Кто-то уже читал мои сообщения по теме во вконтактовской группе ВАП и КЧ (
https://vk.com/viktorargonovproject), кто-то не в курсе, но в любом случае пришла пора и для тех, и для других написать объединяющий анонс.
Я пишу новую вещь средней формы. Предположительно, из 4 песен, объединённых единым сюжетом. Как это назвать - вокальным циклом, ораторией или оперой - я пока не решил. Пока что буду условно называть её циклом (в том числе, чтобы проще отличать от других крупных-средних вещей).
Авторство
Принципиаль
ное отличие новой вещи от
2032,
Русалочки и
Переосмысляя прогресс (ПП) состоит в том, что это совместная работа с композитором Андрем Климковским. И она будет выпущена как продукт не Виктор Аргонов Project, а Комплексных чисел (КЧ). Это не первый мой опыт сотрудничества с Андреем. В 2008 году я взял одну из его старых мелодий, дописал к ней две своих мелодии и текст - и получилась песня
Последнее кольцо. А теперь я взял сразу четыре мелодии Андрея разных лет, соединил их с тремя своими, и собираю уже не песню, а целый цикл (оперу, ораторию?).
По размеру цикл будет небольшим (порядка 20 минут), но я планирую сделать его отдельным альбомом. Это спорное решение, так как из-за него две другие новые песни КЧ -
Сказки добрые и
Время придёт - войдут не в ближайший, а в следующий альбом. Но делать гибридный альбом в формате "цикл + отдельные песни" как-то некрасиво. В старые времена, когда людей удерживал формат носителя (и желательны были альбомы длиной порядка часа), это было бы оправданно, но не сейчас.
Форма
Я планирую, что цикл по форме будет гораздо проще моих предыдущих опер и симфонии. Он будет состоять из 4 песен, причём довольно самодостаточных и понятных в отрыве от других. Треков другого формата (инструменталок и речей) я не планирую.
Арии 1 и 4 - это арии "рассказчицы", арии 2 и 3 - арии единственной поющей героини. Всего два голоса. Нетрудно догадаться, кому я хочу их предложить, но пока по тексту не готова ни одна из арий, я с вокалистками о произведении не говорю.
В цикле будет лишь 7 мелодий: 3 моих и 4 Андрея Климковского. Если свободно обозначить мелодии буквами, то их представленность в разных ариях будет следующая: 1: АБВ, 2: ГВ, 3: ДЕ, 4: АЁЕ. Таким образом, мелодии А, В и Е это частичные лейтмотивы (они встречаются каждая в двух частях), а остальные мелодии эксклюзивны для своих частей. Арии 1 и 4 имеют общий куплет, Арии [1 и 2] и [3 и 4] - общие припевы. Арии 2 и 3 не имеют общих мелодий. Это более простая система, чем в ПП (
http://argonov.ru/images/misc/sche1.jpg). Там в каждой части было 4 разных мелодии, а тут - лишь 2-3. При этом, в цикле нет глобального лейтмотива, который бы встречался в каждой части.
Тематика
Сюжет цикла очень прост. Но мыслей в нём больше, чем событий. Я не буду рассказывать сюжет, а упомяну лишь ключевые темы: криозаморозка человека, проблема целостности сознания (в том числе, в контексте криозаморозки), перестройка психики человека будущего. Отдельно подчеркну проблему целостности сознания: она меня волнует давно, но я раньше не поднимал её в музыкальном творчестве.
Стиль
В 2032 я использовал широкий набор инструментов и стилевых паттернов, и делал это без особой системы. В Русалочке инструментов и стилей было тоже много, но им уже был приписан некоторый специальный смысл.
В ПП разброс по стилям и звучанию был особенно силён: все части выполнены в радикально разных стилях и почти без общих инструментов. Но в аранжировке всех частей было и кое-что общее: например, темп 120 и способ построения арпеджио. В новом же цикле я планирую сделать нечто противоположное: единый набор инструментов во всех частях, похожее их звучание - но разный темп и разные приёмы аранжировки. Именно различие в темпах является ключевым и тянет за собой другие различия.
Особенности работы
Новый цикл - первое моё длинное вокальное произведение, где работы ведутся в строгом порядке, который не удавалось воплотить в 2032 и Русалочке.
Фаза 1. Пишутся (или выбираются из готовых) все мелодии. Эту фазу я доделал в марте (кроме последних штрихов, которые не мешают двигаться дальше). 4 мелодии Андрея я взял в готовом виде, 2 мелодии взял из почти готового по музыке нового трека КЧ, 1 мелодию я написал на основе одного старого черновика.
Фаза 2. Из этих мелодий собирается примерная структура арий, делаются предварительные инструментальные версии треков (ориентируясь на которые, можно писать тексты). Это фазу я делал в феврале-марте.
Фаза 3. Пишется весь текст. По ходу дела решаются мелкие вопросы структуры арий (например, сколько запевов и припевов), а также глобальный вопрос: нужны ли дополнительные сцены, помимо арий. Эту фазу я по мелочи начал ещё в январе, но всерьёз занимаюсь ей с марта. Пока что текст каждой арии готов примерно наполовину, а полная готовность будет, скорее всего, осенью. Торопиться тут нельзя, иначе есть риск сделать непродуманную вещь. Когда я писал 2032 и Русалочку, многие важные идеи приходили ко мне лишь через годы после начала работы. В цикле объём меньше, но торопиться всё равно нельзя. Зато я на днях принял важное решение: обойтись без доп треков.
Фаза 4. Записывается вокал. Он монтируется и предварительно обрабатывается. Изготовляются бета-версии всех треков. Эта фаза может быть начата, когда будет уверенно готов текст хотя бы одной арии. При очень оптимистическом раскладе это будет в апреле, при реалистическом - в мае-июне. Ну а закончена - едва ли раньше зимы.
Фаза 5. Изготовляется окончательная версия цикла. Возможно, в сотрудничестве с приглашёнными звукорежиссёрами. Вероятно, только в 2017 году.
Планы по выкладыванию бета-версий
Я не собираюсь изменять своим принципам, и буду выкладывать предварительные версии по мере готовности. Скорее всего, летом-осенью выложу треки 1 и 2, а зимой - 3 и 4.