Американские дети: чуть-чуть про воспитание.

Oct 25, 2016 17:32

Оригинал взят у alice_one в Американские дети: чуть-чуть про воспитание.

Американское общество ориентировано на детей. Американские родители не кричат. Американские учителя уважают своих учеников. Мне задали справедливый вопрос - каким волшебным образом американские дети умудряются вырасти не избалованными мудаками, а приличными членами общества. Как они узнают о том, что должны нести ответственность за свои поступки? Они, а не мама с папой. Что может заставить ребенка повернуть голову налево, а потом направо перед тем, как перейти дорогу, если, как я уже писала, перед младшими школами на улицах перекрывают движение, когда ребенок подходит к перекрестку, и ни одна из машин на дороге не имеет права двигаться пока школьный автобус не высадит своих пассажиров и не возобновит движение. Я честно попыталась в этом разобраться.

До определенного возраста за ребенка действительно отвечают взрослые. Родители, школа, бебиситтер. В моем County до 10 лет оставлять ребенка одного категорически нельзя. Т.е. можно, но пока кто-то не узнает. С 10 до 12 лет дети могут оставаться одни не дольше, чем на 3 часа. С 13 лет дети могут оставаться одни, но до 16 не должны ночевать без взрослых (источник). Учитывая тот факт, что американцы не торопятся заводить детей лет до 30, а то и 35, в среднем они относятся к процессу более чем ответственно. Получается, воспитывают тут не столько детей, сколько родителей.

Отпуская ребенка в школу, родители стараются убедиться, что ребенок имеет возможность попасть туда, не подвергая себя опасности. Если ребенок живет относительно близко, он может добираться в школу пешком или на велосипеде. Детей, разумеется, учат правильно переходить дорогу, но, положа руку на сердце, кто может быть на все 100 уверен, что сын или дочь не рванет на красный?



Это сегодняшнее фото нашей школы. Посмотрите, сколько детей приехало на велосипедах. Чтобы это стало возможным, на деньги налогоплательщиков был построен вот такой переход-переезд под улицей с оживленным движением:



Но дальше дорога делала крюк, обходя ручей. Детям приходилось идти лишние 7 минут, поэтому многие срезали путь, пересекая дорогу поверху. Поэтому PTA (Parent Teacher Association - благотворительная организация на манер родительской тройки только размера всей школы, собирающая добровольные пожертвования с родителей и местных бизнесов) наняла подрядчиков и сделала мостик.




Таких мостиков в округе полно, это не что-то из ряда вон выходящее. Просто в этом конкретно месте мостика не было. Теперь самая короткая дорога лежит через тоннель, чтобы дети, как электрический ток, выбирали свой путь с наименьшим сопротивлением.

Предвижу вопрос, как долго служат такого рода сооружения и что Американцы делают, чтобы их не ломали. У меня лично сложилось впечатление, что такие деревянные конструкции служат вечно. Периодически какие-то доски изнашиваются. Их меняют, но не часто. Вот похожего вида сооружение на ближайшем пруду. Сюда приходят родители с детьми покормить черепашек и уток, посмотреть на белых цапель и кувшинки, поймать зазевавшегося покемона. Опять таки - не рвут, не мнут, птиц и зверей не пугают. Как воспитывают? Могу только гадать. Первый этап воспитания - пример родителя. Второй этап - космический штраф, исправительные работы и тому подобные неотвратимые прелести, от которых не откупиться и не убежать.



Такое отношение к окружающему миру характерно не только для Америки, старушка Европа практикует его ничуть не хуже. Но есть и некоторые сугубо американские черты, которые не грех и упомянуть в контексте темы воспитания.

На английском языке моя дочка в 400 раз вежливее, чем на русском. Все то, что дома решается обычным "мама, дай" на английском так просто не скажешь. С самого чтонинаесть горшка американские мамы внедряют в юные американские мозги своих очаровательных детей вместо слов "Да" и "Нет" словосочетания "Да, пожалуйста" и "Нет, спасибо".

Сцена в МакДональдсе. Мама с улыбкой: "Cэм, хочешь картошку?" Двухлетний Сэм: "Нет!" Мама с улыбкой: "Нет, спасибо!" И так сколько раз он скажет, столько раз его улыбчивая мама поправит.

