Feb 25, 2006 06:35
Вчера в разговоре под очень интересным углом всплыла тема страданий души в материальном теле. Ведь кто страдает-то? Душе не больно, ее качества - вечность, знание, блаженство, и невозможно ни разрушить её, ни отпилить от нее кусочек, у нее никогда не бывает воспалений носоглотки или финансовых кризисов. Тело само по себе тоже страдать не может - оно всего лишь совокупность материальных элементов, с которой происходят различные физические процессы. Так где же зарыта та самая собака, которая ноет, скулит, поджимает хвост и заставляет нас страдать? Имя этой собаке - Ложное Эго. Кто же оно такое? Получая материальное тело и отождествляясь с ним, мы попадаем под влияние гун материальной природы и начинаем считать себя этим телом. Вот это самое отождествление, в результате которого появляются понятия "Я" и "Моё" и есть Ложное Эго. Причем "Моё" у подавляющего большинства людей распространяется не только на одно физическое тело, но еще и на имущество, родственников, работу, карьеру, домашних животных - в общем, массу всего, с чем нам приходится взаимодействовать. Мы постоянно страдаем из-за вещей, не имеющих к нам, по сути, никакого отношения. Разбил машину - инфаркт. Плохие отношения с супругом - перманентные депрессии и т.д. Чем больше отождествлений, тем больше страданий. Не зря истинным йогом ("йога" на санскрите - "связь") ведические писания называют не того, кто сидит в позе лотоса или обладает мистическими совершенствами, а того, кто свободен от ложных отождествлений, восстановил свою связь с Богом и ведёт себя как душа, то есть, полностью находится на трансцендентном уровне и не скорбит о вещах, недостойных скорби.
Собеседник привёл чудесное сравнение, яркую иллюстрацию: индивидуальную душу можно сравнить с человеком, играющим в компьютерную игру, computer game-addicted. Не являясь персонажем компьютерной игры, человек, тем не менее, очень переживает по поводу происходящего на экране. Имеет место своего рода сон разума: персонаж игры (физическое тело) ведь не в состоянии даже понять, что относительно главного действующего лица он существует только в замониторье, в его сознание (вернее, отсутствие такового:) не заложена соответствующая система координат, вот он и бегает, суетится, воюет с несуществующими монстрами, получая за это то виртуальные бонусы, то виртуальные же травмы, с одной стороны, послушно исполняя волю играющего (наши желания), но и подчиняясь условиям игры (воздействие кармы и трех гун материальной природы), с другой. Заканчивается одна игра - начинается следующая, потом ещё и ещё одна, но все они являются лишь напрасной тратой времени и сил. Более чем наглядный пример, не так ли?
Так есть ли смысл пытаться согнуть ложку, которой нет?
Доброе утро. :)
Бог