Оригинал взят у
igrfatkin в
1000 человек в братской могиле среди угля и пепла. Вы представляете себе что такое 1000 человек? На самом ведь деле - огромное количество. Даже спартанцев если вспомнить и тех было 300. А тут - тысяча.
Я сегодня расскажу о месте, история которого удивительна и страшна. Это настоящая драма, своим накалом ничуть не уступающая современным фильмам. Мне события, о которых пойдет речь ниже, очень напомнили недавнюю трагедию в Крымске: сходство поразительное; многие параллели читатель, думаю, проведёт сам. Большая разница только в том, что 76 лет назад не было интернета, не было твитеров и живых журналов. Поэтому приказ «забыть» это происшествие средствам массовой дезинформации того времени было очень легко. Это удивительно, но и сегодня многие никогда не слышали историю, которую мы сегодня расскажем. Мы против подобных БЕЛЫХ ПЯТЕН, поэтому взяли и отправились в деревню-призрак «Курша-2», что в Рязанской области.
Сегодня - ровно 76 лет со дня ужасной трагедии, случившейся в этом месте.
Обратимся к исторической справке.
Рабочий посёлок «Курша-2» был основан для освоения и разработки лесных массивов Центральной Мещеры. Он быстро разрастался и к 30-м годам двадцатого века население уже превышало 1000 человек. С севера от Тумы была подведена узкоколейная железная дорога (она сыграет важную роль в дальнейших событиях). Всё идет прекрасно, лес пилится, коммунизм строится.
Однако, летом 1936 года в местных лесах происходит пожар. Огонь подбирается с юга к Курше-2. Жители и рабочие посёлка не оповещены. Лес простирается минимум на 5 километров в любую сторону. Огненный капкан готов сомкнуться вокруг деревни. Тут происходят следующие события.
В ночь со 2 на 3 августа из Тумы (что в 20 километрах к северу) по узкоколейке приходит состав. Прибывшие на нём рабочие знают о приближении беды и предлагают эвакуировать как можно больше людей на поезде. Но вместо этого оператор станции даёт команду вывозить «народное добро», чтобы не пропало. На поезд начинают грузить обработанный лес. В это время огонь охватывает посёлок. Опасность становится уже очевидна, происходит абсолютный ад. Прямо сверху на бревна пытаются посадить людей, места, разумеется, не хватает. Тех, кому удалось забраться на поезд, оставшиеся провожают обезумевшими взглядами. Но добраться до Тумы состав так и не сумел: в трех километрах к северу от Курши мост через небольшой канал уже охвачен пламенем. Поезд начинает гореть. Люди пытаются бежать, но бежать некуда...
Удалось спастись единицам.
Давайте вернёмся в наши дни.
Мы - не первые, кто отправился в Куршу-2. При подготовке экспедиции я наткнулся на материалы, подготовленные нашими предшественниками.
Первый важный момент: в основном описан путь из Тумы, по узкоколейке. Он довольно тяжелый. Описания маршрута, предложенного нами, я в интернете не встречал (если у вас есть такая информация - поделитесь).
Мы же попробовали два маршрута и один привел нас к цели. Сейчас я прикреплю карту, чтобы стало понятнее.
Начало маршрута: левый нижний угол картинки, Рязань. Первый аппендикс, уходящий вправо - это попытка добраться до Курши через Деулино. Затем мы вернулись назад и, описав дугу вокруг лесного массива через Спас-Клепики, деревенскими дорогами попали в Куршу. Этот маршрут довольно прост и не требует специальной подготовки. Красными булавками обозначены места, где сделаны фотографии.
Второй важный момент, который бросился в глаза: большинство фотографий из предыдущих экспедиций показывают местность совершенно отличную от той, которую увидели мы. Тут стоит заметить, что между Тумой и Куршей-2 есть поселок Курша-1. Это немного не та локация, о которой речь и она располагается километрах в пяти к северо-западу от Курши-2. То ли предыдущие экспедиции, с содержанием которых мне довелось ознакомиться, немного ошиблись географически, то ли пожары начала десятых годов радикально изменили вид этих мест. Этого точно пока выяснить не удалось, и если кто-то прояснит ситуацию, я буду очень признателен.
Ну так вот, начнём путешествие.
В полпятого утра выезжаем из Рязани. Рязанский мост через Оку провожает нас рассветом, словно сотворённом в программе Адоб Афтер Эффект.
Как я уже написал, сначала решили попробовать пробраться через Деулино. До этого населённого пункта дорога нам прекрасно известна. Описывать нечего. Едет очень много лесовозов полностью заполненных бревном. Леса активно выпиливают. Доезжаем до диулинского моста через Пру. Хоть на нём и стоит знак «Не больше двух тонн», груженые лесовозы по нему перемещаются вполне свободно, чем вызывают наше опасение. Время - полшестого утра, облачно, свежо и прекрасно.
Переезжаем через мост. Первое, что нам встречается - это крот.
Мёртвый крот лёг на нашем пути, словно скелет в романе Р.Л.Стивенсона «Остров Сокровищ» на пути пиратов, мрачно предвещая о том, что здесь мы не достигнем своей цели.
Крот был прав. Выезжаем на дорогу, по которой ездят лесовозы. Для нашей городской машины легкового типа подобная трасса - непроходимое препятствие. На фото покрытие ещё ничего, но вот за поворотом - будто танки проехали.
Возвращаемся назад, теряем поэтому три-четыре часа, однако, можно поподробнее рассмотреть местные пейзажи. Осмотр выявляет наличие следов пожара повсеместно.
Тут же находится кадр, символично обозначающий наше стремление к цели.
Проезжаем Спас-Клепики. По пути смотрим недостроенную заправку.
Мастерская кладка.
