Ольянтайтамбо и Наупа Иглесиа - самая загадка региона Куско

Jan 24, 2024 23:31

Продолжение. Ранее Продолжение Андское барокко: старинные церквушки вокруг Куско



11 мая. Поехал в Ольянтайтамбо, на реку Урубамба. С него прямые пути на Мачу-Пикчу: можно автобусом, можно вдоль шпал или с помощью платного Inca Trail. Но я решил не по пути, а скататься одним днём. Так удобно и дёшево заселился в Куско, что мне выгоднее было смотаться туда-сюда, чем ехать без возврата. Ну и с пермитом на Мачу-Пикчу жду, еще не ясно. Также получив его хочу воспользоваться им для посадки в местный поезд, где европейцам задешево типа нельзя. А не ехать автобусом окружной дорогой, как властями предусмотрено. Такиев вот хитроумные планы. Надеюсь, им суждено сбыться.





Так как на день много что запланировано, в 9 утра уже был в Ольянтайтамбо (Ольянта). Бесплатно пролезть в него не сложно, если от входа взять правее и махнуть через фермы, а потом вернуться ко входу - уже с другой стороны от него. Объект смотрится быстро - за пару часов.



Самое интересное, конечно же, это остатки «Святилища солнца». А точнее гранитные монолиты 5,6 х 1,6 х1 ,0 метра. С полуистертыми символами-орнаментами уже известной чеканы. Святилище солнца - название условное.



Стена храма Солнца - своеобразная Стена плача Южной Америки...

Парадоксальны даже не сами монолиты, а затраты, то есть откуда их приволокли. Историки утверждают, что это было сделано с карьеров с противоположной стороны реки Урубамба, всего-то за 6 км. Ну да, мозг человека на выдумки горазд - и здесь историки-археологи оказываются вровень с древними строителями! Транспортировать гранитные глыбы через по сути горные склоны и котловину Урубамбы столь же невозможно, как и не найти тому самое очевидное объяснение...



Выступ - это сосковый босс, он служил для подъёма и удерживания глыб

Отдельно, особняком - как втянули на крутой склон и установили на площадку. А ещё - почему не достроили? Или, другой вариант, что храм был разрушен водным потоком-селем. Что ж, вполне могло случиться в период затяжных дождей. О причинах разрушения подумать особенно интересно. Ведь строили, само собой, - логично предположить, раз сумели справиться с обработкой, транспортировкой и установкой, - учитывая и сейсмичность региона. Казалось бы, нерушимое святилище... Красота обработки и подгонки глыб феноменальная. Однако...



Ещё и загнут гранитный кончик... А если бы он обломился? Что, всю глыбу менять - выбрасывать?

Если от археологического памятника Ольянтайтамбо уйти влево по дороге, то есть в «секретную долину» Урубамбы, то метров через 200 можно лицезреть уже глыбу не розового, а темного гранита. Розовый цвет для «Храма солнца» был вероятнее всего подобран не случайно. Это же цвет утренней зари. В цвете тоже, конечно, есть смысл искать назначение постройки.



Река Урубамба. Тут пройти толком негде, не то, что глыбы протащить

На противоположной стороне реки и в самом деле можно разглядеть какие-то осыпи, но о каменоломнях не идет и речи. Во-первых, крутые склоны. Во-вторых, не по прямой же спускали. Значит, должен остаться серпантин. Даже если его сто раз засыпали обвалы, он должен быть узнаваем. Есть грунтовая автомобильная дорога куда-то в деревни - может она была серпантином? Дорога довольно длинная, прямых спусков, следов стаскивания блоков не видно.



Фасочка снята, всё по науке



С виду - руины и есть руины.. Отчётливо виден противоположный склон Урубамбы, где яко бы каменоломни. Гранитные блоки раскиданы по верхним террасам

Второе, что меня заинтересовало в комплексе Ольянтайтамбо, так это двухэтажные дома по обрывам и даже целый квартал их - Pinkuyllina. Зачем, для чего было строить так высоко и неудобно? Долины не хватало?



Ещё раз про горные склоны...

Pinkuyllina напоминает монастырь с традициями к затворничеству, уединённости на отшибе. Конечно, можно сказать - резиденция, встречать солнце, прятаться от врагов, но почему в 2-3 этажа? И не внизу, в долине?





