Кто подставил кролика Роджера?

Jul 25, 2013 13:17

Вопрос власти - это всегда вопрос элит, конкретных людей, наделенных в силу тех или иных причин политическим влиянием.
Власть всегда персонифицирована в конкретных людях, в действующих политических командах, которые характеризуются определенными взглядами, установками и вытекающими из них стратегиями. Когда речь идет о борьбе за власть, подразумевается не абстрактное противостояние ее "ветвей" в лице государственных институтов, а борьба конкретных властных и околовластных группировок.

В качестве одной из стратегических линий в этом противостоянии на самом верху российского политического Олимпа в последнее время обозначился явный накат на различные государственные корпорации и монополии. Даже современные художницы свои новые перфомансы посвящают управляющим госкомпаний. "Сечин и крокодилы!" - бесталанно орут в микрофоны одиозные вагинальные страдалицы за правду. А вы не задумывались, с чего бы это вдруг председателю совета директоров "Роснефти" становиться объектом их творческого внимания? Да всё очень просто. Это часть всё того же наката.

Конечная его цель, сомнений быть не может, - Президент. Даже если речь идет всего лишь об устранении "его человека" от управления какими-то активами, совершенно понятно: реализуемые путинскими топ-менеджерами стратегии развития подконтрольных им отраслей - это не плод их собственной фантазии, а результат согласованной с Президентом позиции. Поэтому всякий удар по условному Сечину - это удар по Путину, его планам и его взглядам, его модели стратегического развития экономики и государства в целом.

Сказанное - не пустые слова. Сегодня государственные монстры в различных отраслях народного хозяйства - от нефти и газа до транспорта и энергетики - это ключевые бастионы современной российской экономической системы. Во многом именно здесь сконцентрирован ее потенциал и, по сути, они становятся некими отправными точками для ее дальнейшего развития. Естественно, руководство этих компаний - по большей части "путинские люди". Конкретно его команда. Сечин, Чемезов, Якунин... Настоящий ТОП-уровень. Уровень больших, влиятельных игроков, от деятельности которых напрямую зависит будущее страны. Именно по ним сегодня и приходится удар.

Владимир Якунин - наиболее очевидная цель, по крайней мере, если судить по тем громким скандалам вокруг его фигуры, что один за другим раскручиваются в медийной сфере. Кто же посмел занести меч над могущественным президентом крупнейшей отечественной монополии?

Недавно я уже цитировал околополитические сплетни о пресловутом "медведевском окружении", решившем атаковать ключевые персоналии путинской команды, как раз из числа топ-менеджеров госкомпаний. Но чтобы окончательно понять кто с кем борется, что стоит на кону и какие последствия для страны всё это может повлечь при том или ином исходе столкновения, следует назвать конкретные фамилии. Благо что они уже давно секрет полишинеля, ибо фамилии Дворковича и братьев Магомедовых всплывают всякий раз, когда пытаешься анализировать информацию по этому вопросу из совершенно открытых и официальных источников.



Аркадий Дворкович.
Заместитель председателя Правительства, курирующий ТЭК, и, пожалуй, один из наиболее одиозных представителей тех самых "медведевских", под которыми т.н. патриотическая общественность часто подразумевает вообще все антигосударственные силы во властных кругах. Про Аркадия уже рассказано много всего интересного, но нас интересует конкретно его возможное участие в обозначенном выше противостоянии с ключевыми фигурами путинской команды. И здесь мы можем обнаружить богатую пищу для своих размышлений.

Аркадий Владимирович - известный сторонник не только приватизации всего и вся, что попадает в поле его зрения (здесь у него уже был опыт противостояния и с Якуниным, и с Сечиным, которые всеми доступными способами тормозили продажу государственных активов), но и большой поклонник политики зачисток в руководстве крупнейших госкомпаний. А в последнее время он вообще не стесняется разглагольствовать на данную тему, прямым текстом обозначая в качестве объектов своего высочайшего внимания «Роснефть» и РЖД.

Именно Дворкович является живым воплощением правительственной стратегии, вольно или невольно направленной супротив "путинских" госкомпаний и возглавляюших их фигур. Кому-то эти подковерные войны могут показаться явлением нормальным - на то и Правительство, дескать, чтобы госкомпании не спали и не расслаблялись. Однако, есть все основания полагать, что зачастую интерес медведевского зама к тем или иным активам обусловлен не только заботой о пополнении казны и общем благе государевом, но и куда более личностными и земными устремлениями.