Представьте, что вы участвуете в школьном празднике и раздаете еду в кафетерии. На голове у вас смешная шапочка, в руках белестящий ополоник, прямо перед вами - стопка подносов с едой, а по другую сторону баррикады выстроилась длинная очередь малышей-четвероклассников. Картошка или пицца? Картошка, пожалуйста! С соусом или без? С соусом, пожалуйста! Броколли положить? Да, пожалуйста! А кусочек хлеба? Нет, спасибо!

Думаете, хоть одно американское чудо с ясными глазами забыло добавить в конце волшебное слово? Черта с два, простите мой французский! Здесь принято быть вежливым, принято улыбаться, если встречаешься взглядом с прохожим, принято говорить "Здраствуйте!" а то и "Как дела?" Принято придерживать дверь для того, кто сзади. В общем, если вы ищете места повышенной вежливости, приезжайте в американские предместья больших городов, с малоэтажной застройкой и детьми на велосипедах, колесящими прямо по подъездным дорожкам. Все как в "Отчаянных домохозяйках", сплошная Мистерия Лэйн. Я, честное слово, первые пол года присматривалась к лицам обитательниц этих домов, натурально готовясь встретить однажды Бри Вандекамп. Вот это работает безо всяких штрафов, чисто на примере родителей. Когда кто-то спускается по лестнице, принято не идти ему на встречу, а подождать внизу. Человек спустится и обязательно скажет спасибо. Я заметила, что автоматически стала делать так через пол года жизни в Штатах. Понятное дело, дети подхватывают не хуже, чем я. Сами американцы, кстати, не считают себя особенно вежливыми. Думаю, парочка поездок в страны бывшего союза без труда доказала бы им обратное.

Я уже писала, что американские дети одеты гораздо легче, чем Украинские. Но раз уж мы говорим про воспитание, упомянем и эту его часть, называемую "свободой выбора". При температуре около нуля половина мальчиков прийдет в школу в шортах. Причем не только те, кого привезут на машинах - часть детей добирается своим, пешим ходом. Девочки с голыми тонкими ножками, торчащими из широких ботинок (колготки тут не любят, зато любят шапочки и шарфики) немного напоминают кота в сапогах - все время кажется, что они вот-вот выскользнут из слишком большой и широкой обуви. Сейчас октябрь, по вечерам уже прохладно, но дочкина подружка приходит к ней в гости во вьетнамках и майке без рукавов. Мама спокойна - если ребенок замерзнет, сам оденется. Я специально спрашивала ее, почему не одевают детей теплее, как себя например. Она не поняла моего вопроса. Пришлось объяснить, что в Украине шапочка - это предмет одежды, который одевают на ребенка когда его маме холодно. Не спрашивайте меня, как они это делают - я продукт советского воспитания, который сейчас только борется со внутренним собой, чтобы не руководить ребенком, и еще не до конца победил. Дочкина подружка собирается сама выбирать, какой иностранный язык учить, мама даже не думает вмешиваться. Моя, давным давно ознакомленная с политикой партии, какой язык мы будем учить, только плечами пожимает :-).

Ах да, еще немного про выбор одежды. Он может быть не только не подходящим по сезону, но и попросту нелепым, и к этому относятся нормально. Все те, кто критиковал голые ножки принцы Джорджа или мужские костюмы Шайло Джолли-Питт просто не понимают, насколько органично это вписывается в местную культуру. В школу можно прийти в кринолине (что, кстати, сделала одна из дочкиных знакомых), но можно и в майке-алкоголичке :-). Есть стандарты из серии "юбки не короче чем", есть предписание о невидимости нижнего белья (что у мальчиков, что у девочек), равно как и тех частей тела, которые это белье должно скрывать. В костюме куртизанки отправят домой, в костюме супермена пустят на урок. Есть даже специальные дни, когда младшеклассники (не знаю как в средней школе, но если вдруг узнаю, то обязательно доложу) и их учителя приходят в школу в пижамах и тапочках. Особенно забавно это выглядит для родителей, привезших детей на машинах. Напомню, учителя в количестве человек 10 встречают младшеклассников СНАРУЖИ школы, помогая в порядке очереди выбраться из машин и автобусов. А теперь представьте всю эту бригаду в пижамках. Штанишки в дедморозах, штанишки в котятах, директор, которого привыкли видеть в строгом костюме, теперь в игривых снеговиках... Мимими... Я чуть не выбежала из машины чтобы их всех обнять за такое представление. Учителей любят, их мнение ценят, в их глазах не хотят упасть, их не стесняются попросить о помощи, тем более, что и механизмов получить эту помощь - полно. Попросить о помощи милого и улыбчивого американского школьного учителя, совсем не то же самое, что задать вопрос в Украинской школе и услышать что-то унизительное вроде "а голову ты дома не забыла?" Поэтому и до проблем с учебой доходит не так как у нас - у каждого первого, а родители потом по вечерам не "догоняют" с чадами их школьную программу.

