Когда-то книга Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки» стала для меня открытием. Его идея, что волшебные сказки повествуют ни о чем ином, как об инициациях, открыла для меня совершенно новый взгляд на многие тексты. Я стала различать линию инициаций не только в сказках и мифах, но и в современных телепередачах, книгах и фильмах.
Что такое инициация?
Философская энциклопедия гласит: это общее название системы ритуалов и обрядов, обозначающих изменение социального, полового или возрастного статуса. Чуткое ухо сразу слышит, как созвучны «инициация» и «инициатива». Инициатива, по Энциклопедическому словарю, это «почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях». В военной энциклопедии 1911-1914 годов дана еще одна интересная расшифровка: «это способность къ самостоят. независ. дѣят-сти, понимаемая въ двоякомъ смыслѣ: упрежденія дѣйствій прот-ка или принятія рѣшенія безъ указанія нач-ва, но сообразно обстановкѣ». Не правда ли, именно так и ведет себя взрослый человек - «без указания начальства, но сообразно обстановке»?. Мое определение инициации звучит так: это ритуал, после которого человек получает право быть инициативным. А те, кто не получил этого права, потому что не сумел пройти инициацию, остаются с девизом «Инициация наказуема»: ведь и правда, ребенку инициатива может грозить наказанием от рук родителей.
Но просто так, легко и просто, взрослым стать невозможно. Инициация - это венец успешного прохождение кризиса, который неизбежен для развивающегося человека. Суть кризиса в столкновении с реальностью, задача кризиса - приспособиться к этой реальности. Так новорожденный сталкивается с внешней реальностью, недоступной ему ранее, 1,5-годовалый ребенок сталкивается с реальностью своей отдельности от мамы, молодой человек сталкивается с реальностью выбора, когда ему ввиду ограниченности ресурсов приходится отказываться от многих возможностей, пожилой человек сталкивается с реальностью физических и социальных ограничений. Жизнь состоит из разных этапов, и переход с одного этапа на другой происходит через кризис. Первый кризис нашей жизни сопровождает само рождение человека, и затем они следуют по линии судьбы неотвратимо, как смена времен года. Но это не значит, что все люди успешно проходят кризисы - многие предпочитают игнорировать кризис, размывать его, смягчать. Это ведет к тому, что кризис остается до конца не пройденным. Такие не пройденные кризисы накапливаются, и тогда каждый последующий кризис переживается еще тяжелее, еще катастрофичнее. Наступает момент, когда очередной кризис, содержащий в себе груз предыдущих, просто невозможно пережить - и тогда человек может умереть. Я думаю, что именно с этим связаны внезапные смерти мужчин среднего возраста (как правило, во сне), которые сейчас случаются очень часто.
Тема кризисов вообще тесно связана с темой смерти, ведь инициация - это смерть одной идентичности и рождение новой. Как метко сказала одна из участниц психоаналитического онлайн-киноклуба - это истории возрождений. Как перед смертью перед внутренним взором человека проходит вся его жизнь, так и в кризисе - «маленькой смерти» - мы как будто проходим всю свою жизнь по ускоренной программе, сталкиваясь со всеми не пройденными до того кризисами.
В фильме «Пианино», на мой взгляд, показана история женского кризиса и женской инициации - тяжелого кризиса, и успешной инициации. Вначале мы видим героиню немой, покорной, полностью зависимой от других - это состояние младенца, который пока не может выражать свои чувства словами и жизнью которого полностью распоряжаются другие люди. Это значит, что героиня не прошла самые первые кризисы, которые настигают ребенка уже на первом году жизни. Несмотря на то, что героиня уже не юна и воспитывает дочь предподросткового возраста, она, по сути - маленький беспомощный ребенок. На опыте моих клиенток я убедилась, что наличие детей вовсе не означает, что женщина инициирована.