Третье - это снова, как и в Саксайуамане, изрезанная скала. На этот раз очевидны религиозные предназначения выдолбленных ниш и ступенек. Например, желобки понизу для стока воды. Однако, полировка ниш опять же - зачем?







Вообще весь археологический комплекс, напоминающий скорее основательно разрушевшуюся средневековую крепость, довольно плохо узнаваем несмотря на многочисленные археологические работы и популярность. В то же время, мегалиты слишком тяжелы, чтобы оказаться там, где они сейчас - в десятках метрах по разные стороны друг от друга. Водные потоки конечно могут менять направление, но в этом случае они бы скорее скинули мегалиты вниз, чем рассредоточили их по площадке уступа. А мегалиты именно рассредоточены в горизонтали, перпендикулярно потоку с горы. И уж наверняка потоки разрушили бы облицовку - полигональные кладки. Всё это напоминает ситуацию с Пума-Пунку, где мегалиты так же разбросаны по сторонам. И довольно сложно всё это объяснить.





Считается, что подобные выступы-боссы нужны для транспортировки-подъёма камня. но только не здесь. Изготовить такие выступы крайне трудозатратно и бессмысленно, ведь надо снять всю плоскость прилегающей породы, оставив только эти выступы... Крайне болезненная логика

Технологии по работе с камнем пересекаются с виденными мною в Индии (Махабалипураме). Один крупный блок поражает, он лежит прямо посреди сувенирных лавок, уже «за пределами» сегодняшнего комплекса, но в пределах ещё узнаваемых границ - когда-то граница проходила по ручью.



Остальные сооружения Ольянтайтамбо возведены из рваного камня и уже меркнут перед всем остальным, они очевидны и в целом объяснимы. И святилище воды с яко бы акустикой. И ритуальный дом с выверенными донельзя трапециевидными нишами. И даже андезитовый сток для ручья.



Затащили же...



Храм десяти ниш... И каждая ниша - не типовая конструкция, подобная всем другим, а самостоятельная законченная разработка



Андезитовый сток для ручья

По некоторым гипотезам, Ольянтайтамбо находится на одной линии с Саксайуаманом и Тиоуанако. Не проверял... Уже достаточно над чем подумать, чем восхититься.



Сам посёлок Ольянтайтамбо заканчивается на остатке крепостной стены - некогда вход в город и крепость, где Манко Инка Юпанки отражал натиск испанцев в 1536. Затем, если смотреть вниз, начинается череда террас, сегодня это серпантин выездной (подъездной) дороги. То есть, посёлок Ольянтайтамбо расположен на возвышении от реки - как бы на площадке, как бы прикрывая сам археологический комплекс (храмовую часть), что ещё выше - за притоком. Получается, поселок с одной стороны - это серпантин - террасы и крепостная стена, а с другой глубокий (ок 10 м) ров притока Урубамбы. Ров этот и в самом деле ров, с отвесными, укрепленными камнем стенами. Получается, что и посёлок, и приток расположены на приличной площади, выровненном горно-долинном участке. Не природой, а именно людьми. Иначе как объяснить, что приток такой глубокий, а его склоны такие ровные? Уклон у ручья есть, но он небольшой. А если всё это насыпь, от террас - серпантина дороги до притока (около 400 м), то объем работ поражает ещё больше, нежели сами глыбы Храма солнца. Ну и само собой такой архитектурный ансамбль говорит не только о важности  Ольянтайтамбо, но и о позднем - крепостном значении всех сооружений, что-то по типу средневекового замка с пригородом - только башен не сохранилось. В том смысле, что мы считаем башнями. Отсюда и «голландские домики».





Есть грунтовая автомобильная дорога куда-то в деревни - может она была серпантином? Дорога довольно длинная, прямых спусков, следов стаскивания блоков не видно.

Вот такая вот прорисовалась уникальная картина. Всё это вполне на уровне средневековых городов и  весьма цивилизованно по смыслу. И это ещё не всё - кроме самого Ольянтайтамбо, видимо не уступающего по численности крупным древним городам побережья Перу, например таким, как мы видим в Касмино-Сечинской культуре, вокруг насыпи, вдоль долины располагались множество строений. Эти развалины до сих пор узнаваемы.





Многочисленные мини-ступени по скалам опять же согласуются с подобными, встречающимися в Индии. Впрочем, я не против научной картины мира. Но интересно бы в неё включить и вот это вот всё.