К тому же в школе от американских детей не требуют ничего невозможного. Если ребенку задали приготовить доклад про какую-то рыбу, значит, перед этим их научили, как искать книги в настоящей или витруальной библиотеке, значит, ребенку выделили на это время в школе, причем с запасом. Значит, что учитель ознакомил всех с планом действий. На этой неделе - читаем и собираем факты (5 фактов для 5 класса). На следующей - ищем к ним картинки (по картинке к каждому факту). Затем - начинаем оформлять. Придумываем вступление и выводы. Итог - пятикласник полностью сам, без помощи родителей делает презентацию в PowerPointe. Да, он делает ее месяц, но нам ведь важен результат - ребенок научился. Украинскому школьнику на это дается два дня и за него ее делают родители, потому что ребенок совершенно не может в таком возрасте так быстро найти, переработать и оформить. Родители при деле, ребенок получил оценку, знаний ноль.

Я уже писала, что начиная с Middle School студенты посещают курсы разной сложности, соответствующие их уровню подготовки. Если сдвоенный курс математики, например, оказался слишком сложным, его всегда можно в следующем году повторить. Я даже не знаю, что тут больше радует - отсутствие необходимости прыгать выше головы или возможность не плестись в хвосте со всем классом, если ты его в чем-то превосходишь. Конечно, невозможно подобрать курсы подходящей сложности для каждого индивидуально, но два уровня сложности уже работают гораздо лучше чем один. В старшей школе все станет еще вариативнее.

Ну и напоследок не могу упомянуть, на мой взгляд, самое забавное. Американские дети совершенно не зациклены на материальном. Гаджеты не вызывают ни трепета, ни восторга. Казалось бы, это потому, что купить айфон не такая уж и проблема. Но это совершенно не так. Класса до 6 у ребенка может не быть телефона вообще - в младшей школе ими пользоваться не разрешают, с ребенком всегда какие-то взрослые. Паншет или компьютер появляются тоже в средней школе, когда они становятся необходимы для выполнения домашних заданий. Обычно есть игровые приставки, МайнКрафт с друзьями, караоке, телекинект. Но это только одна часть общения - еще есть батут во дворе, настольные игры в шкафу и полный подвал конструкторов. Единственная причина такой материальной независимости, мне видится, снова взрослые. Не придающие значения ни технике, ни автомобилям, сконцентрированные на позитивных эмоциях - увидеть, попробовать, послушать.

Можете представить, как это удивляет пересічного українського громадянина, всего лишь год как уехавшего из этой багатейшей страны, где дети в самой обычной школе непрерывно мерялись диагоналями планшетов, используя фразу "Какой марки у тебя телефон?" прямо вместо приветствия. "А покажи? Маленький! Фууу!" "Зато у меня дома четыре Ферби" - отбивались владельцы маленьких телефонов и на следующий день приносили заявленные игрушки в школу, чтобы восстановить свой статус.

В Америке мою дочку много раз спрашивали из какой она страны, просили рассказать про украинскую школу, падали в обморок от ее историй, от того, что оценки ученика озвучивают на весь класс (тут они приватны), от того, что портфели тяжелые и надо носить с собой сменку. Спрашивали, какого размера Украина (дочка сказала, что почти как Техас, это очень удивило - такая маленькая страна по Американским меркам :-)). Спрашивали про климат, скучает ли по друзьям. Очень радовались, когда встречали меня и по акценту узнавали, чья я мама. Никогда не спрашивали только какого размера у нее телефон. Воспитание ли это? Не думаю.

тверезий погляд, сша, інтернет-жж, дорожній рух, живі тексти, системи освіти, виховання, жити по-людські

Previous post Next post
Up