Отец выдает героиню замуж за незнакомца, она покорно едет, затем эстафету отца перенимает новоиспеченный муж. Как мы видим, никакой инициативой здесь и не пахнет, героиня полностью лишена ее. Единственное, что для нее важно - это ее пианино. Для героини это что-то вроде раковины улитки, которую необходимо повсюду таскать за собой: да, громоздко, тяжело, но там можно укрыться. Известный психоаналитик Джон Кристалл писал, что зависимые люди нуждаются в постоянном присутствии внешних объектов, которые могут утешать и заботиться о них. Этими объектами могут быть как люди, так и предметы: например, для алкоголика это - алкоголь, для наркомана - наркотик. Так происходит, потому что человек не владеет правом утешать самого себя. Более того, в его сознании содержится запрет на владение некоторыми частями тела - они как бы «закреплены» за теми самыми внешними объектами (заменителями матери). Психоаналитическая психотерапия помогает человеку обрести свое право стать самому себе «родителем», и тогда он перестает зависеть от внешних объектов. Его Эго становится достаточно сильным для того, чтобы сбросить раковину и выползти на свет божий.
История начинается с отъезда героини на далекий континент. Именно отъезд, отход от реальной семьи или просто отдаление от привычного и знакомого являются обязательными для юношеских инициаций. Это отделение позволяет человеку почувствовать себя отдельным индивидуумом и вдалеке от родительских фигур провести внутреннюю ревизию ценностей.
Уже на берегу, сразу по приезду, мы видим признаки наступающего кризиса: новоиспеченный муж не хочет тащить пианино вглубь острова и намеревается оставить его на берегу: оно слишком громоздко и тяжело. Именно так и начинаются кризисы в жизни: человек вдруг ощущает, что привычные психологические защиты (образ жизни, привычки) становятся неудобными, они лишают человека многих возможностей и перспектив. Но и расстаться с ними человек пока не в силах. Он испуган. В такие моменты многие люди начинают бояться, что они сходят с ума, и пытаются заглушить новые ощущения и мысли спиртным, интернетом, компульсивным сексом и играми - в общем, всем, чем можно отвлечься. Отсутствие знаний по этому поводу еще больше усиливает их страх. Именно поэтому я считаю важным говорить и писать на эту тему.
Одним из конструктивных решений было бы обращение к психоаналитику: по сути, в психотерапии клиент как раз и проходит свои кризисы с помощью специалиста, который щадаще, но неуклонно вводит клиента в реальность. Эту задачу должны были выполнить в свое время родители, но, к сожалению, мало кто из них и сам находится в контакте с реальностью. Если вы посмотрите передачи «Дорогая, мы убиваем детей» или «Няня спешит на помощь», то увидите, как родители из чувства вины делают все, чтобы ребенок успешно избегал реальности и оставался маленьким.
Героиня тоже пытается избежать кризиса: она старается быть покорной и наладить интимную жизнь с мужем, отказываясь от своих чувств к другому - живому и глубокому - мужчине. После череды метаний и сомнений она решается и идет к любовнику. В наказание муж отрубает ей палец. Прежде всего, это жертва, которой требует кризис: нам приходится лишиться чего-то, чтобы обрести что-то другое. Надо сказать, отрезанные пальцы - частый феномен в кино, вспомните только фильмы про мафию или «4 комнаты». На мой взгляд, это символ кастрации, в частности, аллюзия к фантазиям девочек о том, что раньше у них был пенис, но они лишены его в наказание за непокорность. В сновидениях женщины с комплексом кастрации могут видеть переломы ног или пальцев, они могут на самом деле часто травмировать конечности, в их воспоминаниях содержаться так называемые «ложные воспоминания о кастрации» - как правило, это истории о травмах половых органов в результате падений с заборов или неудачных трюков на турнике в детстве. Но это отдельная тема, если будет интересно - напишу. Как дети в терапии разыгрывают свои самые страшные фантазии, так и героиня воплотила в реальность один своих самых страшных страхов. Принеся эту жертву и получив наказание, она как будто выводит свой страх из мира фантазий на поверхность реальности, и таким образом освобождается от своего внутреннего монстра.