Олег в специальном экспедиционном костюме и бодром расположении духа в сопровождении Романа Андреевича покидает заправку.
Тума. Магазин продуктов.
Сразу после Тумы начинаем спускаться на юг. Одну за одной проезжаем деревни, которые постепенно становятся все глуше и глуше.
Малахово. Дом, изобилующий множеством стилей в отделке.
Там же. Дом культуры и сельская библиотека.
Это Иванково. Чем дальше от трассы, тем глуше. Вот уже пропадает САЙДИНГ в отделке домов. Жители вешают смешную табличку на свой дом.
Вместе с тем прекрасные наличники.
Передвижной магазин.
Едем дальше. Все больше покинутых домов, все глуше места. САЙДИНГ уже полностью исчез.
Много поваленного леса.
Добираемся до деревни Култуки. К этому моменту мы попадаем в места довольно глухие. На фото: поваленный лес и новые дома, воздвигнутые вместо старых, уничтоженных пожаром в 2010 году.
Здесь заканчивается асфальт. До этого места дорога очень хорошая. Отсюда начинается грунт. В сухую погоду, впрочем, он неплохо подходит для езды.
Дорога манит вдаль и затягивает в неизвестность.
Встречаем предупредительный щит (первый из многих), который говорит о том, что дальше начинается территория Окского заповедника и въезд туда строго запрещен. Слышим вдалеке ружейный выстрел.
Оставляем машину и двигаемся дальше пешком.
Входим в лесной массив. Несмотря на то, что сухая и жаркая погода стояла уже целую неделю, дорога все-равно кое-где плохо проходима. После дождя, судя по всему, пробраться по ней значительно тяжелее.
Очередная предупреждающая табличка.
К этому моменту мы уже настолько далеки от цивилизации, что присутствие человека ощущается только по изредка приносимым ветром выстрелам из ружья. Здравый смысл говорит о том, что где-то идёт охота; фантазия подсказывает, что егерь так встречает незваных гостей. Впрочем, звуки выстрелов, долетавшие до нас неясным рокотом, вскоре затихают и пропадают вовсе. Теперь мы, городские обыватели, уже на совершенно чужой территории.
Очередное предупреждение.
Совершенно неожиданно начинается мёртвый лес. Следы недавних пожаров. Далее он сопровождает нас уже на протяжении всего оставшегося пути.
Кроме наших следов - только следы служебного транспорта заповедника. Иногда попадаются следы животных.
Местность вокруг очень болотистая. Дорога, по которой мы идём - узкая насыпь посреди болотной трясины. Иногда попадаются и такие участки.
Мы в пути около двух часов. Дорога не простая, ощущение, будто идём намного дольше. По нашим картам мы уже должны быть на месте.
Выдвигаются предположения, будто Куршу-2 мы уже прошли, не заметив. Ведь действительно, судя по состоянию леса недавний огонь принёс огромный ущерб. Вполне возможно, что после очередного сильного пожара не осталось никаких следов и без того разрушенного огнём места.
Совершенно внезапно появляется знак (довольно свежий), который указывает нам на то, что мы всё-таки пришли туда, куда хотели. Вслед за знаком между черными, обугленными стволами показывается огромный черный крест.
Мы выходим на поляну, окружённую со всех сторон сгоревшими деревьями.
Пришли...
Мемориальная табличка под новым крестом, установленным всего год назад. Люди здесь сгорели дважды: один раз в 1936, второй - в 2010.
Панорама из этой точки. За крестом мы видим огромную братскую могилу.
(надо нажать на треугольник, после чего можно двигать изображение в любую сторону).
Теперь посмотрите небольшой сюжет рязанского телеканала.
Click to view
Если вы смотрели внимательно, то вам понятно почему здесь находятся относительно новые могилы. Для нетерпеливых поясню: многие из тех немногих, кому удалось пережить трагедию (по некоторым источникам это всего немногим более 20-ти человек из более чем тысячи), своей последней волей выразили желание после смерти быть похороненными рядом с близкими, с теми, кто не смог спастись.
Вокруг - мёртвый, почерневший лес. Недавние пожары в Рязанской области страшным эхом пронеслись по этим местам. Теперь, попадая сюда, ещё глубже чувствуешь и переживаешь события 36-го года. Всё словно случилось несколько месяцев назад. Атмосфера этого места внушает сильнейшие чувства и перед глазами явно рисуется адский огненный ураган, сметающий все живое; закрываешь глаза и слышишь крики горящих заживо людей.
Но на самом деле вокруг почти абсолютная тишина. Птицы не поют, листва не шелестит. Мёртвый лес, покачиваясь на ветру гремит обугленными ветками, словно скелет костями.
Проходим немного по остаткам насыпи, по которой пролегала узкоколейка.
Совершенно случайная находка.
Если идти по просеке дальше, можно попасть в Куршу-1. Мы же повернули назад и практически всю дорогу шли молча. Побывав на останках деревни-призрака днём при ярком свете солнышка, я на секунду представил себе это место ночью в полной тишине и обездвиженности и мне захотелось прибавить шаг.
Мы ушли, унеся с собой сильнейшие пережитые впечатления.
В завершение хочу сказать, что узкоколейку, по которой ещё несколько лет назад можно было прокатиться на дрезине (не до самой Курши-2, разумеется), совсем недавно разобрали. Так нам сказали в деревне Гуреево (что под Тумой). Многие экспедиции проходили именно по ней.
Буду рад, если этот рассказ станет для кого-нибудь познавательным и откроет что-то новое. К тому же, наверняка, некоторые моменты я мог упустить или допустить кое-какие неточности. Если более сведущий человек поправит меня или внесёт какие-либо подробности, буду этому рад.
Спасибо тому, кто дочитал до конца.