Ресентимент в структуре властных решений (на примере борьбы с курением)

May 15, 2013 19:53

- CONTRA исторического самосознания в связи с духовным пробуждением

[для справки: Ресентиме́нт ...]
Ресентиме́нт (фр. Ressentiment «злопамятность, озлобление») - философский термин, означающий чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильная зависть. Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создает образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи.
Понятие ресентимента впервые было введено немецким философом Ф. Ницше в его работе «К генеалогии морали ... (Википедия).
Ф.Ницше затронул в своей философии ряд основополагающих понятий, которые способствуют глубокому пониманию духовной сущности человека, изменений происходящих в обществе, в истории. Одним из таких основополагающих понятий является рессентимент - универсальный объяснительный и разоблачительный принцип в структурировании моральных ценностей. Рессентимент - нравственно-психологическое явление, когда чувство бессилия, порождаемое отсутствием возможности адекватными поступками ответить на нанесенную обиду, становится основополагающим для формирования новых ценностей. Под действием рессентимента бессилие трансформируется в силу, поражение становится победой. Можно сказать, что человек, оказавшийся у «разбитого корыта», являет его другим, да и себе, как нечто достойное и желаемое. Но это желаемое на самом деле прошло долгий рессентиментный путь - от невозможности достигнуть желаемого до выдачи достигнутого за желаемое и ниспровержения недоступного до низкого, недостойного, плохого. Например, сюжет басни поэта VI в до н.э. Эзопа довольно точно описывает действие феномена рессентимента: «Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»... (И. Абдрашитова. Философия Ф. Ницше: Феномен Рессентимента).


инфо.повод:


12:12, 15 мая 2013


«О бедном курильщике»

Как бы там ни было, ни при каких обстоятельствах не должны страдать люди, даже если они и стали рабами привычки. Как ни удивительно, но одним из первых яростных борцов за отказ от курения был Адольф Гитлер. Именно он увеличил налог на табачные изделия, запретил рекламу табака и курение в транспорте, в школах, а вскоре и вообще почти во всех войсках, он ограничил количество табака в солдатских пайках, а также при продаже женщинам. Подробнее…
Вот, ну, совершенно никак не удивительно! Это уже становится аксиомой. Все эти "ефрейторы", социопатические "сверхчеловечки" с их нездоровым культивированием "здорового образа жизни", происходящим у них из ресентиментальной (см. справ. материал в начале поста) такой сублимации своего убогого, с узким горизонтом, мирка. Когда, вместо того чтобы расширить этот горизонт, соотнеся его с масштабом Мира Большой Истории и почерпнув возможность этого соотнесения в чувстве этого Мира как живой стихии, из которой вырастают исторические свершения и самое́ Событие Истории, и вместо того, чтобы, обретя это чувство, мобилизоваться из своей брошенности в эту стихию - для броска требуемого смыслами свершающейся Истории, - вот, вместо всего этого, отнюдь НЕ "сверх-", но просто подлинно человеческого, они отшатываются обратно в свой мирок. Отшатываются, испугавшись этой стихии, и судорожно хватаясь за "здравые смыслы" или за что-то подчеркнуто противопоставляемое им в качестве "иррациональности", но тем лишь прочнее к ним привязанное и от них зависимое, вот таким образом цепляясь за это, паталогически притягивающее их "здравое", они довольствуются этим в наполнении и обосновании своих отношений и решений. И довольствуясь этим - наиболее доступным, - хранят дистанцию к Истории и смыслам её свершения. Причём, тем прочнее начинают хранить эту дистанцию, чем ближе им случается оказаться к эпицентру исторического свершения, заняв место во властной системе и форматируя её под свои убогие мирки. И насколько узок и насколько настойчиво охраняем в этой своей узости оказывается горизонт этих мирков, тем беспощаднее оказывается эта самая сублимирующая компенсация. Та компенсация, в которой за охранительным покровом "здраво-мыслия" и "здорово-образо-жизния" вызревает то тёмное и ни в каком сне разума не способное привидеться нечто, которое, отвращая их волю от Смысла и обращая её к Ничто, занимает место Идеального, изгнанного ими из своего сознания. И тем самым, какими бы "благо-намеренными" дискурсами и прожектами носители этих ресентиментальных превращений не обставляли свои решения, всё, что они несут, есть лишь морок и тлен расчеловечивания.

Думаю, товарищ Сталин меня бы понял...


Пст.Скрптм.:

... Но вместо величья славы
Люди его земли
Отверженному отраву
В чаше преподнесли.

Сказали ему: “Проклятый,
Пей, осуши до дна...
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!”

Иосиф Сталин. Стихи (1895).

Криминальная элита, Мировоззренческий паразит, Политическая психоаналитика, философская диагностика, Метафизические смыслы, Исторический смысл, КАТАСТРОФА, Хаос-менеджмент, Сталин, Воля к Смыслу, Слова и Дела, Нигилизм, Паразитарный классовый корпоративизм, Смерть, Экзистенциальный ужас, Идентичность, Ничто

Previous post Next post
Up