"Интеллигенция" звучит МАКСИМально ГОРЬКо

Aug 14, 2012 14:51

Нарез про «... не мозг нации», - в продолжение поста "Свалить нельзя остаться"

"Я ни с кем и ни с чем не связан, - напомнил он себе. - Действительность мне враждебна. Я хожу над нею, как по канату".
Сравнение себя с канатоходцем было и неожиданно и обидно.
"Жалеть - нечего", - полувопросительно повторил он, рассматривая свои мысли как бы издали, со стороны и глазами какой-то новой мысли, не оформленной словом. И то, что за всеми его старыми мыслями живет и наблюдает еще одна, хотя и неясная, но, может быть, самая сильная, возбудило в Самгине приятное сознание своей сложности, оригинальности, ощущение своего внутреннего богатства. Стоя среди комнаты, он курил, смотрел под ноги себе, в розоватое пятно света, и вдруг вспомнил восточную притчу о человеке, который, сидя под солнцем на скрещении двух дорог, горько плакал, а когда прохожий спросил: о чем он льет слезы? - ответил: "От меня скрылась моя тень, а только она знала, куда мне идти".
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Последнее время он все чаще замечал, что почти каждая его мысль имеет свою тень, свое эхо, но и та и другое как будто враждебны ему. Так случилось и в этот раз.
"Думать о мыслях легче и проще, чем о фактах".
Эта неприятная поправка требовала объяснения, - Самгин тотчас нашел его:
"Таково свойство интеллигенции вообще. Вернее - это качество интеллекта... не омраченного, не подавленного впечатлениями бытия".
А. Горький. Жизнь Клима Самгина (Часть 3).

«И скучно и грустно, и некому руку подать...» (инфо.повод):


10:07 / 10.08.12
Елена Шахновская
Как я стала русской интеллигенцией

» » » Под все эти супы-пюре из лисичек и горячий белый шоколад с ромом велись извечные русские разговоры - уезжать, не уезжать, etc. - в тех же словах, с теми же чувствами, что и сто лет назад.
И я вдруг провалилась во временную воронку: вот они точно так же сидели за столиками - мы знаем их по именам, текстам, дневникам, воспоминаниям, школьным учебникам; неважно - и говорили все это. Они тоже ели яблочный пирог с черникой, и не могли перестать читать русскую прессу, и говорили с тяжелой иронией: что, если в Москве негде будет достать французской краски для губ?
Они щурились на веранде от солнца в своих светлых широкополых шляпах или без них; те, кто вошел в культуру, те, кто остался в третьем ряду и даже те, кто никуда не ходил и был просто случайным любовником или подружкой в рядах без номеров. Они пили вино, спорили, что-то записывали, вычеркивали, томились и ничего, совсем ничего не знали. » » »
Мне было неясно, где они берут свои волшебные хипстерские очки, годные для любых ситуаций - я, например, тоже работала вожатой, и помню другое. Подростков, принимавших слабительное на спор (а не рассуждавших со знанием дела о разнице российской и американской системы образования). Потухших женщин-вожатых, которые пили до рассвета дешевую водку, после чего искали работников склада на предмет любви. » » »
Уехав из Москвы - не эмиграция, так, репетиция - я вдруг поняла, что попалась. Под каждой тяжелой яблоней, на каждой веранде под луной с картины Куинджи, везде, где нет ничего неуместнее интернета, я читаю сводки с российских полей, колонки эти, хроники. Звездное небо над головой входит в абсолютное противоречие с делом о трех девицах, но скрыться некуда.
У меня не осталось никаких мнений - мы все думаем более-менее одно и то же - только обессиливающие чувство, что живешь в стране вечного дежавю. Мы - я никогда раньше не писала «мы» - снова проиграли закон, свободу, права, достоинство, справедливость, человечность. Мы, кажется, проиграли даже разум; такая земля, таков путь смирения...Читать целиком

Коммент (<<интеллигенция>> vs. интеллигенция):


