Эта "смешная и грустная трансформация" нашего общественного сознания из "активного начала и личной ответственности в пассивное, но жаждущее состояние" стала возможной во многом благодаря Совку, в котором мы еще недавно жили. Где практически не было никакого активного начала и где большинство населения пребывало в состоянии пассивном, не жаждущем, но ожидающем. Ожидающем, когда государство оформит тебя в детский садик, школу, техникум, институт, на работу, выпишет тебе премию, выдаст путевку в санаторий, поставит в очередь на холодильник, на квартиру... Человек в СССР лишался самостоятельности и свободы выбора, получая взамен полный пакет социальных гарантий от государства. Да, гарантии были низкого качества. Да, с очень низким потолком. "Но ведь от голода-то не умирал никто!"
Можно верить и в отсутствие веры,
Можно делать и отсутствие дела,
Нищие молятся, молятся на
То, что их нищета гарантирована.
И на всё это наложился наш выход в свободный мир, в мир капитализма. Когда многомиллионная аморфная и ленивая масса народонаселения вдруг обнаружила, что у некоторых есть яхты, заводы, пароходы и т.д. И возопила: "а мне???!!!! а как же я???!!!" И до сих пор вопит, хотя 90-е с их жуткой несправедливостью давно уже закончились. Жить-то красиво хочется, а тому, что для красивой жизни нужно очень много и упорно трудиться - не обучены.
Вы скажете, но как в эту схему вписывается молодежь, которая в Совке не жила, а ведет себя столь же инфантильно и безответственно, требуя себе всяческих благ и не желая при этом палец о палец ударить. Так эта молодежь - дети тех советских и постсоветских родителей. Естественно, они воспитаны аналогичным образом. Как могут воспитать детей советские люди? Никак. В этом плане советская семья - одно из самых печальных социальных явлений в русской истории. У нас сегодня главная проблема в масштабе целого народа - именно невоспитанность. В самом широком смысле этого слова. Дети не приучаются к дисциплине, к ответственности, к труду. На выходе получаем орды инфантильных кретинов с полной потерей социальной ориентации, но при этом с какими-то непомерными запросами и требованиями.
P.S.
Пожалуй, я буду не прав, если спишу всё исключительно на советское прошлое. Нынешняя инфантильность русского сознания, стоя двумя ногами на исторической почве развитого социализма, корнями уходит еще дальше. В идею Революции. Почему, собственно, и гонит на уличные митинги современных нам хомячков.
Иван Савин (1899 - 1927) - русский поэт, писатель, журналист, участник Белого движения, эмигрант первой волны.
Мы, то есть все те, кто отошел уже в вечность, - сходи сегодня ко мне на могилу и принеси цветов, только не красных, - мы всю жизнь свою ныли. Смешно сказать: пережарит ли кухарка жаркое, падут ли 0.003 акции какого-либо банка, случайно купленные и полузабытые, немного суше, чем обычно поздоровается она? - мы неизменно ворчали:
- Ну и жизнь! Вот бы кто-нибудь перевернул ее вверх дном! Теперь ее перевернули. Кажется надолго. Десятый год, мировые акробаты, стоим на голове у края черной бездны, бывшей когда-то Россией" И только теперь, только блестя налитыми кровью глазами, мы поняли наконец, что "Ну и жизнь!"... - была настоящей жизнью, что мы сами превратили ее в скачку с препятствиями на сомнительный приз, пробили голову нашему прошлому, выкололи глаза у будущего, оклеветали самих себя. Еще в школе ты читал в учебнике истории, что вторую русскую революцию - некоторые называют ее "великой" - подготовили социальные противоречия и сделали распустившиеся в тылу солдаты петербургского гарнизона. Не верь! Революцию подготовили и сделали мы. Революцию сделали кавалеры ордена Анны третьей степени, мечтавшие о второй, студенты первого курса, завидовавшие третьекурсникам и наоборот: штабс-капитаны до глубины души оскорбленные тем, что Петр Петрович уже капитан, добродетельные жены, считавшие верность занятием слишком сладким и жены недобродетельные, полууверенные в том, что изменять своим мужьям - довольно горько, учителя математики, презиравшие математику и всем сердцем любившие что-нибудь другое, судебные следователи, страстно мечтавшие быть послезавтра прокурорами. Революцию сделали те, кто хныкал с пеленок до гроба, кто никогда и ничем не был доволен, кому всего было мало, кто в девяноста девяти случаях из ста, жаловался, брюзжал и ругался так сказать - по инерции... А сделав революцию, мы с безмерной болью - ты не поймешь этой боли, милый мой - убедились, что у нас была не воображаемая, не мифическая, а действительная жизнь, теплая, ласковая, богатая, чудная жизнь.
И.Савин, "Моему внуку", опубликовано: "Новые русские вести" (Хельсинки), № 26, 18 января 1924 г.
Не верьте в социальные лифты. Не верьте в социальную справедливость. Не верьте в Революцию как способ решения личных и государственных проблем. Всё это ложные химеры, которыми бесы опутывают наше сознание, чтобы по дороге, вымощенной благими намерениями, повести к краху русской цивилизации. Верьте в Христа - думайте по-русски.