и не стану просить заработную плату; если же мне так уж хочется, чтобы мне платили, я могу попреподавать введение в математику"
--"Когда моя жена попросила прибавку к зарплате, ей сказали, что она ей не нужна, потому что они платят полную зарплату ее мужу"
Результат, который мы, как общество, имеем с сей печальной действительности - это то, что такие редкие и ценные работники, как ученые (особенно физики), предоставлены сами себе и вынуждены полжизни заниматься решением своих семейных, карьерных и денежных проблем. Планирование распределения должностей на государственном уровне могло бы решить эти вопросы и сделать жизнь многих людей счастливее, свободнее и полнее, оказало бы позитивное влияние на распространение равноправия полов и освободило бы время и эмоции ученых для того, чтобы направить их на решение научных, а не житейских проблем. Но, ясен пень, плановая экономика и США несовместимы, как бегемот и балерина, и поэтому некоторые более сознательные граждане там решают эту проблему своими силами. Это интересно, я расскажу. В учреждениях там появилось понятие "сдельная должность", когда двух человек нанимают на одно и то же место. Обязанности по работе распределяются пополам, и платится одна зарплата на двоих. Плюсы: зарплаты ученого высокой квалификации все равно хватает на содержание семьи, с карьерной точки зрения оба двигаются вверх, а работают - вполовину меньше, с доступом к лаборатории в любое время. Идеально для тех, кто хочет посвятить свободное время собственным научным разработкам или для тех, кому хотелось бы побольше времени проводить со своими детьми. Минусы: имеется тенденция со стороны самих работающих работать больше, чем было согласовано по контракту, а со стороны руководства - чисто рефлекторно - ожидать от двоих людей работы в том же количестве, что и в обычной ситуации, тоже невзирая на контракт. Однако такие трудности могут быть преодолены. Иногда раздельные должности со временем эволюционируют в две раздельных полных занятости, и все счастливы. Единственная проблема - таких случаев еще очень и очень мало, и сложно сказать, будет ли их когда-нибудь достаточно. Хотя идея, безусловно, интересная.