Роман Носиков
Как стать интеллигентом


13 августа 2012

» » » дама сидит на дешёвом курорте в полувымершем государстве Литве, ест вкусное, вспоминает унылые школьные годы и поражение белоленточного восстания, зябко ругает вечную неисправимость Родины, думает о том, как дома плохо, читает российские сайты, радостно подтверждающие, что да, всё ещё хуже. И вдруг понимает: так люди и становятся российскими интеллигентами. А потом "уезжают, и им резко становится лучше".
Для начала отметим первую бросающуюся в глаза деталь - место превращения человека в интеллигента. Это, как нетрудно догадаться - комфортная, но дешевая Заграница » » »
И вот в этих декорациях вдруг происходит метанойя: внутри человека просыпается суть российской интеллигенции, которая самим человеком описывается как: «это чувство безысходной тоски и есть суть русской интеллигенции». » » »
На самом деле возникшая «безысходная тоска» и осознанная «страшная далёкость от народа» есть ничто иное, как разрушение эмоциональных связей <с> народом и Родиной. Этот момент, который героиня приняла за осознание собственной интеллигентности - есть ничто иное, как момент утраты национальной идентичности, придавленной и задушенной разговорами об отъезде и дешевыми VIP-ресторанами. Любовь, страсть к деяниям ушла под давлением желания комфортной среды и потребления. Отсюда и тоска - единственное чувство, доступное выпавшему из своего народа мещанину.
Вся эта картина настолько удручающа, что называть вещи своими именами мещанину совершенно не хочется, и приходится заниматься самозванством, набиваясь в друзья то Пушкину, то Курчатову.
Но нам их не жалко.
Наверно, точнее говорить о культурной и интеллектуальной элите, - в отличие от интеллигенции как побочного продукта мобилизационно-имперской модернизации России Петербургского периода. Интеллигенция, в этом смысле, разумеется, могла быть социальной средой, поставляющей материал для формирования этой элиты, но основным социальным и культурным источником всегда был народ.

Однако, в чём, безусловно, прав автор, даже при таком нашем уточнении, эти претендующие сегодня на самоидентификацию в качестве интеллигенции, фактически ни в каком смысле на таковую не тянут.
Поясним на примере следующего инфо.повода:


15:13, 10 августа 2012


«Эра озверения»
Я не знаю, что видите вы в современности, какую тенденцию, но вот что пророчествую я, основываясь на тех крупицах будущего, которые уже живут с нами.
» » » Россия, как всегда, запаздывает по отношению к мировой тенденции. В то время как в европейских странах все больше виден запрос на жесткие режимы, российская интеллигенция живет еще в другой фазе истории, у нее еще запрос на демократию, которой она, по сути дела, не успела вкусить. К сожалению, я уверен, что исторически ее стремление к демократии обречено. Режим Тандема непременно падет, однако на смену ему придет очень честный, аскетичный и жесткий режим, вероятнее всего, он по историческим причинам будет не мононациональным, как будет в европейских странах обязательно.
Источник: Блог Эдуарда Лимонова

все новости

Дело в том, что интеллигенция, в вышеозначенном смысле, есть соц.среда, у которой присутствовала какая-то идея, пусть и осмысленная извращенно, - причем, зачастую, и в отношение культурно-исторического опыта, и в отношение модернизационных прививок к нему, - но этому сопутствовала вполне реальная способность жертвовать ради этой идеи. Нынешние же автозаписанты в интеллигенцию суть прямая противоположность «тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить»!
И что касается «живет еще в другой фазе истории, у нее еще запрос на демократию», - нет, никакого запроса на ВЛАСТЬ БОЛЬШИНСТВА у этого соц.контингента быть не может! Ибо, при отсутствии идейности и жертвенности, ни в какой исторической фазе он не живет! Он ВНЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ как таковой (см. в предыдущем посте пункт Услышать зов Родины сквозь толщу действительности)! А потому и вовсе НЕ ЖИВЕТ!
А «запаздывание по отношению к мировой тенденции», как настойчиво свидетельствует исторический опыт, было всегда для России лишь тем "долгим запряганием", которое необходимо для рывка, позволяющего оказаться ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ! На предыдущем этапе Россия перепрыгнула капитализм. На нынешнем этапе, соответственно, задача перепрыгнуть эти самые, "пророчествуемые" автором жестко-националистические мировые тенденции.
Причем, эти тенденции суть лишь инструмент глобал.мироедского тотализатора. Агентами какового выступает у нас эта самая ни разу не интеллигенция. И внешний вызов какового тотализатора, вкупе с внутренним вызовом "интеллигентского" и прочего нац.самозванства, востребует скорейшего выдвижения настоящей (контр-)элиты. Именно - «очень честной, аскетичной и жесткой»!

Нац.самозванство, Идейная жертвенность, Глобал.тотализатор, Контр-элита, философская диагностика, Идентичность, Ничто, "несогласные"

Previous post Next post
Up