Древность Йом а-Кипурим

Sep 20, 2015 10:13

Обычаи Йом а-Кипурим коренятся в древнейших традициях и верованиях человека. Ещё во времена седой древности люди верили, что грех, т.е. некое ритуальное нарушение, оскверняет человека или здание и привлекает к нему истребительный гнев Бога. Этот объект или субъект нуждался в специальном ритуальном очищении, которое одно могло састи его от гибели. Такое очищение мог провести только жрец посредстом специальных ритуальных церемоний. По окончании таких церемоний человек считался очищенным и приближенным к Богу. Такие церемонии мы встречаем у древних римлян, у древних греков, в вавилоне.
В Вавилоне с необыкновенной пышностью отмечали начало нового года, который считался также национальным днём очищения. Праздник проходил между 1 и десятым Нисана. Гигантскую позолоченную статую Мардука ставили на корабль и медленно поднимали по реке Тигр. Прочие боги сопровождали его на меньших кораблях до самого Вавилона. На пятый день царь осуществлял ритуальную церемонию сложения царских полномочий. В это утро он пешком шёл в великолепный храм Мардука. У входа его встречал первосвященник, но не давал ему войти. У царя отбирали корону, скипетр прочие символы царской власти, складывали их на поднос у подножия статуи Мардука. После этого царь склонялся на колени перед Мардуком, и первосвященик стегал его кожанным ремнём. Если царь плакал, это было признаком, что его правление на грядущий год будет удачным, а если нет, -- значит он уйдёт с трона ещё до конца года. Только после этого царя допускали к Мардуку, он обращался к нему с молитвой и обещал беспрекословно повиноваться его воле. Первосвященик благословлял царя и даровал ему помощь бога и успешное царствование на год. После чего царю возвращали знаки царского достоинства. Он получал от Мардука полномочия царствовать ещё один год.
После чего все жрецы молились Мардуку, чтобы он очистил храм и изгнал из него всё нечестие, скопившееся за год.
В Вавилоне объектом очищения и благословения был царь и Храм. Народ вовсе не фигурировал в этой теологической схеме. В Израиле церемония очищала коаним (отдельно - Великого), а также весь народ. В Вавилоне очищение было направлено на ритуальные нарушения, а в Израиле - на наравственные прегрешения, на плохие дела и потому народ должен был принимать в ней активное участие. Весь народ распростирался в приделе Храма, когда Коэн Гадол изрекал четырёхбуквенное имя.
Мы видим существеннейшие содержательные отличая на фоне несомненного заимствования отдельных церемоний. Но когда именно произошло это заимствование? [Spoiler (click to open)]Есть разные точки зрения. Некоторые учёные считают, что это случилось только во времена Эзры и Нехемии. Они ссылаются на главы УШ-1Х в книге Нехемии. Там подробно рассказано про Рош а-Шана (1 тишрея), про Суккот и про пост, сопровождавшийся чтением Торы и публичным раскаянием в дурных делах. Однако пост этот падает на... 24 тишрея! Приводятся также слова Йехезкеля (45:18-20), который говорит об «очищении Храма от греха» в первый день месяца, не упоминая Йом ха-Кипурим.
