Исус Христос - человек, наставлениям Которого надлежит следовать, но Которому не следует поклоняться - одно из основных положений Арианской Католической Церкви.
Исус Христос не равен Отцу в своей божественности. "Сын Божий" - наименование, относящееся к тому, кто расценивается как достойный служить Богу как Его Сын. Как человек, Исус был цаддиком, ортодоксальным иудеем, сыном Йосефа и Марйам (Иосифа и Марии), "родившимся от семени Давидова по плоти" (Рим. 1:3), но в духовном плане он был Сыном Божиим - в своём первом, духовном рождении он был Высшим Духом, подобном Архангелу ("Ангел Великого Совета", согласно греческому тексту книги пророка Исаии), который на заре творения был создан Богом и поставлен "выше всех ангелов". В своей земной жизни, в своих наставлениях и проповедях он проявлял себя как человек, наставлениям которого надлежит беспрекословно следовать, но которому, тем не менее, не следует поклоняться.
Однако что следует понимать под "ангелом"? Здесь многое проясняют рассуждения Григория Великого, папы Римского, который в своей 34-й гомилии на Евангелие пишет:
"Надлежит знать, что наименование ангелов указывает на их функцию, но не на их природу. Ибо сии святые духи небесного отечества суть всегда духи, но не всегда они могут называться ангелами, ибо только тогда они ангелы, когда через них передается какое-либо сообщение, сообразно словам Псалмопевца: "Ты творишь Ангелами твоими духов" (Пс. 103:4). <...> Те, кто сообщает малое, называются ангелами; те же, кто возвещает очень важное, называются архангелами. Таким образом, тот, кто был послан к Марии Деве, является не абы каким ангелом, но Архангелом Гавриилом (Лк. 1:26). Для этого служения был бы достоин лишь Высший Ангел, который и возвестил наивысшее из всех [известий]" (Cf.: Greg. Magn. Hom XXXIV, 8: Sciendum quoque quod angelorum vocabulum, nomen est officii, non naturae. Nam sancti illi coelestis patriae spiritus semper quidem sunt spiritus, sed semper vocari angeli nequaquam possunt, quia tunc solum sunt angeli, cum per eos aliqua nuntiantur; unde et per Psalmistam dicitur: Qui facit angelos suos spiritus (Psal. 103.4). <...> Hinc est enim quod ad MAriam virginem non quilibet angelus, sed Gabriel archangelus, mittitur (Luc. 1:26). Ad hoc quippe ministerium summum angelum venire dignum fuerat, qui summum omnium nuntiabat).
В данном случае Григорий Великий делает прямую отсылку на фрагмент Евангелия от Луки, в котором описывается так называемое Благовещение Деве Марии. Приведём полностью этот отрывок (Лк. 1:26-38):
“1:26 В шестой же месяц [беременности Елисаветы] послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Исус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Дfвида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?". Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Неё Ангел"
Следует, однако, отметить, что даже автор Евангелия от Луки допускает некоторую неопределенность, описывая то, каким образом Мария должна забеременеть. Однако, несмотря на отсутствие чётких характеристик, этот фрагмент прежде всего свидетельствует о том, что Дух Христов должен, осенив чрево Марии, войти в Её нерожденного ребёнка ещё до того, как человек Исус будет зачат (весьма показательной в связи с этим является реплика Самой Марии, Которая говорит, что Она мужа не знает, но из контекста видно, что Она не знала мужа именно на тот момент, когда к Ней явился Архангел Гавриил).
Исус Христос, человек, распятый на кресте при Понтии Пилате, не был Тем же Самым Существом, что Создало мир и человека. Исус Христос, Святой Дух и Бог не являются частью единой Троицы или Триады, но представляют собой различные Существа. Бог есть средоточие всех молитв, и Исус Христос Сам учил всех нас не поклоняться Ему, но поклоняться Богу.
