Через Монды на Байкал. Селенга

Sep 16, 2020 18:18

Продолжение. Ранее было Нухэн-Дабан, Мунку-Сардык и Большой Саян

Монды, Иркут и Мунку-Сардык

9 сентября. Утро в Мондах оказалось солнечное. Может и имело смысл вчера остаться там, наверху, у костра. Водитель, услышав, где мы вчера побывали, сказал, что с погодой нам повезло.

Монды. Колорит

Искупались в Иркуте. Монды вот они, прямо на ладони. Над ними припорошенный снежком Мунку-Сардык. До Монголии 10 км - какая же ностальгия охватывает! Это же туда журавли улетели... Километров 500, и уже жарко, достанешь майку. Ещё 500 - китайские сливы на каждом шагу... Вспомнился Роман-НЛО-ник, его отчаянное желание впасть в спячку, как медведь. В двух шагах от таких возможностей он живёт - и вот надо же, вместо загра-паспорта - спячка... А ведь и охотник, таёжник, профессионал своего дела, способный на непростые поступки. Хорошо, что я ЗП свой специально оставил дома, чтобы не было ни одного соблазна свалить.

А тут ещё на КПП девушка поделилась своими мечтами о путешествиях. Нигде не бывала, только работала на границе.

- Да и не известно, побываю ли!

Сама любит ходить с рюкзаком, но - оказывается, даже после увольнения ты 5 лет будешь невыездной... И само увольнение будет ли, не известно когда.  Столько путешественников проходит... Позавидовала нам. А мы подивились, какая у людей бывает жизнь. Вот так!

Местная!

А это акации здесь превратились в низкорослые колючки!

После Монд холод окончательно отступил. Ни тебе живописных мазков осинок по склонам, ни бурных прозрачных рек, ни притягательных гор. Кедры превратились в сосны и шишками больше не балуют. Водители в кузова уже не сажают... А в Кырене оказалось и совсем плоско, да и зелено. Пару осенних мотивов и только...

Погранцы угостили печеньем. Я не знаю, что со мной, но во рту любое магазинное печенье после тайги как сладкий песок, совсем без восторга. И тушёнка после рыбы та же дрянь. Ну, живем уже по старому тувинскому принципу: тушёнка - не мясо, ягода не еда, рыба «выходит». Облепихи надрали, всё лучше печенья. С Мунку-Сардык и в самом деле как какой-то энергетический барьер перешли, хочется уже обратно вернуться. Как будто всё «самое-самое» осталось в Окинском районе: сметана, молоко, душистый хлеб, гостеприимство, виды, трогательность природы и отношений, вкусная вода. Появились аншлаги: баня, сауна, фитобочка, тёплый гараж. Даже Аня загрустила. Вот, говорит, там позади, на перевале, даже чум стоит, крытый корьем, для всех желающих, только ночуй! От дождя, ветра заботливо укроет, и вид красивый. Чуть ли не каждая машина подвозит, в каждый дом можно постучаться... Ну ничего, говорю, все впереди, может и вернёмся когда, через Шумак в Окинский район.

В Слюдянке были к середине дня. Урааа, вот и Байкал! На центральной площади выловили первый интернет за всё время с начала похода... И Аня повеселела. В Улан-Удэ нас уже ждали в гости родители Евгении Рожиной, но мы не успели - уехали лишь до Выдрино. Оказавшись в Выдрино под вечер и так никуда уже не уехав, пошли стучаться по домам. Идем в лес, говорю Ане, но она так вздохнула, что думаю - ну хватит с тебя, ладно. На улице прохладно, пойдём в деревню.

Стучаться по домам это всегда весело. Двери распахиваются, свет, удивлённые лица. Фраза произносится приблизительно так:

-Мы путешественники, спустились с гор, пришли пешком из Тывы в Бурятию, едем в Улан-Удэ. Пустите переночевать! Спим на полу, едим своё, нужно всего лишь немного тепла.

В первом доме:

-Мне некуда, 5 детей, шагайте к Гале - она принимает гостей.

Галя:

-Да конечно проходите... Бесплатно? Нет, бесплатно - нет.

Тут из первого дома мужик догоняет и вручает нам пару омулей. Омули пришлись как раз кстати к горстке накопанной близ Монд картошке.

В третьем доме армянин:

-У меня семеро... да вот идите к соседке!

И сам же (Ашот) тут же двором прошёл к своей соседке и нам её дверь открыл. При этом соседки дома не оказалось - только её родственница, которая и не была против:

-Я же не хозяйка! Ну что я решаю? Ничего. Ну проходите, раз Ашот решил...

Что несказанно удивило саму хозяйку, когда та вернулась из бани.

-А кто это?

-Их Ашот привел. Путешественники.

Вопрос на этом оказался исчерпывающим! И летняя кухня оказалась в нашем полном распоряжении. Мы сходили в баню, сварили припасённой картошки и съели её с омулями и овощами с огорода. И заснули прямо на полу.

Ну не весело ли? Всегда стучитесь по домам!

Вечер над Байкалом. Всё о России в одном кадре))

Приятно было снова оказаться на Байкале, а ещё и ночевать с видом на него. Это здесь водится пресноводный дельфин - совсем как в реках тропиков Эквадора! И голомянка - живородящая рыба: бледная, глазастая, с плавниками - опахалами.

Спасибо за ночлег!

10 сентября. Утром нас подвёз директор детской школы Танхоя. Так я снова оказался при заповеднике Байкальский, на этот раз на еджегодном мероприятии по очистке Байкала от мусора. Всех волонтёров кормили, ну и нас не забыли покормить тоже. На выставке местных товаров напробовались варенья, ане презентовали баночку малинового и горку овощей со словами:

-Девочка же!!! И с таким рюкзаком!!!

С Танхоем много всего связано. Именно сюда проходила ледовая переправа с порта Байкал. Здесь же и речка Безголовка - мыли золото, отрубали головы золотоискателям и бросали в реку, - такие россказни. Ну и заповедник Байкальский, конечно! В предгорьях Танхоя почвы не промерзают, мягкий климат, поэтому кедры особенно пушисты. Здесь же, на трассе, по которой мы едем в Улан-Удэ, проходил и Старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая и обратно. Он же - кандальный тракт (ст. Мишиха). Каторжанин шел 8 месяцев по этапу...

О Байкале я немного уже писал: озеро Байкал, южный берег

Селенга. Вид с дороги

Следом была машина уже сразу в Улан-Удэ, куда прибыли к 19 вечера. Нас душевно встретили Рожины Полина Николаевна и Алексей Станиславович. Накормили курицей с картошкой, помыли, спать уложили...

Расположились мы на ворсистом ковре, просто чудо какое-то! Уже и забыли об Окинском районе... Как быстро чувства проходят, уму непостижимо. А казались такими сильными, спекающими, тянущими назад. И единственно верными!

Единственное, что забывается долго - это любовь. Вложенная ли в уста или шелест ветра, или в тепло солнечных дней. Но даже если и она забывается, а мозг уже не соображает, то улыбка - искорки воспоминаний былого костра, как сухой остаток, остаётся с тобой уже навсегда.