Однако есть и контраргументы. Главный из них - это явно древнейщая из всех сохранившихся в ТАНАХе, церемония «козла отпущения». На этом построена гипотеза древности Йом ха_кипурим. Согласно этой точке зрения, в каждую эпоху менялось духовное содержание праздника, однако его ритуально-церемониальный «костяк» сохранялся без изменений. На раннем этапе, в эпоху монархии, было три главных праздника, однозначно связанных с сельскохозяйственным циклом, причём календарь был устроен так, чтобы они не убегали. Однако после изгнания праздники всё более и более отдаялись от своего сельскохозяйственного содержания. В это время уже существовала весьма многочисленная еврейская диаспора, и древние сельскохозяйственные праздники уже не соответствовали новой социально-культурной реальности евреев диаспоры. Они более интересовались религиозно-нравственным или историческим содержание каждого праздника. Постепенно стихийные радостные торжества земледельцев, сопровождавшиеся обильными возлияниями и буйными хороводами, превращались в праздники глубокого национального содержания. И хотя связь праздников с сельским хозяйством оборвалась, некоторые ритуалы сохранились ещё с той поры. Например, принесение омера в Пэсах и два хлеба приношения в Шавуот. Праздники превратились в «Священное Читание» (вроде описанного в книге Нехемии чтение Торы), первоначально в Иерусалимском Храме, а затем и во многих других главных центрах еврейской диаспоры, поскольку не всегда люди были в состоянии добраться до Иерусалима даже три раза в год). Единственный праздник, в котором удержался его древний сельскохозяйственный облик, это был праздник Суккот. За пять дней до начало радостных торжеств Суккота был установлен Йом ха-Кипурим, священный день, день поста и очищения. На исходе старого года и с наступлением нового проводились молитвы и исповедания в грехах, и только после поста, после искупления всех грехов, видел себя человек, как бы рождённым заново, пригодным чтобы войти в Храм Божий в радостном и приподнятом настроении (см. Нехемия).
Приведённые выше ссылки на Книги Нехемии и Йехезкиля также ничего не доказывают. Йехезкиль в этой главе говорит о своём пророческом предвидении будующего, и вовсе не стремиться описывать те реальные обряды и церемонии, которые существовали в эпоху Второго Храма. Что касается Нехемии, то логично предположить, что он просто не упомянул этого дня, и хотя многие праздники были возобновлены после галута, сама идея того или иного праздника вовсе не была новацией. Уже в Храме Шломо, на заре монархической эпохи, был особый день или особые дни, предназначенные для очищения храма от нечистоты, однако мы не знаем, что это был за день и какие церемонии в этот день практиковались.
Так или иначе, Йом-Кипур не был установлен одномоментно в своём окончательном виде, он сформировася постепенно, в результате длительного исторического развития. Он претерпел длительную эволюцию, и его церемонии, как мы их находи в ТАНАХе, это результат синтеза древнейших обычаев и сравнительно ноавых, которые добавлялись с течением времени.
Некоторые иследователи считают, что 10 тишрей одно время было и праздником Рош а-шана, и днём Искупления. Это был весёлый и радостный праздник очищения Храма. Несомненные указания на его радостный характер содержатся также и в Гемаре. В этот день девушки Иерусалима водили хороводы в виноградниках - традиционном месте веселья в те дни, когда праздники ещё были связаны с сельскохозяйственным годом. Этот день носил двойственный и даже амбивалентный характер: день раскаяния и тшувы, с одной стороны, и день безудержного веселья, с другой. Такой двойственный характер вынудил, в конце концов, разнести два аспекта праздника по разным дням: Первый день Тишрей был установлен как радостный праздник Рош а-Шана, а десятый - как день признания грехов и раскаяния. Однако это фуекциональное разделение не было полным и однозначным, и оба праздника смешивались в сознании простых людей ещё долгое время. Этим, возможно, объясняется и поведение народа, описанное в книге Нехемии: люди не очень понимали, какое поведение является «нормативным» в Рош ха-шана, и начали плакать, однако Нехемия, который отлично знал, что это - «норма» для Йом ха-Кипурим, поправил их. С другой стороны, и Йом ха-Кипурим никогда не был в еврейской традиции траурным и печальным днём, подобно постам. Несмотря на пост, раскаяние в грехах и аскезу, он сохранил свой светлый, праздничный облик. Это день поста, но пост облекается в одежды праздника.
Интересно, что Йом а-Кипурим упоминается в писаниях секты Иудейской пустыни. В Первой Кумранской пещере найден отрывок из специальной молитвы на этот день. Однако понять из сохранившегося отрывка, что именно представлял из себя праздник в то время, очень трудно. Несомненно, что секта продолжала отмечать этот праздник много десятилетий после того, как все связи с Иерусалимским Храмом были прерваны. Более того: секта жила по своему, чисто солнечному, календарю, и Йом а-Кипурим не выпадал на 10 Тишрей.
Previous post Next post
Up