Кинематограф. Неотменяемая война культов

Feb 06, 2017 14:07





Художник призван изображать не оригинал, но отношение к нему.
Пабло Пикассо
Иногда меня интересовал момент возникновения художественного кинематографа. Но никогда я не пытался, что называется, «докопаться до темы». Я понимал конечно, что с появлением технических возможностей возникают новые инструменты для того, чтобы человек мог нечто создать. Он может создавать с помощью них новые машины, различные устройства и так далее. Но являются ли все они предметами искусства? Некоторые - да. А в большинстве своем новые средства, изобретаемые или создаваемые человеком, являются элементами, расширяющими его возможности.

А что же кино? Если его рассматривать как некий продукт, произведенный человеком с помощью неких технических средств, ранее человеку недоступных, то несомненно кинематограф - тоже есть некое новое средство, расширяющее возможности человека. Какие же? Увидеть некий набор визуальных фактов, зафиксированных «движущейся фотографией», а также услышать звуковые факты?  Но это будет касаться лишь документальных фильмов, а также кинохроник. Тогда в чем же задача художественного кино, как средства расширения возможностей человека? Ведь недостаточно же только заснять в движении нечто происходящее и записать при этом звук.

А значит задача кинематографа как явления, не только и не столько в том, чтобы отобразить некие факты, сколько использовать их для создания некого предмета искусства под названием «художественное кино». Такое кино позволит зрителю нечто пережить и получить некий опыт. Преобразовать факты - в образы, феномены и даже знаки (символы) путем синтеза факта и вымысла - это казалось бы, парадоксальное соединение по сути двух антиподов - и есть искусство! Увидеть то, чего нет. Кинематограф может синтезировать в себе множество других видов искусства - фотографию и ее движение, текст, звук и наконец, мысленный или ассоциативный образ, который присущ театральному искусству.

Первые кадры «движущейся фотографии» демонстрировали надвигающийся на зрителя паровоз, а уже через несколько лет мы видим режиссеров, игру актеров, декорации, различные технические приемы и так далее... Фильм 1916 года режиссера Протазанова «Пиковая дама» кажется неким мостом не только от нехудожественного или «легкого» для понимания короткометражного кинематографа - к художественному и даже не легкомысленному. Да, этот фильм рассчитан на массового зрителя и на первый взгляд «читается» довольно легко. Однако, после просмотра он способен оставить «послевкусие» в виде размышлений, переживаний. Например, о том, что главный герой, Герман, показан как рациональный до «мозга костей» человек, немец... Он всю свою жизнь не позволял себе «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». В то же время автор произведения, А.С. Пушкин отмечает, что Герман «в душе игрок». А вот с чем именно он играет внутри своей души - это и есть главный посыл как самого автора повести, так и режиссера, осуществившего экранизацию произведения. Именно ощущение этой игры в душе Германа и составляет «мысленное послевкусие» от фильма. И именно в этом состоит не просто его художественность, а искусство, задача которого, дать человеку некий опыт и повод к размышлениям и переживаниям.
В душе Германа происходит игра с чем-то, что не содержится только в его душе. Игра происходит между рациональностью, не позволяющей «жертвовать необходимым» и иррациональностью, которая может жертвовать всем, идти ва-банк. Согласитесь, оба эти качества присущи каждому человеку, но каждый человек «играет» с ними по-своему. Герман же доигрался до того, что почти задушенная им собственная иррациональность вырвалась на свободу так, как разъяренный зверь вырывается из клетки. Стоит заметить, что Александр Сергеевич написал это произведение за сто лет до оформления нацизма в Германии.

В результате появления таких кинолент, человек открыл новый вид искусства, который преемственен сразу многим другим - от наскальных знаков и символов, до живописи, театра и музыки.  Ведь что музыка, что рисунок, что литература и тем более театр - везде присутствует задача передать некий опыт: выразить его в образах и символах, метафорах. Это мысле-чувственный опыт. То есть, ментальный, а в пределе - метафизический.

И тут хочется вообразить некую «кинематографическую линейку». В самом ее начале будет расположена кинохроника. Далее следует документальное кино, в котором уже возможно применение различных художественных элементов. Далее по «линейке» можно разместить художественное кино развлекательного характера, то есть, для массового зрителя. Его еще называют коммерческим. Вслед за ним можно разместить не развлекательное художественное кино, часто именуемое как «некоммерческое» или «авторское». Среди него можно выделить фильмы с элементами мистериальности, унаследованными театром от древних мистерий, где отправлялись различные культы.

Я думаю, что эта способность к мистериальности наделяет кинематограф ничем иным, как способностью не только воспроизводить отдельные элементы культа, но и создавать культы, что согласитесь, очень неслабо. Это свойство кино может быть использовано (и активно используется) по-разному, то есть во благо или во зло. А значит кинематограф - это огромная территория битвы добра и зла, гуманизма и антигуманизма, жизни и смерти, человека и античеловека. Задача каждой из сторон - вытеснить другую с территории. И мы видим эту войну. Отказ от участия в ней будет означать капитуляцию и неминуемое поражение, а затем уничтожение. А значит от этой войны нельзя ни отказаться, ни отменить ее. В ней необходимо побеждать.

Отзыв №2: "Отец Сергий"

кинематограф, культ, искусство, культура, метафизическая война

Previous post Next post
Up