Современное Арианское Католическое Христианство утверждает, что Христос был
Ἀνόμοιος, иначе говоря, учит о радикальном не-подобии Христа, Сына Божиего, Богу Отцу (в духе епископа Евномия Кизического, IV в.), поскольку Христос был сотворён и в силу этого не является подобным Богу Отцу по природе, поскольку у Творца и творения (пусть и самого совершенного) должна быть разная природа, разная сущность. Как следствие, Арианская Католическая Церковь исповедует строгий монотеизм, и её вера не противоречит принципам логики и здравого смысла. АКЦ пытается выразить на современном, понятном большинству людей языке те принципы, которым Христос сам учил людей. Свои позиции АКЦ основывает на учении ранней Церкви, внимательно исследуя и оценивая то, что было добавлено чуждого этому учению, что было подвергнуто неверному и превратному толкованию. Следует принимать во внимание, что выраженный в Библии взгляд на мироздание соответствовал уровню миропонимания, характерного для людей того времени, и поэтому содержит много преувеличений, натяжек, мифов, а также понятий и терминов, значение которых не будет ясным вне учета их временнОго и культурного контекста. Также существует множество книг, которые не включены в так называемый "канонический" текст Священного Писания; в то же время некоторые Писания были созданы спустя десятилетия и столетия после событий, которые они описывали, и поэтому следует соблюдать осторожность, используя те или иные места в Библии в попытке обосновать те или иные стороны церковного учения. Детальный анализ текста Св. Писания показывает, что дял различных переписчиков были характерны свои особенности правописания, употребления грамматических форм и т.д.; что стиль самих авторов менялся в зависимости от их настроения и самочувствия (так, что даже иногда возможно восстановить время суток, когда был записан тот или иной отрывок), и поэтому несовершенство человеческой природы сказывается на характере Писания, и поэтому особенности менталитета (местами не самые позитивные), характерные для того времени, также оказали своё влияние на внутренний облик авторов Св. Писания. Исходя из этого, мы должны читать Библию с осторожностью и не истолковывать всё буквально, но понимать сказанное исходя из условий места и времени и по возможности для лучшего прояснения тех или иных терминов обращаться к сопредельным источникам, будь то апокрифические Евангелия или Деяния Апостолов, гностическая литература, данные талмудической традиции или сочинения языческих авторов. Из этого следует, что для АКЦ является предельно важным вся истина, которая представлена в апокрифических писаниях, без которых невозможно постичь истину евангельской керигмы во всей полноте.
Арианская Католическая Церковь ведёт свою апостольскую преемственность от Англиканской Церкви, в лоне которой в течение XVIII в. существовало мощное арианское движение, представленное именами Уильяма Уистона и Сэмюэля Кларка, учеников сэра Исаака Ньютона, и где поныне в числе епископата и клира обретаются люди, тайно сочувствующие унитарианским и строго монотеистическим доктринам. Именно такие епископы в количестве трёх человек рукоположили в архиерейский сан Брайана Маккензи-Хенсона, который был таким образом "отпущен в свободное плавание", и АКЦ продолжила своё самостоятельное существование. То, что АКЦ духовными узами связано с Англиканской Церковью, очень важно, учитывая давние христианские традиции в этом регионе, восходящие ещё к апостольским временам, о чём в первую очередь свидетельствует традиция о пребывании на территории Британии Св. Иосифа Аримафейского, который вместе со св. Симоном воздвиг первую христианскую церковь в Гластонбери. Один из первых церковных историков позднеантичной Британии, Гильда Премудрый, утверждает, что свет Христова учения воссиял на британской земле ещё в годы правления императора Тиберия. Точно так же можно вспомнить сказания о путешествии св. Апостола Андрея Первозванного, дошедшего, согласно легенде, до территории будущего Киева и даже до Новиетуна (т.е. Новгорода Великого). Впоследствии некоторые английские и ирландские монахи достигали пределов Новгорода; этот факт хорошо задокументирован в источниках. В связи с этим выглядит совершенно непонятной концепция "романоцентризма", стремящаяся представить Рим как центр мирового христианства начиная с древнейших времен; в действительности же Рим был всего лишь средоточием одной из христианских общин наряду с Иеросалимом, Дамаском, Ефесом и тем же Гластонбери. Арианская Католическая Церковь развилась из древней Церкви, будучи истинной вселенской Церковью с общинами по всему миру, будучи свободной от заблуждений как Римо-Католической Церкви, так и протестантизма и т.н. "восточных православных церквей"