Инициационная поездка почти закончена: они с любовником собираются вернуться домой. Во время переправы на лодке героиня просит сбросить пианино в океан и принимает внезапное решение утонуть вместе с ним. Она чувствует, что пора избавляться от своей раковины, но все еще не уверена, что сможет выжить без нее. Ее погружение в воды океана что-то очень напоминает. Одна зрительница оставила на специализированном сайте такой отзыв к фильму: «Потрясающая музыка Наймана (Michael Nyman)! Как будто ныряешь в океан и тебе не нужен воздух, чтобы дышать». Мы все знаем, как это - дышать в воде, потому что все были в утробе матери, где дышали совсем другим способом. Героиня будто возвращается в эмбриональное состояние. Но погрузившись в него, она вдруг выбирает жизнь, освобождает ногу и всплывает - таким образом, как бы родившись заново. Это решение сделает ее жизнь совершенно другой. Теперь жизнь - это ее выбор, ее личное решение, а не обесцененный дар родителей. Это самый главный этап инициации - выбор, решение. Многие дети фантазируют о суициде - «Вот убью себя, будете знать!» или говорят родителям: «Я не просил меня рожать!». Они не могут ценить жизнь, потому что она пока «чужая». Затем, став юношами, те же дети размышляют о смысле жизни и неизбежности смерти, многие имеют суицидальные мысли - и это позволяет им самостоятельно выбрать жизнь, «вынырнуть» из небытия к жизни, как вынырнула героиня фильма. Именно поэтому я считаю, что размышления о суициде - это нормально и даже благотворно как процесс присваивания себе инициативы жить, а избегание таких мыслей - это отрицание кризиса. Чтобы жить, человек должен чувствовать свое право на смерть.
В конце фильма героиня учится говорить - она переходит от невербальности к вербальности, то есть, к осознанной жизни, а значит - переход на новый этап совершен, кризис пройден. Как и в сказках о женских инициациях, где героини в конце всегда обретают жениха, героиня остается с выбранным ею самой, а не навязанным, мужчиной.
Несомненно, в фильме есть и другие важные аспекты - например, линия дочки героини, которая тоже переживает свой кризис; линия мужа героини, который представляет собой неинициированного мужчину; большого внимания заслуживает великолепная музыка Майкла Наймана. Кстати, его приглашали написать музыку и к фильму «Амели» (что-то не срослось и его заменил другой композитор). Для меня «Амели» и «Пианино» всегда были связаны как две прекрасные истории о женской инициации (возможно, именно поэтому в названии моей статьи об «Амели» есть слово «нырянье»), и узнав, что они действительно связаны через Майкла Наймана, я была потрясена. Можно говорить и о режиссере фильма «Пианино» Джейн Кэмпион - великолепном художнике женских судеб с особым чутьем на архетипические мотивы (такое чутьем, как мне кажется, обладает и Майкл Найман). Отдельного обсуждения заслуживает тема пианино в жизни женщин: по опыту работы с моими клиентками я знаю, что их истории об обретении пианино и расставании с ним содержат в себе гораздо больше, чем кажется на первый взгляд... Но как человеку в период прохождения кризиса приходится принять свои ограничения, так и мне в этой статье необходимо ограничиться одной узкой темой, чтобы не растечься мысью по древу.
Приглашаю всех, кому интересен такой подход, в
психоаналитический онлайн-киноклуб, который я провожу совместно с Firmbook.ru. В следующий раз будем обсуждать прекрасный фильм «Что гложет Гилберта Грейпа?» с молодым Джонни Деппом и совсем юным Леонардо Ди Каприо, и поговорим о материнском комплексе. Думаю, это будет интересно и важно всем, кто чувствует, что его отношения с матерью из прошлого до сих пор не завершены.