Зиявудин Магомедов.
Зиявудин Магомедов со своим братом Магомедом в последние несколько месяцев стали более чем узнаваемыми фигурами для тех, кто интересуется внутренними механизмами большой политики и большого бизнеса в Российской Федерации. Совладелец и председатель совета директоров компании «Группа Сумма», активно рыскающей по разнообразным рынкам в поисках любых жирных активов и прибыльных проектов. Компания владеет 25% акций НМТП, 50%-1 акцией «Объединенной зерновой компании», 82% акций Якутской топливно-энергетической компании, 32,5% акций группы FESCO, инжиниринговыми компаниями «Интэкс», «Стройновация» и рядом других активов. Финансовые показатели не раскрываются.

Как видим, бизнес-аппетиты у "Суммы" разносторонние. И престижнейший контракт на реконструкцию Большого театра выиграла, и Новороссийский порт приобрела и подряд на строительство дороги Кызыл - Курагино получила, отодвинув партнера Путина по дзюдоистскому ковру Аркадия Ротенберга... Наконец, именно согласно распоряжению Медведева Зиявудин Магомедов был назначен представителем РФ в деловом консультативном совете форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и затем стал его председателем.

О качестве работ и бизнеса в целом пусть судят специалисты, хотя злые языки судачат, что проверка Счетной палаты, выявившая нецелевые расходования средств при подготовке к саммиту АТЭС, - это как раз удар по Магомедову. Но в любом случае, на хлеб с маслом талантливым предпринимателям хватает. То приобретут в Лондоне роскошный особняк в Regent's Park и огромные апартаменты в одном из самых дорогих зданий британской столицы - One Hyde Park рядом с Гайд-парком. То поставят под сомнение первенство дубайского эмира и Романа Абрамовича в мире яхт класса luxury.



Возникает естественный вопрос: откуда такие способности к бизнесу и такая благосклонность со стороны Правительства?

В качестве ответа могу лишь напомнить, что уважаемый Зиявудин - двоюродный брат еще одного крупного дагестанского бизнесмена Ахмеда Билалова, знакомого широкому кругу лиц по публичной вывололчке, устроенной Путиным во время инспекции строительства сочинских объектов. И давно уже секрет полишинеля, что именно Магомедовы (вкупе с Билаловым) составляют костяк околомедведевского пула крупных предпринимателей, напрямую тесно связанных с Аркадием Дворковичем. Зиявудин и Аркадий - вообще однокашники, вместе учились на экономическом факультете МГУ. Еще с 90-х прослеживается дружба Аркадия и с Билаловым (по банку "Диамант", где участвовали и Магомедовы), а также, как говорят все те же злые языки, благодаря женитьбе на Зумруд Рустамовой - дочери давнего покровителя Билалова из дагестанской диаспоры.



Как видим, немудрено запутаться во всех этих сложных хитросплетениях родственно-дружественно-предпринимательских связей. Но главное для нас зафиксировать сам факт тесной дружбы Аркадия Дворковича с кланом Магомедовых-Билалова. И в данном случае нас интересует конкретно Зиявудин Магомедов, а именно его мечта создать крупнейшую логистическую компанию в России.

Есть такая компания - ОАО "Трансконтейнер".
Вполне себе серьезная компания в сфере ж/д перевозок: располагает 46 собственными терминалами, также управляет контейнерным терминалом «Добра» на границе Словакии и Украины и контролирует 67% казахского оператора «Кедентранссервис». В собственности находится более 24 тыс. фитинговых платформ и около 60 тыс. крупнотоннажных контейнеров. ОАО РЖД принадлежат 50% плюс две акции «Трансконтейнера», группе FESCO - 23,7%, ЕБРР - 9,25%.

Мечта простого дагестанского парня, безусловно, воплотилась бы в реальность, кабы Правительство согласилось на приватизацию принадлежащего РЖД пакета. Само Правительство поддерживало этот вариант (кто бы сомневался!), а заместитель министра экономического развития Сергей Беляков оценивал возможный доход государства от сделки аж в целых 35 млрд рублей. И основным претендентом на покупку был именно Зиявудин Магомедов, через FESCO уже владевший почти четвертью акций компании. Но в итоге хитрый лис Владимир Якунин пролоббировал принципиально иной проект - создание Объединенной транспортно-логистической компании России, Белоруссии и Казахстана, в уставной капитал к­оторой и уйдут акции «Трансконтейнера».