Вторым пунктом плана была Naupa Iglesia - неподалёку от Ольянтайтамбо, километрах в 7 в сторону. Это с десяток террас на склоне притока Урубамбы и прямая лестница по ним, общий вид напоминает сторону пирамиды. И в самом углу, на самом деле, есть скала-грот в форме пирамиды, окруженная примитивными постройками, явно под тему святилища (ряды трапециевидных ниш под светильники).



И все бы примитивно, да вот вдруг под скалой наталкиваешься на андезитовую чёрную одинокую скалу тонны этак в 1 - 2, обработанную под алтарь. И это наверное - самая удивидельная загадка региона Куско. Откуда здесь взялась эта скала? Что это, дайка? Склоны ущелья крутые, до проведения дороги были крайне труднодоступны.  Оформление места как святилища явно поздняя композиция, сложившаяся вокруг куска андезита. Мало того, на алтаре следы бурения. Кто-то трижды сверлил камень, пытаясь отколоть от него куски...



Следы шпура

Но если только отколоть, то почему не края - кувалдой? А если сверлил с целью разломать-разбить, почему же всё-таки не расколол? Правда, отдельные большие сколы можно видеть. Видимо, когда-то из пещеры (из-под алтаря) бил источник, - по подобию в Ольянтайтамбо. Узнаваема ложбина, но уже нет и следа потока - или такой поток возникал только в период дождей. Сам скальный навес очень примечателен, он бросается в глаза как укрытие - милость богов.. Или что его соорудили боги - и здесь незримое их присутствие... Черная, «прилетевшая» невесть откуда глыба... Наподобие метеорита.

По всем этим заметкам велика вероятность, что Naupa Iglesia - место поклонения столь древнее, что следа от ручья даже не сохранилось - засыпало, а сам андезитовый блок прочно «врос» в землю. Интересно ещё, что стоит он ровно. А ещё интересно его сравнить с подобными останцами из Японии.

Кстати, эксперимент Васютина по сверлению гранита: https://www.erazvitie.org/article/otverstiya_v_granite



Глухая ниша

В гроте также есть трёхметровая ниша с "порталом". Какое-то время назад в ней было изображение креста. Такие пустые, закрытые двери не редкость в Андах. Подобная скала расположена неподалеку от Пуно.





Видимо, когда-то из грота (из-под алтаря) бил источник.

Общие выводы от поездки таковы. Ольянтайтамбо и особенно Наупа Иглесиа - Чокекилья впечатляют похлеще всего остального в регионе. Объемы работ, техника и точность обработки камня не соответствуют «простым» ритуальным назначениям. Однако, без сомнений использование и храмов, и ниш - углублений в скалах для религиозных целей, что угадывается в деталях: облагораживание источников, почитание природы и необычных мест. Отдельно вызывает интерес и восторг городок Ольянтайтамбо, выстроенный на искусственно созданной площадке по притоку Урубамбы. Это конечно нечто.

Не зря я заехал и в этот угол. Наупа Иглесиа - место тихое и удивительное, изредка посещаемое туристами.



Долина и дорога к Наупа Иглесиа - Чокекилья

Под конец дня успел вернуться в Куско и даже слегка пройтись по музеям - где ещё не довелось. На этот раз заглянул в музей народной медицины, есть такой в Куско! Он здесь 13°30′47.65″S 71°58′41.56″W. В нем-то я и узнал, что сахарозаменитель Stevia получают из растения Stevia rebaudiana, которое можно просто сушить и крошить в чай... Вот удивительно!







Сладость Stevia rebaudiana примерно в 50-300 раз выше сахара. Растение на протяжении веков использовалось народами гуарани в Южной Америке, листья традиционно использовались в течение сотен лет как в Парагвае, так и в Бразилии, чтобы подсластить местные чаи.





Музей маленький, но очень хороший! Здесь как известные, так и впервые встречаемые мною растения. Кактусу сан Педро посвящён отдельный стенд. Всякие цветные привлекательные бутылочки, откуда так и хочется прихлебнуть...

Климат что-то здешний горный засушливый поднадоел. Даже заскучал по комариным болотам Московии...



Продолжение Перуанское морское свинство. Куй! В рот, пока горячо...

мегалиты, Южная Америка, полигональная кладка, Ольянтайтамбо, Куско, Перу, технологии древних

Previous post Next post
Up