Ну и в конце, предлагаю вам два приложения к статье. 1 - наиболее яркие комментарии к фильму, которые я нашла на специализированном сайте. Эти комментарии отражают способность или неспособность зрителей воспринять глубинное содержание фильма, в зависимости от силы Эго. 2 - список литературы по теме инициаций и кризисов: прочтение этих книг даст вам более полное представление о предмете. Если хотите дополнить его - пишите в комменты, это будет здорово.
Отзывы:
1. Главное действующее лицо этого фильма - грязь. Режиссер в разной форме это недвусмысленно показывает.Оно, конечно, может быть очень кричаще, художественно. Но далеко не самые светлые струны души эта картина шевелит. Я в своей жизни встречал женщину, которой очень нравился этот фильм, которая безо всякого сопливого романтизма с полной серьезностью уважала духовные устремления главной героини. Это со стороны дух захватывает от накала страстей. В жизни столкнешься - страшно. Я против каких бы то ни было движений в эту сторону с какой бы художественной гениальностью это не происходило
2. Нездоровый фильм. О пороке, грехе, предательстве. Мотивы главной героини непонятны, мотивы ее любовника - тоже. Любви в фильме не увидел. Очень жалко дочь героини, кажется, она-то и страдает больше всех. А сам смысл и всю суть фильма можно выразить фразой, произнесенной одним из героев (цитирую по памяти): "Ты стала шлюхой, а я чувствую себя мерзавцем"
3. Мне было тяжело смотреть этот фильм. Но я рада, что хватило терпения и душевных сил.
Фильм потрясает.
4. Фильм хорош со всех сторон. Но мне кажется что у тако го рода фильмов есть и внутренний подтекст, тот который нам не понятен . Потому что мы живём в этом мире многие или все (простите мне сверху не видно) , как улитки или похожее на них, никого к себе не подпускаем(защита).
5. Тонкии фильм. До этого были тоже с намеком. Но к этому просто идеально в моем понимании подходит слово "эстетично". Красиво и не для всех.
Я не знаю, может ли этот фильм вызвать искрящееся восхищение, такое громкое, которое бывает иногда после просмотра хорошеи" романтическои" комедии, например..
я не могу сказать, что музыка сильно задела, только та, которую Ада играла на берегу моря, пока пианино еще оттуда не забрали.
Но этот фильм станет классикои", вернее, он уже классика - он гордо будет носить это звания вне зависимости от признания народа.
Этот фильм - картина. Задумчивая и глубокая.
Пересмотреть его - как пережить что-то еще раз, дорого. Не скоро. Совсем не скоро.
Не сказать про конец я совсем не могу. И за него я говорю СПАСИБО. Ведь для кого-то такои" ответ может быть [жизненно] необходим.
6. Это фильм о том, как человек поверил в себя и перестал убегать от жизни в другой мир. Пианино было языком, средством общения с миром, но оно и привязывало к себе, к месту. Это история об освобождении.
7. Раньше её душой было пианино, а тело жило отдельно и не имело большого значения. А потом она влюбилась, в результате чего её душа переселилась в тело, а пианино перестало быть главным. Настолько перестало, что она его благополучно утопила. Правда, вместе с пианино она едва не утонула сама, но выкарабкалась. Её воля выбрала жизнь, как она сама сказала. Вернее, не сказала, а подумала, потому что она была немая.
8. История о нелёгкой судьбе «бессловесного» создания в мире громких слов., которую показала нам Джейн Кампион.
9. Гимн свободы воли.
10. Потрясающая музыка Наймана (Michael Nyman)! как будто ныряешь в океан и тебе не нужен воздух, чтобы дышать.
Литература:
1. Рене Генон, Заметки об иницациях.
2. Владимир Пропп, Исторические корни волшебной сказки
3. Римма Ефимкина, Психологическая инициация женщины
4. Эрик Эриксон, Идентичность, юность и кризис
5. Гейл Шихе, Возрастные кризисы
6. Л. С. Выготский, Исторический смысл психологического кризиса