После успешной реализации своего замысла глава железнодорожной монополии имел полное право с облегчением сказать: «В этом году мы ни одной акции «Трансконтейнера» продавать не планируем». А у меня к вам вопрос на засыпку: что больше отвечает интересам российского государства - межгосударственный инфраструктурный бизнес-проект, призванный еще более усилить экономическую интеграцию России с Белорусскией и Казахстаном или розовые мечты дагестанского бизнесмена Зиявудина Магомедова, однокурсника Аркадия Дворковича?

Кстати, это далеко не первое пересечение интересов бизнеса Магомедова с интересами тех госкомпаний, которых можно смело назвать "пропутинскими". В качестве примера можно привести противоборство "Суммы" с "Транснефтью", собственным партнером по крупнейшему в России Новороссийскому порту. Первым поводом для конфликта, возможно, стало ожидание приватизации госдоли в портовом холдинге. Сейчас государству принадлежит 20% НМТП, и "Транснефть" предлагала передать этот пакет государственной "Роснефти". "Сумма", в свою очередь, заявляла, что не против выкупить сама этот пакет и стать крупнейшим акционером порта самостоятельно. Что касается другого конфликта, то он случился еще совсем недавно. В начале этого года "Транснефть" обвинила руководство Новороссийского порта в неэффективности и предложила заменить генерального директора порта и председателя совета директоров на своих представителей. "Сумма" и руководство портового холдинга претензии опровергали. В результате "Транснефть" все-таки смогла сделать своего вице-президента председателем совета директоров Новороссийского порта. И формально стороны объявили об окончании конфликта. Но уже через несколько дней после этого на бывшего генерального инспектора порта Рада Антоновича было заведено уголовное дело. А ведь именно он считался ставленником "Суммы".

Наблюдаемые широкой публикой медийные скандалы с полумифическими дачами Якунина, о которых слезно рассказывает известный специалист по гринмейлу Алексей Навальный, как складывается впечатление, - лишь часть большой стратегии. Атака на государственные монополии и возглавляюших их путинских менеджеров ведется и по другим направлениям. Взять, например, свежие события вокруг "Роснефтегаза", когда Аркадию Дворковичу, по-видимому, удалось добиться приемлемого для себя результата, направив дивиденды компании в бюджет, а не на развитие, путем докапитализации, ряда энергетических компаний (план Сечина).

Именно борьбой за серьезные активы можно объяснить и наезд последних месяцев на Владимира Якунина. Обратите внимание, что его нашумевшее ложное увольнение практически совпало по времени с заявлением Владимира Путина о том, что Россия потратит 450 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на инфраструктурные проекты. Два из них, модернизацию Транссиба и строительство скоростной железной дороги Москва - К­азань, лоббировало как раз РЖД. И это минимум 260 млрд госинвестиций. Кроме того, ранее государство обещало по-крупному вложиться в некоторые другие инфраструктурные проекты РЖД вроде БАМа-2.

Как видим, и в ситуации с развитием (через "Роснефтегаз") энергетической отрасли, и в ситуации вокруг создания ж/д инфраструктуры путем использования госрезервов, на пути всех этих амбициозных и бесспорно важных для страны проектов встают интересы некой силы, которая вольно или невольно хочет изменить выбранную государством стратегию и, получив соответствующие активы, использовать их исключительно в целях собственного обогащения.

Напоследок, хотелось бы отметить следующее. Вам лично может быть крайне несимпатичен Владимир Якунин. И как человек, и как руководитель крупнейшей монополии. Вы можете не любить российские поезда, критиковать нынешнее состояние и уровень развития железнодорожной отрасли, проводить собственные расследования на тему шубохранилищ в домодедовском районе Подмосковья и делать многие другие интересные вещи. Но, в любом случае, вы должны отдавать себе отчет - именно Якунин (а не чаемый вами рыцарь в белых одеждах) конкретно сегодня является действующей национально ориентированной политической элитой страны. Не будет Якунина (представим себе, что противной стороне удастся победить), сомнений нет - вместо него придут хищники. Чужие. Люди, лишенные всякого государственного и патриотического мировоззрения. И в их системе целеполаганий категории "национальный интерес" или "Родина" будут отсутствовать как класс.
Previous post Next post
Up